ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ АДИЗЕЗА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА КОМПАНИИ MCDONALDS

Мудрых Яна Андреевна
Политехнический институт (филиал) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Аннотация
Мы живем в постоянно меняющемся мире. Одни изменения идут на благо организации, а другие приводят к различным проблемам. В этой статье рассмотрена модель жизненного цикла организации Ицкаха Адизеса. Анализ этой модели позволяет выявить проблемы на разных этапах жизненного цикла организации, а также разработать успешные решения.Данная работа будет интересна собственникам бизнеса, ученым, преподавателям, студентам.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Мудрых Я.А. Практическое применение модели Адизеза на основе анализа компании McDonalds // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2023. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/02/24232 (дата обращения: 11.03.2024).

Введение. В связи с мировой глобализацией экономики, жесткой конкуренцией и нестабильностью в экономике менеджеру важно разработать верную стратегию компании, а также принимать правильные управленческие решения. Для этого управленцу необходимо понимать на каком стадии жизненного цикла находится фирма.

Краткий обзор модели И.Адизеса:

В своей модели жизненного цикла И.Адизес сравнил организацию с живым организмом, а проблемы организации-с детскими болезнями. Эти болезни ученый разделил на две группы: болезнь роста и патологии. Для любой фирмы присущи болезни роста-это связано с ее развитием. А патологии оказывают негативное влияние на развитие организации и чтобы от них избавится нужна помощь профессионала. С помощью модели жизненного цикла менеджер сможет понять на какой стадии жизненного цикла находится организация и принять верное решение.

Первая стадия- это зарождение идеи. На этой стадии у собственника бизнеса рождается идея. На этой стадии важно проявлять энтузиазм и верить в свою идею, а также необходима финансовая поддержка. Это могут быть личные средства собственника или инвестиции.

Вторая стадия называется младенчество. Проблемы роста на этой стадии это научится правильно управлять финансовыми потоками. Компания может переходить от кризиса кризису, а сама структура компании размыта. В это время компания держится за счет энтузиазма собственника. Но если собственник загорится другой идеей, то компанию ждет «смерть во младенчестве» Если же продукт компании укрепляется на рынке и ростет спрос, то компания из второй стадии переходит на стадию высокой активности.

Третья стадия: Давай-давай или стадия высокой активности. Эта стадия характеризуется высоки продажами продукта. Компания процветает, а успех рождает у руководителя самоуверенность. Опасности, которые поджидают компанию на этой стадии- не умение руководителя делегировать полномочия. Очень важно наладить внутреннюю структуру компании, что бы не было хаоса. Проблема на этой стадии — это управленческий кризис. То есть фирма может погибнуть, если собственник замкнет все управленческие процессы на себе. Адизес назвал это «Ловушкой основателя»

Четвертая стадия: Юность. На этой стадии в организации формируется управленческая структура. В это время собственнику нужно принять на работу профессионального менеджера. При этом стадия юности- это время конфликтов. Начинается противостояние
между ветеранами фирмы и новичками. Если компания пережила эту стадию, то она переходит на следующую.

Пятая стадия. Расцвет. На стадии расцвета компания может оставаться достаточно долго. Эта стадия, где управленческие решения должны быть гибкими, и компания должна быть готова постоянно меняться. То есть для этой стадии характерен поиск новых решений, новых витков бизнеса, а также инвестирование в рост. Как только организация начинает «стоять на месте» – она начинает стареть, хотя в первое время руководители компании могут и не замечать признаков старения.

Шестая стадия Стабильность – это начальная стадия стареющей компании. По мнению Адизеса в этой стадии меньше инноваций, компания становится менее гибкой, а так же меньше конфликтов в компании. Фирма находится в расслабленном состоянии, нет стимула к развитию, хуже удовлетворяются потребности потребителей. Внутри организации дружественная атмосфера, развиваются неформальные коммуникации.

Седьмая стадия. Аристократизация. На этой стадии компания переходит к краткосрочному планированию. Зарождаются традиции- это может проявится в общении, в форме одежды и т.д. Психологический климат в компании становится напряженным; отсутствуют инновации. В шутку эту стадию называют «стадия склероза». Очень развит административный аппарат, а потери от деятельности руководители скрывают от собственника.

Восьмая-десятые стадии можно назвать “Ранняя бюрократизация”, “бюрократия” и “смерть”. Этот этап также называют «охотой на ведьм», когда в компании начинаются массовые увольнения, увеличивается документооборот, составляется множество бесполезных инструкций. Фирме не интересны конкуренты и потребители, а внутри разворачивается борьба за власть.

Существует три базовых условия при котором организация может вернуться в точку расцвета.

  1. Новая кровь( привлечение новых людей)
  2. Новая стратегия (
  3. Принятие не популярных решений (массовые увольнения)

Если не организовать бизнес на этом этапе , то наступает стадия Бюрократизма. Это точка не возврата. Правила компании становятся все более жесткими, выживать получается только за счет субсидирования, затраты на контроль растут (камеры на местах), а компания становится все менее и менее адаптированной к рынку.

Смерть. Инвестиции не поступают, компания не выживает на рынке.

Практическая часть.

На примере компании McDonalds рассмотрим жизненный цикл по модели Адизеза. Данная компания была основана как ресторан быстрого питания, именно так была сформулирована концепция братьев Макдоналдов.

В 1940г. братьями был открыт первый ресторан быстрого питания. В меню данного ресторана входил всего один сэндвич. Этот период можно охарактеризовать как «стадию выхаживания».

«Стадия младенчества» пришлась на период с 1940-1948гг, когда братья Макдоналды открыли небольшой ресторан с более обширным меню. Далее компания пережила «стадии детства и юности», которые пришлись на период с 1948-1961гг.

С 1961года и по настоящее время в компании началась стадия расцвета. В 1961 году Рэй Крок купил у братьев Мэка и Дика, компанию McDonalds за 2,7 миллиона долларов. Крок на тот момент не владел такой существенной суммой денег, а кредиторы считали фастфуд не выгодным вложением средств. Тогда Рэй организовал новую компанию “Franchise State” (Франшиза Истэйт), занимающаяся покупкой и арендой земли вместе с Макдональдс для будущих ресторанов. А в 1967 компания выходит на международный уровень. На данный момент рестораны продолжают открываться по всему миру, и открыты в 118 странах. К 2022 году компания обслужила в России более 6 млрд человек, годовая выручка сети, состоящей из 850 ресторанов, достигла 129 млрд рублей (№23 в рейтинге Forbes «50 крупнейших иностранных компаний в России»)

Заключение

Таким образом,  было рассмотрено применение модели жизненного цикла организации на примере компании McDonalds. В результате исследования, выяснилось, что существует три основных стадии (зарождение, расцвет, смерть) и несколько промежуточных. От того как построена политика компании, стратегия, а также от индивидуальных характеристик зависит количество стадий и их продолжительность Управленцу-профессионалу для построения успешной стратегии компании необходимо опираться на теорию ЖЦО, предвидеть предстоящие проблемы и кризисы, планировать в долгосрочном масштабе.[5,15] При оптимальном соотношении гибкости и контроля организация может находиться в стадии расцвета бесконечно долго, и яркое тому подтверждение – компания McDonalds».


Библиографический список
  1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации //СПб.: Питер. – 2007. – Т. 2.
  2. Глухова Е. В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? //Корпоративные финансы. – 2007. – №. 4. – С. 111-117.
  3. Клёпова С. А., Максудова Ш. И., Гарднер Д. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ //Успехи современного естествознания.2012.№. 4.
  4. Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2003.
  5. Никифорова Н. В., Шалбаева Ш. Е. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ.
  6. Широкова Г. В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы //Российский журнал менеджмента. – 2007. – Т.5. – №. 3. – С. 85-90.
  7. Как создавалась фастфуд империя Макдоналдс. https://macdonaldsi.ru/history.1/


Все статьи автора «Мудрых Яна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: