Вопрос развития предприятия на любом этапе жизненного цикла важен для его успешного будущего. Стабильность в бизнесе во многом зависит от качественного роста предприятия, который в корне отличается от роста количественного, расширяющего возможности предприятия, однако, не позволяющего ему стабильно развиваться и быть перспективным в будущем. Стоимостной подход является одним из путей к увеличению стоимости предприятия за счёт качественного роста, который представляет собой эффективный рост, о котором пойдёт речь.
Эффективный рост предполагается руководством не как самоцель, а в качестве разумной цели извлечения полезной выгоды. Стоимостной подход к управлению предприятием и его оценке становится значимым в современной рыночной экономике, поскольку для любого предприятия на первый план выходит создание имиджа инвестиционно привлекательного. Для потенциальных инвесторов и будущих акционеров важно, насколько устойчивым и перспективным является предприятие сегодня, потому как от данного знания зависит будущая прибыль акционеров, готовых вкладывать свои средства в развитие предприятия.
Целью исследования стоимости предприятия и эффективного управления ею является создание качественной профессиональной модели управления стоимостью с целью повышения конечной стоимости бизнеса. Выбор в пользу данной модели способствует «удорожанию» будущей стоимости предприятия при правильной реализации стратегии эффективного стоимостного роста.
Актуальность данного исследования неоспорима, поскольку стабильность деятельности любого предприятия и его устойчивое функционирование зависит в том числе от политики руководства и тех методов, которые выбираются им в качестве основополагающих. Мониторинг стоимости бизнеса позволяет фиксировать экономические эффекты и выстраивать на их основе долгосрочные стратегии совершенствования.
Проблема выбора модели стоимостного управления и ментального перехода к необходимости управления стоимостью и выделения части прибыли на её оценку и корректировку факторов, увеличивающих стоимость, остается сегодня важной и требует разрешения. На практике не создано точных моделей, позволяющих оценить качественный рост стоимости предприятия. Данная работа начинает исследования в достаточно новой области обозначенного анализа стоимости и подхода к оценке стоимости предприятия и её управлению.
Стоимостной подход и выявление качественного роста основано на исследовании факторов стоимости путём ретроспективного и перспективного анализов, которые составляют две основные группы методик исследования.
Таблица 1
Тип методов |
Значимость исследования |
Используемые методики |
Способы исследования |
Предоставление данных |
Ретроспективный |
Анализ деятельности предприятия в прошлом и исследование факторов, играющих роль в создании стоимости предприятия |
Статистические методики |
Исследование функций зависимости отдельных факторов и групп факторов на итоговую стоимость предприятия |
Таблица значимости факторов стоимости и взаимозависимости факторов, их происхождения? Таблица результативности факторов стоимости |
Перспективный |
Анализ влияния ключевых факторов стоимости на формирование капитала предприятия и его стоимости как таковой, прогнозирование влияния факторов стоимости в будущем |
Экономико-математические методы, прогнозирование, факторный анализ |
Расчет вариационных отклонений, коэффициентов для анализа эластичности функции стоимости по факторам, принимаемым во внимание |
Таблица явных факторов стоимости, таблица влияния факторов и возможности его корректировки |
Использование результатов исследований имеет не только явные эффекты увеличения прибыльности предприятия. Стоимость при правильном управлении не только стабильна, имеет тенденции к росту, даёт преимущества при выборе привлекательных для акционеров предприятий, но также позволяет самому менеджменту вкладывать собственные средства в активные факторы стоимости наиболее эффективно. Факторы, приносящие предприятию низкий доход, снижающие стоимость предприятия за счет материальных факторов или имиджевых, маркетинговых характеристик, стоит причислять к неэффективным и устранять при прочих равных условиях. Перспективные факторы могут инвестироваться активнее, поскольку эффект от этого выше.
Любое предприятие заинтересовано в управлении собственной стоимостью по ряду причин:
- стремление к обоснованию рыночной стоимости для потенциальных инвесторов и акционеров;
- желание менеджмента отследить перспективность предприятия за ряд лет, что выражается в динамике стоимостного прироста;
- мониторинг процессов, связанных с макросредой, влияющих на стоимость бизнеса;
- гарантия стабильности предприятия для всех участников его деятельности.
Стоимость предприятия в разные экономические периоды трактовалась и понималась неоднозначно. Так, на ранних этапах её исследования, стоимость определялась в качестве меры обмена, сегодня же стоимость предприятия определяется прежде всего как его акционерная стоимость.
Этап развития | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Теория науки | Экономическая теория | Теория бухгалтерского учета | Управленческий учет | Оценка | Финансовый менеджмент | Менеджмент |
Понятие стоимости | Стоимость как мера обмена | Учетная стоимость | Справедливая стоимость | Рыночная стоимость | Рыночная стоимость | Акционерная стоимость |
Рисунок 1 – Развитие понятия «стоимость» в экономической мысли
Источник: авторская, по материалам [1], [2].
В своих исследованиях многие авторы делают акцент на формирование стоимости посредством некоторых важнейших составляющих. Г.С.Мерзликина в своих исследованиях выделяет следующие факторы, влияющие на стоимость, отраженные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Факторы, влияющие на стоимость предприятия
Источник: [2].
Данная классификация факторов стоимости на внутренние контролируемые и внешние неконтролируемые может считаться условной, однако, важно отметить, что наличие внешних факторов и создание для их реализации стабилизационных фондов необходимо для качественного управления стоимостью.
А.Дамодаран в свою очередь выделяет четыре группы основных факторов стоимости:
- денежные потоки, генерируемые имеющимися в наличии активами;
- ожидаемый темп роста денежных потоков, обращающийся за счет реинвестирования части прибыли или изменения отдачи инвестированного капитала;
- изменение продолжительности периода высокого роста денежных потоков;
- изменение стоимости имущества за счет изменения операционного риска инвестированного капитала, изменений пропорций долгового финансирования или изменения условий привлечения кредитов. Радченко, Е.Ю. Управление стоимостью компании холдингового типа [3].
Основные этапы формирования системы стратегического управления стоимостью определены для политики применения стоимостного подхода в менеджменте. Создание системы управления стоимостью компании должно состоять из следующих основных этапов: признания управления стоимостью компании ключевой задачей с точки зрения эффективного собственника, интегрирования концепции управления стоимостью компании (Value Based Management) в систему управления компанией и постановки менеджменту задач по созданию ликвидной стоимости компании и ее максимизации; диагностики бизнес-процессов и выявления основных драйверов стоимости (рыночной капитализации) для конкретной компании; построения формальных и эмпирических моделей, описывающих влияние ключевых драйверов на стоимость; оценки значимых драйверов стоимости и диапазонов коэффициентов чувствительности рыночной стоимости к различным драйверам и т.д.
Стоимостной подход для любого предприятия не является «панацеей» от всех бед, однако, позволяет при компетентном управленческом подходе сделать предприятие не только источников прибыли в короткий срок, но и самому стать объектом с высокой стоимостью.
Библиографический список
- Мерзликина, Г.С. Оценка экономической состоятельности предприятия. Монография.– ВолгГТУ. – Волгоград, 1998,265с.
- Мерзликина, Г.С. Экономика и управление стоимостью предприятии химической промышленности: учеб. Пособие / Г.С.Мерзликина, О.А.Минаева; ВолгГТУ. – Волгоград, 2012. – 80 с.
- Радченко, Е.Ю. Управление стоимостью компании холдингового типа / Е.Ю.Радченко // Финансовый менеджмент. – 2011. – №5. – С.36-48.
В переводе правильнее назвать статью Value-based approach, а не Cost-based (затратный). И соотвественно в ключевых словах value-based management…