ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Чегулова Анастасия Андреевна1, Лехова Марианна Александровна1, Некрасова Ирина Викторовна1, Абросимова Мария Алексеевна1, Бердникова Карина Эрфановна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, студент 1 курса магистратуры, факультет управления и социально-технических сервисов

Аннотация
В статье описаны возможности интерактивных инструментов обучения в образовательной деятельности. Описаны основные техники и методы реализации интерактивного обучения. Обучение с использованием интерактивных инструментов оказывает положительное влияние на развитие личностных особенностей студентов.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Чегулова А.А., Лехова М.А., Некрасова И.В., Абросимова М.А., Бердникова К.Э. Интерактивные инструменты обучения в образовательной деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/08/21205 (дата обращения: 17.03.2024).

В современном образовательном процессе множество методических инноваций неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. Значение слова интерактивный заключается в способности находиться в режиме диалога, взаимодействовать с другими субъектами педагогической деятельности.

Интерактивное обучение представляет собой вид организации образовательного процесса, направленного на создание комфортных условий обучения, когда студент чувствует себя успешным, самостоятельным [1]. При таком обучении студенты являются равноправными участниками педагогического процесса, активно участвуют как в групповой, так и индивидуальной работе. Интерактивное обучение строится по такому принципу, что все обучающиеся задействованы в познавательной деятельности. При реализации групповой работы каждый участник вносит свой вклад в достижение педагогических целей. Одновременно с этим студенты получают профессиональные навыки. Для эффективной организации интерактивного обучения важно обеспечивать комфортную образовательную среду, где каждый студент готов прийти на помощь другому, поддержать и подсказать. Это способствует не только приобретению новых знаний, но и развитию познавательной деятельности, переводя ее на более качественный уровень взаимодействия. Интерактивное обучение предполагает реализацию диалогового общения, при которой достигается взаимопонимание, студенты учатся совместно решать поставленные задачи. Для данной формы обучения исключается доминирование определённого мнения над другим. Диалоговое общение предполагает совместное обдумывание студентами поставленных на занятии вопросов. Участники интерактивного обучения развивают способности к критическому мышлению, взаимопомощи при решении образовательных задач. Благодаря инструментам интерактивного обучения студенты учатся слушать и слышать мнение, отличающееся от своего [2]. На занятиях используются различные виды работы: работа в парах, индивидуальные и коллективные работы, ролевые игры, исследовательские проекты.

Преподаватель не даёт студентам готовые знания, а побуждает их к самостоятельному поиску истины. При интерактивном взаимодействии задача педагога состоит в обеспечении условий, направленных на проявление студентами инициативы. Педагог играет роль наставника, помощника. Перед преподавателем стоит задача обеспечить освоение студентами знаний, достижение взаимосвязей между участниками образовательного процесса, активизация умственных процессов. Важно на таких занятиях поддерживать инициативность студентов, принимать различные точки зрения на рассматриваемый вопрос, поощрять творческий подход участников обучения [3].

Интерактивные инструменты обучения строятся на схемах взаимодействия студентов и педагога, студентов между собой. В данном случае не только преподаватель влияет на желание студентов участвовать в образовательном процессе, но и сами студенты взаимодействуют между собой, повышая при этом мотивацию к обучению.

К задачам интерактивных инструментов обучения относятся:

  • научить самостоятельно искать, отбирать, представлять информацию и вырабатывать верное решение проблемы;
  • научить работать в коллективе, проявлять уважение к мнению других участников обучения;
  • научить формулировать собственную точку зрения, опирающуюся на конкретные факты.

Основные методы и приемы интерактивного обучения.

  1. Мозговой штурм, заключающийся в неограниченном количестве идей по конкретной тематике, анализ которых происходит после завершения штурма.
  2. Кластеры, сравнительные таблицы, цель которой состоит в поиске ключевых положений по конкретной проблеме.
  3. Интерактивные занятия с использованием информационных технологий. Педагог может предложить студентам в режиме онлайн пройти тестирование, изучить электронное издание [4].
  4. Дискуссии, дебаты, предполагающие коллективное взаимодействие участников для решения определённой проблемы, поиска решений и сопоставления мнений.
  5. Деловые игры, содержание которых предполагает проработку определённых положений на основе разделения ролей.
  6. Метод проектов, когда студенты самостоятельно разрабатывают проект и представляют его перед аудиторией.

Таким образом, обучение с использованием интерактивных инструментов оказывает положительное влияние на развитие личностных особенностей студентов. Интерактивное обучение развивает организацию совместной деятельности участников педагогического процесса и ответственность за принятые решения. Интерактивные инструменты обучения видоизменяют роль педагога, представляя его организатором педагогического процесса.


Библиографический список
  1. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. №4, 26-33.
  2. Русскова Ю.Н., Апухтин М.П., Ильин С.Ю. Вопросы интерактивного обучения в высшей школе // Государственная служба и кадры. 2020. №5, 258-260.
  3. Кошкина В.А., Пазенко Е.А. Интерактивные средства обучения: классификация и потенциал // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №3, С.3.
  4. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Зиновьев О.А. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №2 (52), 146-151.


Все статьи автора «Лехова Марианна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: