ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАРКЕТИНГЕ

Бадртдинова Рамиля Ринадовна1, Смирнова Диана Владиславовна2
1ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», ассистент кафедры «Менеджмент»
2ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет»

Аннотация
В статье рассматриваются информационные технологии, используемые в современной маркетинговой деятельности. Приведены оценки объёмов информации, размещаемой на странице сайта (слайде) или телевизионном экране. Отмечена необходимость учёта особенностей восприятия информации человеком при представлении рекламной информации. Представлены перспективы развития информационных технологий маркетинга.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бадртдинова Р.Р., Смирнова Д.В. Использование информационных технологий в маркетинге // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2023. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2023/05/24402 (дата обращения: 19.05.2024).

Маркетинг сегодня играет ключевую роль в экономике предприятий, охватывая практически все сферы деятельности, включая производство, торговлю и сферу услуг. Маркетинг – необходимый элемент успеха любой фирмы, не зависимо от её размеров, от сферы деятельности, принадлежности той или иной форме собственности.

Маркетинговая деятельность включает изучение рынков, формирование товарной, ценовой и распределительной политики, разработку новых товаров, организацию информационного обмена с потребителями и многое другое. Решение этих задач невозможно без использования современных информационных технологий сбора, обработки, анализа, информационного обмена и представления информации.

Маркетинговые исследования являются неотъемлемой составляющей информационного обеспечения системы поддержки и принятия управленческих решений. Одной из задач маркетинговых исследований являются постоянное взаимодействие с потребителями по коммуникационным каналом, связывающим фирму с внешней средой.

Информационное взаимодействие с внешней средой в рамках решения задач маркетинга осуществляется посредством целого ряда информационных технологий. Это, прежде всего, технологии использующие сети Интернет и Интранет.

Сервисы сети Интернет позволяют получать информацию из ресурсов сети, обеспечивать интерактивное информационное взаимодействие между бизнес партнёрами, осуществлять рекламную деятельность, обеспечивают использование информации из целого ряда официальных источников государственной, коммерческой и другой информации. Кроме того, сеть Интернет является важнейшим элементом целого ряда информационных технологий, в которых она обеспечивает коммуникационную функцию. Например, такие информационные технологии как «облачные технологии», позволяющие вести маркетинговую деятельность в виртуальном пространстве без использования материальных активов, требуют обеспечения доступа к виртуальным вычислительным мощностям с помощью сети Интернет.

Одной из технологий маркетинга является реклама во всём её многообразии и разновидности. С одной стороны, маркетинг непосредственно влияет на рекламу для решения ряда задач повышения уровня продаж продукции, популяризации товаров и услуг, информации о фирме и т.п. С другой, реклама – это определённый тест, предъявляемый внешней среде для определения её реакции на предоставляемую информацию. Информационные технологии рекламы весьма разнообразны и все они основаны на предоставлении различной информации в тех или иных СМИ и внешней среде.

Реклама на телевидении весьма деятельный элемент маркетингового воздействия, обладающая свойствами определяемыми особенностями представления информации на экране телевизора. Прежде всего, это кратковременность и периодичность сюжетов. Кроме того, время передачи, которое определяет аудиторию зрителей. И, наконец, это особенности представления информации по полю экрана.

Важной и широко используемой сегодня является реклама в сети Интернет. Эта технология отражает реализацию информационного взаимодействия с потребителями с помощью ряда инструментов, среди которых, прежде всего, следует выделить сайты в сети интернет.

Сайт является важнейшим элементом маркетинга. Он представляет организацию в виртуальном пространстве и от него зависит имидж организации, её информационные возможности, формируется мнение пользователей об организации.

Важность сайта определяет внимание, которое должно уделяется его созданию и, что не менее важно, сопровождению т.е. поддержанию его в актуальном состоянии.

В настоящее время существует два основных направления использования сайта для решения задач маркетинга. Первое направление связано использованием сайта как средства коммуникации, источника справочной информации, средство рекламы и маркетинга вне электронных сетей. В данном случае мы имеем дело с формированием имиджа компании, направленного на продвижение продукции определённого класса для определённого сегмента покупателей. И реклама, и различные опросы, проводимые в сети направлены на увеличение объёмов продаж, информирование покупателей.

Второе направление применения сайта состоит в том, что данный инструмент используется для ведения электронного бизнеса, основанного на принципах сетевой экономики. В данном случае сайты используются как торговые площадки для ведения электронного или сетевого бизнеса. Примерами использования могут служить электронные аукционы, биржи, Интернет-магазины и др.

Особенности представления информации на страницах сайта и телевизионных экранах похожи на принципы представления информации при презентациях.

Представление информации на сайте должно осуществляться в соответствии с определёнными правилами, которые основаны на особенностях восприятия видео информации человеком.

Важным элементом является объём представляемой на сайте или телевизионном экране информации и как следствие время необходимое для просмотра страницы сайта. Для оценки количественных характеристик информации, размещаемой на странице сайта (слайде) или телевизионном экране могут быть использованы расчёты на основе хорошо известной формулы Шеннона.

Сегодня одним из перспективных направлений информационных технологий маркетинга является технологии Big Data и инструменты Data Mining, которые позволяют на основе обработки больших объёмов данных получать информацию о рынке, перспективах его развития, решениях, обеспечивающих решение задач предприятия и т.д. Отметим, что данную информацию иными средствами получить невозможно. Эти технологии непосредственно опираются на технологии Искусственного интеллекта, развитие которого идет сегодня ускоренными темпами.

Таким образом, сегодня в маркетинге информационные технологии играют весьма важную роль, обеспечивая реализацию целого ряда его функций, таких как, сбор, хранение, обработка и анализ информации о рынке, информационное взаимодействие с потребителями, формирование корректного представления информации с помощью средств мультимедиа.

При использовании в качестве инструмента маркетинга сайты и телевидение, следует не забывать об ограниченных возможностях восприятия информации человеком. А также следует помнить о её дозированности и правилах размещения в рамках экрана. В свою очередь маркетинговая печатная продукция должна отвечать правилам представления информации по полю страницы, описанные в источнике.

Перспективы развития информационных технологий маркетинга лежат в сфере новых разработок в области Big Data, которые обеспечат переход маркетинга на новых уровень.

Важно подчеркнуть, что представленными выше технологиями не ограничивается многообразие современных информационных технологий, используемых в маркетинговой деятельности.


Библиографический список
  1. Гончаров, В. Н. Использование интернет-технологий в маркетинге / В. Н. Гончаров, Е. В. Курипченко // Менеджер. – 2020. – № 3(93). – С. 181-187.
  2. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. С. В. Карповой., 2021.
  3. Исааков, Г. С. Интегрированные интернет-коммуникации в B2B маркетинге / Г. С. Исааков // Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса : Сборник научных трудов кафедры Коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина / Под редакцией В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. – Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2020. – С. 101-107.
  4. Колодник, Т. Д. Развитие теории цифрового маркетинга / Т. Д. Колодник // Наука и инновации. – 2021. – № 1(215). – С. 53-57.


Все статьи автора «Смирнова Диана Владиславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: