К ВОПРОСУ О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Галимова Айгуль Шарифовна1, Марушко Ксения Сергеевна2
1Уфимский университет науки и технологий, кандидат экономических наук, доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования
2Уфимский университет науки и технологий, студентка 2 курса кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования

Аннотация
Статья посвящена анализу понятия конкуренция в сфере здравоохранения применительно к бюджетным организациям и созданию конкурентных условий, без которых невозможны эффективные изменения, направленные на повышения качества оказания медицинских услуг такими учреждениями. Авторы приходят к выводу, что конкуренция благоприятно влияет в конечном итоге на качество оказываемых медицинских услуг, однако конкуренция в обозначенной сфере характерна для частных медицинских образований, в то время как бюджетные организации здравоохранения сталкиваются с ограничениями и проблемами различной сложности. Причинами их являются зависимость организаций от экономических факторов и внешних условий развития, связанных с необходимостью побуждения покупателей к переходу на их продукт или услугу.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Галимова А.Ш., Марушко К.С. К вопросу о конкурентоспособности бюджетных организаций в сфере здравоохранения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/02/24260 (дата обращения: 13.07.2024).

Успешное пребывание различных субъектов, осуществляющих деятельность, направленную на извлечение дохода, на товарном рынке в условиях мощнейшей конкуренции зависит от множества факторов, среди которых одним из главных является конкурентоспособность. Именно последняя соединяет ведущие экономические показатели: качество товаров (работ, услуг), ценовую политику, маркетинг, научный-технологический потенциал организации, управленческие формы и методы. В настоящее время обеспечение конкурентоспособности является неотъемлемой частью деятельности любой организации. С ростом числа новых компаний и постоянно развивающимися технологиями организация должна активно участвовать в управлении конкуренцией, анализе рынка и внедрении инновационных технологий в производство, чтобы не отставать от конкурентов.

Процесс управления конкурентоспособностью организации направлен на повышение ее устойчивости в условиях усиливающейся конкуренции и изменяющихся условий внешней среды. Управление конкурентоспособностью заключается в проведении мероприятий, направленных на постановку целей организации и выбор путей их достижения таким образом, чтобы сохранить и приумножить конкурентные преимущества организации в условиях неопределенности.

Рыночные отношения выходят на принципиально новый уровень, которому присущ качественно новый характер развития многих элементов экономики, в том числе и здравоохранения. Постоянный призыв к информатизации экономики, введение цифровых стандартов, технологий, инновационных разработок приводит к тому, что область здравоохранения вынуждена адаптироваться к новым условиям и быть конкурентоспособной в условиях современной глобализации.

Современное состояние рынка медицинских услуг характеризуется значительным ужесточением конкуренции на целевом и внешнем рынке. Поэтому для достижения коммерческого успеха организации необходимо учитывать факторы внешней и внутренней среды и реализовывать преимущества, влияющие на ее конкурентоспособность.

Как правило, под конкурентоспособностью понимают «способность конкурента перераспределять созданную всеми соперниками стоимость в свою пользу благодаря умению замещать низко результативные виды деятельности более результативными» [1, с. 3]. Учитывая основные признаки, отраженные в приведенном определении, бюджетным организациям необходимо либо совершенствовать качество оказываемых услуг и осуществляемых работ, либо произвести их коммутацию с тем, чтобы оставаться конкурентоспособными. Другими словами, субъекты с бюджетным финансированием, привлекая и расширяя клиентскую базу, вынуждены конкурировать с организациями, основанными на частной собственности, развивая собственную деятельность, повышая ее эффективность. При этом следует иметь ввиду, что деятельность таких организаций является важной частью экономического и социального прогресса, создающей условия для его непрерывности, обеспечивая занятость населения, рациональное использование свободного времени и определённый уровень качества жизни населения.

Основной смысл категории «конкурентоспособность бюджетных организаций» заключается в ее неоднозначности. С одной стороны, бюджетные организации ограничены в своей деятельности целями, для которых они были созданы и принципом «не прибыльности». С другой стороны, для того, чтобы вести борьбу со всеми прочими продуцентами аналогичных услуг за потребителя, за рынки сбыта своих услуг, за дополнительные ресурсы (финансовые интеллектуальные, временные, человеческие) они используют свои конкурентные преимущества.

Вместе с тем, модернизация деятельности бюджетных организаций не всегда возможна, поскольку основные ее виды зависят от специальной правоспособности таких учреждений. Подобный подход возможен только в отношении тех видов деятельности, которые относятся к числу неосновных, либо для тех, которые осуществляются в рамках оказания платных услуг. Отсюда следует, что те организации, которые не ограничены в реализации своей правоспособности, занимают более выгодную позицию [2, с. 58].

Как указывается в специальной литературе, о проблемах конкуренции в сфере здравоохранения впервые заговорили на западе [3, с. 89], и, впоследствии, применительно к данной области, использовались принципы уже   сформированной западной концепции. К примеру, в научном исследовании П. А. Герасимова анализируются: процедуры коммуникации между участниками рынка медицинских услуг на мировой арене, параметры конкуренции производителей на мировом рынке указанных услуг, процессы инвестирования, внедрения инновационных услуг в медицинской сфере, уровень государственной поддержки в зарубежных странах и т.п. [4, с. 69].

Опираясь на зарубежные и отечественные разработки теории конкуренции, учитывая состояние современной российской экономики, некоторые ученые пишут, что конкурентоспособность субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере здравоохранения, представляет собой сравнительное превосходство отдельно взятой организации, занимающейся медицинскими услугами в конкретный временной промежуток, которое позволяет оказывать такие услуги в оптимальном соотношении цены и качества, обеспечивая тем самым «социально-экономическую эффективность и собственную инвестиционную привлекательность» [5, с. 18].

Некоторые авторы считают, что конкурентоспособность поставщиков медицинских услуг выражается в их соперничестве, являющегося значимым фактором, наличие которого позволяет достичь желаемых результатов при условии существования определенных ограничений. Последние затрагивают разнообразные аспекты медицинской деятельности: «от доступа к ресурсам к возможности влиять на те или иные государственные структуры» [6].

Также, в отношении конкурентоспособности организаций в сфере здравоохранения отмечают, что данный феномен характеризуется определенной относительностью, зависящий от рыночной конъюнктуры, включающей в себя общее состояние рынка услуг в сфере медицины, от спроса и предложения, от видов таких услуг, соотношения между их ценой и качеством, от условий оказания медицинских услуг [7, с. 103]. Данное понятие интерпретируется и как определенное взаимодействие между исполнителем и потребителем последних, в рамках которого организации здравоохранения соперничают друг с другом, удовлетворяя потребности клиентуры [8, с. 215]. При этом отмечается, что конкуренция выступает мотивацией и основанием для развития более совершенной системы оказания медицинских услуг [9, с. 35].

Учитывая сказанное, можно утверждать, что конкуренция в обозначенное сфере это результате появления рынка медицинских услуг. Под последней понимается «медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение» (ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ) [10].

Представляется, что конкуренция благоприятно влияет в конечном итоге на качество оказываемых медицинских услуг. Благодаря такому явлению, организации в сфере здравоохранения разрабатывают новейшие стандарты, стремятся к внедрению инновационных продуктов при их оказании, что, в конечном итоге, положительным образом сказывается на всех участниках рынка. Однако, на сегодняшний день не существует разработанного комплексного подхода к оценке конкурентоспособности некоммерческих организаций в целом, и бюджетной организации в частности, встречаются только фрагментарные разработки, применимые к той или иной отрасли некоммерческой деятельности.

Вместе с тем, в реальной действительности существует множество факторов, влияющих на конкурентоспособность организаций в сфере здравоохранения, причем как положительно, так и отрицательно. К числу первых можно отнести: совершенствование подходов в лечении разнообразных заболеваний, инновационный прорыв в сфере лечения неизлечимых заболеваний, повышение качества оказания медицинских услуг при сдерживании повышения ценовой политики. Среди отрицательных факторов следует обозначить: кризисы в сфере экономики, ликвидация организаций, не выдерживающих стремительные темпы повышенного спроса к качеству оказываемых услуг, нецелесообразное расходование ресурсов и т.п. Следует отметить, что определение основных факторов, влияющих на конкурентоспособность, повысит возможности организаций в сфере оказания медицинских услуг не только остаться «на плаву», но и выйти на иной уровень на рынке соответствующих услуг.

Учитывая изложенное, можно обозначить некоторые подходы, обеспечивающие конкурентоспособность указанных субъектов: массовое внедрение инновационных технологий, влияющих на развитие системы здравоохранения в целом, доведение соответствующей информации до населения, повышение уровня эффективности системы стимулов и мотивации медицинского персонала.

Подводя итог, можно сказать, что в специальной литературе высказывается различные мнения относительно конкурентоспособности организаций здравоохранения. В основном, отмечается, что конкуренция в обозначенной сфере характерна для частных медицинских образований, в то время как бюджетные организации здравоохранения сталкиваются с ограничениями и проблемами различной сложности. Причинами их являются зависимость организаций от экономических факторов и внешних условий развития, связанных с необходимостью побуждения покупателей к переходу на их продукт или услугу.


Библиографический список
  1. Тарануха Ю.В. О категории «конкурентоспособность» / Ю.В. Тарануха // Вестн. Моск. ун-та. – Сер. 6. Экономика. – 2013. – № 3.
  2. Зубарев Д.Н. Конкурентоспособность государственных, муниципальных бюджетных и автономных учреждений: основы формирования институциональной модели оценки / Д.Н. Зубарев // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018.
  3. Портер М. Конкуренция.  Пер. с англ. / под ред.  Заболоцкий Я. В. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2010.
  4. Герасимов П. А. Современные тенденции развития мирового рынка медицинских услуг : дис. канд. экон. наук. – М., 2015.
  5. Арабчиков К. Н. Формирование конкурентоспособности предприятий частной системы здравоохранения / К.Н. Арабчикова // Менеджер здравоохранения. – 2011. – № 4.
  6. Селезнев В.Д., Волков С.Д. Проблемы конкуренции в российском здравоохранении / В.Д. Селезнев, С.Д. Волков // Экономика и экологический менеджмент. – 2016. – № 1.
  7. Коробкова О. К. Совершенствование конкуренции на рынке медицинских услуг / О.К. Коробкова // Гуманизация образования. – 2015. – № 3.
  8. Филиппов К.А. Развитие конкуренции в сфере здравоохранения / К.А. Филиппов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.  – 2013. – № 1 (22).
  9. Шейман И. М. Зарубежный опыт интеграционных процессов в здравоохранении. Часть 2 / И.М. Шейман // Менеджер здравоохранения. – 2012. – №-7.
  10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru/


Все статьи автора «Марушко Ксения Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: