За многовековую историю своего существования рыночная система хозяйства прошла путь от классического капитализма до социально-ориентированной экономики. Сегодня все большее значение приобретает не только экономическая, но и общественная оценка деятельности компании – то, как её воспринимает общество. В этой связи огромную роль играет реализация социальной ответственности предприятия. В научной литературе социальная ответственность бизнеса рассматривается как добровольный вклад владельца бизнеса, который непосредственно связан с основной деятельностью фирмы и выходящего за рамки законодательно установленного минимума, в развитие общества в экономической, социальной и экологической сферах.
В 2000 году Организацией объединенных наций были разработаны стандарты отчетности в области корпоративной социальной ответственности (United Nations Global Compact), которые способствуют оценке отчетности по социальной ответственности, а оценку качества социальной ответственности осуществляет социальный аудит.
В нашей стране начало роста социальной деятельности происходит только с конца 1999г. Первая отчетность компаний об их социальной деятельности появилась лишь в 2002г. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)[3], посвященный проблемам российского бизнеса – о социальной ответственности бизнеса, проведенный по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей в 2010 г., показал, что о мотивах своего участия в программах развития территорий 42% бизнесменов говорят, что это общераспространенная практика, «своеобразная норма жизни» для них, 29% ответили, что представители бизнес сообщества должны помогать социально незащищенным слоям населения, 21% полагает, что бизнес должен брать на себя часть социальных расходов местных и региональных властей, 30% помогают территории, опасаясь, что в ином случае его предприятие впадет в немилость у властей, для 32% значимы личные просьбы со стороны властей.
C правовой точки зрения благотворительность рассматривается как добровольная деятельность по бескорыстной передаче имущества на безвозмездной основе (или на льготных условиях) нуждающимся в этом гражданам.[6] На сегодняшний день более 70% крупных российских компаний занимаются благотворительностью. По данным исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России, участие в социальных проектах стоит Российскому бизнесу от 8 до 30% от их прибыли после уплаты налогов. В 2010 году 50 крупнейших Российских компаний направили на благотворительные программы по минимальным подсчетам 1,7 млрд. руб.
Рассматривая западный опыт и разработанные стандарты, не учитывая внутриполитической, социально-экономической ситуации и особенностей каждого региона страны, нельзя говорить об успешном развитии социальной ответственности, которая сталкивается с рядом проблем.
Одна из проблем, мешающая развитию социальной ответственности бизнеса является взаимодействие бизнеса с населением – до сих пор для общества социальная ответственность освещается как благотворительная инициатива, но не преподносится как экономическое явление.
В России лишь малая доля предприятий участвует в процессе внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в свою деятельность. Этому процессу способствовало принятие ряда документов по регулированию социальной ответственности бизнеса. В 2004 году Российским союзом промышленников и предпринимателей была одобрена «Социальная хартия Российского бизнеса», утверждающая, что социальная ответственность «может и обязана быть полезна для долгосрочного успеха самих компаний в той же мере, как и для общества в целом».[4]
Средний и малый бизнес не проявляет такую активность, по причине ограниченных материальных ресурсов, в сравнении с транснациональными корпорациями (поэтому предприятия вынуждены избегать долгосрочные проекты, и способны осуществлять только разовые благотворительные акции), налоговые платежи так же создают трудности. Эти факторы ограничивают возможность среднего и малого бизнеса заниматься благотворительной деятельностью в боле крупном масштабе.
На слабое развитие корпоративной социальной ответственности в России малого и среднего бизнеса влияет отсутствие заинтересованности государственных компаний. По сути, представители государственного бизнеса обязаны, как никто другой быть социально ответственными и открытыми. Но в результате, все как раз наоборот. Это объясняется тем, что корпоративная социальная ответственность обязывает компании афишировать экономические отчеты, тем самым делиться важной информацией. Но, к сожалению, организации пока не готовы пойти на такой шаг, так как экономика российского бизнеса не совсем прозрачна.
При решении проблемы внедрения в бизнес корпоративной социальной ответственности компании должны уравновесить интересы и потребности всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров[7]), влияющих на организацию каким-либо образом, или же подчиняющихся ей. Таковыми являются профсоюзы, акционеры, кредиторы, поставщики, персонал организации, общественные организации и т.п. Многие крупные компании находятся под ощутимым давлением с их стороны. К компании могут быть выдвинуты различные требования: от требования удовлетворить интересы конкретных некоммерческих организаций, до просьбы изготовления продукции из других, более современных материалов. Если же не учитывать все интересы, то это может негативно отразиться на предприятии, как в виде снижении доходов, так и в виде потери репутации.[5]
Отсутствие работающих стандартов регулирования отношений в этой сфере, установленных законодательством, является самой острой проблемой развития социальной ответственности бизнеса. Политика «благотворительного рэкета» – давления, оказываемого местными или федеральными властями, с целью заставить компанию жертвовать на различные дела, к положительным результатам не приводит. Учитывая нестабильность в экономике нашей страны, руководители предприятий предпочитают оставлять часть своих доходов в запасе и не охотно расстаются с ними. Но само государство заинтересовано в развитии социальной ответственности бизнеса и готово к созданию партнерских отношений с бизнесом.
Абсолютное большинство российских предпринимателей государство должно стимулировать социальную ответственность бизнеса, к примеру, в форме ликвидации налогообложения благотворительной деятельности. Тогда создание в России продуманного механизма социальной ответственности бизнеса будет необходимым условием для взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства. Разработка законодательной нормативно – правовой базы в этой сфере станет первым шагом в решении данной проблемы. Возможны следующие варианты в отношении улучшения корпоративной социальной ответственности: создание стимулов для руководства компаний, введение обязательной социальной отчетности предприятий, экономические льготы, снижение налогообложения, создание государственно-частных партнерств и многое другое. В зарубежных странах многие из этих мероприятий внедрены, и поэтому некоторый опыт Россия может заимствовать. Но для нашей страны также важна разработка новых мероприятий, характерных для особенностей нашей страны.
В 2009г. правительством была одобрена Концепция содействию благотворительной деятельности и добровольчества. В 2010г. были внесены поправки в федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», определяющие правовые основания регулирования добровольной благотворительной деятельности и предоставляющий государственным и муниципальным органам власти право поддерживать благотворительность и добровольчество.[2]
По мере развития научно технического прогресса, производства, информационных технологий и возникают и новые сложно решаемые проблемы: социально-экономические, экологические, технические, политические, информационные и др. от решения этих проблем настоящее время зависят будущее цивилизации. Большую роль в их решении определяет деятельность современных компаний, их ответственность перед обществом. Поэтому проблемы социальной ответственности бизнеса в нынешнее время становятся актуальными. Многие представители науки, бизнеса и политики занимаются поиском их решений. Значительным вкладом для признания российских компаний на международной арене будет внедрение рациональной и эффективной политики корпоративной социальной ответственности. Это будет началом нового пути развития данной сферы для России – изменение имиджа компаний, стереотипов, возможности рыночных механизмов и социальной ориентации бизнес сообщества.
Библиографический список
- Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108360/
- «Дмитрий Медведев внес поправки в закон о благотворительности», «Аргументы недели» , 26 декабря 2010 URL:http://argumenti.ru/politics
- Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения, раздел социальной ответственности бизнеса URL:http://wciom.ru
- «Социальная хартия российского бизнеса» от 16 ноября 2004 г., XIV съезд РСПП. URL:http://www. csr-rspp.ru/social/hartiya.
- Толкишевская Татьяна Михайловна, Быкова Анна Викторовна «Актуальные проблемы становления социальной ответственности бизнеса в России». Научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий» 2013, URL: http://ekonomika.snauka.ru
- Галимова А. Ш. Полуянова О.А., «Проблемы социальной ответственности бизнеса», 2014
- Википедия – свободная энциклопедия, URL:http://ru.wikipedia.org