РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

Холошная Анна Эдуардовна1, Фоменко Евгения Игоревна2
1ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», студент
2ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики», кандидат экономических наук, доцент кафедры теории управления и государственного администрирования

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию роли муниципального маркетинга в социально-экономическом развитии государства. В работе выявлено, что существует прямая зависимость между уровнем проработанности проектов маркетинга и динамикой развития всей страны в экономической и социальной сферах.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Холошная А.Э., Фоменко Е.И. Роль муниципального маркетинга в социально-экономическом развитии государства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2023. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/04/24369 (дата обращения: 27.04.2024).

В период реформирования системы экономики основным ориентиром стало изучение муниципального маркетинга в качестве главного элемента внутригосударственных социально-экономических связей. Сущность и содержание маркетинга территории отражают условия развития рынка, воздействуя на экономические процессы, меняют вектор в сторону интересов потребителя. Маркетинговая деятельность органов местного самоуправления обусловлена необходимостью переориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности экономических субъектов муниципального образования. Основной задачей органов местного самоуправления в процессе реализации маркетинговой политики является обеспечение эффективного взаимодействия отдельных управленческих функций – планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Маркетинг выступает, с одной стороны, в качестве функции, реализуемой органами власти, а с другой – в качестве функции предпринимательства, которая представляет собой реализацию продвижения услуг города.

Муниципальный маркетинг – это организуемый органами местного самоуправления систематизированный процесс, направленный на определение и удовлетворение потребностей населения конкретного муниципального образования в товарах и услугах [1, с. 29]. Маркетинговая деятельность органов муниципальной власти сосредоточена на установлении целей и разработке путей их достижения в сфере рыночных отношений. Исследуя роль муниципального маркетинга в социально-экономическом развитии государства, необходимо изучить принципы реализации программ маркетинга [2, с. 34]:

1) принцип учета интересов всех групп и слоев населения;

2) принцип эффективного регулирования муниципальных рынков;

3) принцип поддержки субъектов местной экономики;

4) принцип формирования привлекательного имиджа города.

Основываясь на вышеперечисленных принципах, маркетинг представляет собой подсистему, пронизывающую все сферы управления муниципальным образованием.

Маркетинг территорий также следует рассматривать как систему мер по привлечению новых экономических агентов (различных фирм, некоммерческих организаций, инвесторов), способствующую развитию муниципального образования.

Муниципальный маркетинг осуществляется в различных сферах экономической деятельности. К отраслям деятельности маркетинга следует отнести рынок недвижимости, зоны хозяйственной застройки, инвестиционные проекты, туристические программы.

Основные практические меры реализации муниципального маркетинга представлены на рис. 1 [3, с. 30]:


Рисунок 1. Практические меры реализации муниципального маркетинга

Эти конкретные действия по выполнению маркетинговой политики позволяют в полном объеме охватить экономическую и социальную составляющие объекта управления.

Корректно выстроенный муниципальный маркетинг – это действенный инструмент формирования социально ориентированной системы рынка отдельной территории, а также важный элемент, объединяющий все уровни экономики государства [1, с. 29]. Кроме того, деятельность маркетинга территорий направлена на выявление и активное использование преимуществ муниципального образования: производственных и природных ресурсов, человеческого капитала. Это, в свою очередь, приводит к позитивной конкуренции между регионами, а в последствии – к улучшению экономического положения всей страны.

Муниципальный маркетинг – это вид государственно-частного партнерства, представляющий собой форму взаимодействия государственного аппарата и бизнеса для решения социально значимых проблем. Исходя из определения, данного в Федеральном законе «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы муниципального управления могут повысить качество товаров, услуг и работ, реализуя программы муниципального маркетинга, что положительно скажется на экономическом состоянии страны и на степени удовлетворенности граждан [4].

Муниципальный маркетинг – это инструмент регулирования, преимущества которого состоят в следующем [5, с. 467]:

1) повышение эффективности муниципальных программ и услуг;

2) создание базы для определения и реализации стратегии управления, исходя из потребностей и интересов населения;

3) оптимизация управленческого цикла – определение предвыборных программ, создание четкого плана экономического развития;

4) повышение доверия властным структурам со стороны граждан;

5) ориентация производства и предпринимательства на нужды населения муниципального образования.

Тем самым возможности маркетинга позволяют не только сформировать регулирующую систему, но и упростить процесс управления, объединив социально-экономические функции в единый проект.

Одним из принципов муниципального маркетинга является создание благоприятного имиджа территории населенного пункта. Имидж муниципального образования – это устойчивый образ о городе, сложившийся в сознании людей, влияющий на его функционирование [6, с. 101]. Основной задачей имиджевой составляющей маркетинга является идентификация объекта влияния среди других муниципальных образований.

Грамотная работа над имиджем позволяет повысить репутацию муниципального образования. Распространяя практику повышения степени привлекательности, органы государственной власти тем самым повышают общий уровень престижности страны.

Положительный имидж может быть сформирован посредством финансовых ресурсов, использования архитектурного и исторического достояния населенного пункта, развития промышленного сектора. В зависимости от преимуществ города, органы управления и менеджеры продвижения выбирают, на каком элементе (инфраструктура, культура, бизнес) сделать акцент при выборе концепции маркетинга.

Муниципальный маркетинг – это одна из составных частей маркетинга страны – образа государства, обеспечивающего внешнеэкономические связи [7, с. 49]. Система государственного маркетинга приведена на рис. 2.


Рисунок 2. Система государственного маркетинга

Данная структура маркетинга способствует глобальному управлению мнением общественности об отдельной территориальной единице и государстве в целом.

Подводя итог, следует сказать, что муниципальный маркетинг – это механизм, благодаря которому происходит сочетание интересов населения, хозяйствующих субъектов муниципального образования и всей страны в целом. Реализация программ маркетинга территорий позволяет проводить эффективную региональную политику, используя, прежде всего, внутренние ресурсы муниципальных образований; внедрять передовые технологии хозяйствования и управления; влиять на выбор проживания и трудовой деятельности населения. Муниципальный маркетинг, как одна из функций местного самоуправления, основывается на принципах, которые позволяют рассматривать маркетинг в качестве связующего звена между национальной политикой развития и местными проектами.


Библиографический список
  1. Ананьева, Т. Г. Роль маркетинговой стратегии муниципалитетов в социально-экономическом развитии Российской Федерации / Т.Г. Ананьева // «Журнал прикладных исследований». – №1. – 2018. – С. 28-31.
  2. Акьюлов, Р.И. Муниципальный маркетинг в управлении развитием территории / Р.И. Акьюлов // Журнал «Муниципалитет: экономика и управление». – №3. – 2014. – С. 32-35.
  3. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учебник / А.П. Панкрухин // СПб.: Питер. – 2010. – 416 с.
  4. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ .
  5. Алексеев, С.В. Маркетинговое право России: учебник для вузов / C.В. Алексеев // М.: НОРМА, 2011. – 640 c.
  6. Домнина, С.В. Имидж города как фактор его инвестиционной привлекательности / С.В. Домнина, С.В. Евдошенко // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации. Материалы III Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Соловьевой [и др.]. – 2015. – 309 с.
  7. Крылов, С.М. Формирование международного имиджа государства / C.М. Крылов // Журнал «Вологдинские чтения». – № 58. – 2006. – С. 48-51.


Все статьи автора «Холошная Анна Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: