ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Королев Анатолий Алексеевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу современного правового регулирования унитарных предприятий (УП) в условиях реализации Национального плана развития конкуренции, предполагающего реформирование системы действующих УП и ограничение их создания в перспективе.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Королев А.А. Правовое регулирование системы унитарных предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/05/18669 (дата обращения: 17.03.2024).

Следует отметить, что регулирование деятельность унитарных предприятий осуществляется широким спектром нормативных правовых актов.

Конституционные нормы закладывают имущественную основу деятельности УП, закрепляя право управления имуществом за органами государственной власти и местного самоуправления. Более подобное регулирование имущественных отношений, возникающих в процессе осуществления хозяйственной деятельности анализируемыми юридическими лицами содержится в Бюджетном Кодексе РФ.

Закупки для хозяйственной деятельности осуществляются посредством применения Федерального закона «О контрактной системе в Российской Федерации», а также Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливающего процедуры размещения информации о государственных и муниципальных нуждах, а также собственно процесс реализации закупок.

Также следует отметить, что в российской системе законодательства предусмотрен обширный перечень норм в различных отраслях права, отражающий специфику деятельности унитарных предприятий. В частности, КОАП РФ отражает особенности ответственности, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» специфику погашения учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения. Особенности регистрации унитарных предприятий отражает Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В свою очередь, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия и другие особенности приватизации имущества унитарных предприятий.

Также нельзя не упомянуть законы, посвященные отдельным видам унитарных предприятий, реализующих конкретные функции, например, федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы, деятельность которых регулируется Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ключевыми нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность анализируемой организационно-правовой формы юридического лица, является ГК РФ и Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1].

Систематизация норм указанных законов позволяет идентифицировать ключевые согбенности унитарных предприятий (рисунок 1).


Рисунок 1 – Особенности правового статуса унитарных предприятий [1]

При этом, схематично, нормы устанавливающие ключевые основы деятельности унитарных предприятий можно отразить в виде рисунка 2.


Рисунок 2. Структура Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1]

Следует отметить, что ФЗ №161 комплексно охватывает все аспекты функционирования УП от создания до ликвидации.

Отдельно следует упомянуть Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2], который 8 января 2019 года включил главу 7.1. «Антимонопольные требования к созданию унитарных предприятий и осуществлению их деятельности» запретив создание унитарных предприятий, за исключением узкого перечня, указанного в статье 35.1.

Структурно, главу 7.1 имеющую непосредственное значение для деятельности и развития системы унитарных предприятий в России можно представить в виде схемы (рисунок 3). Основной акцент в указанной главе поставлен на создании унитарных предприятий, не на ликвидации и реорганизации.


Рисунок 3 – Структура главы 7.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2]

В контексте проходящей в настоящее время реформы системы унитарных предприятий с целью развития конкуренции в России немаловажным является процесс реорганизации унитарных предприятий. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества в организационно правовой форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в соответствии с требованиями ст. 11 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества в передаточном акте, который составляется на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них (п. 2 ст. 11 Закона о приватизации). Форма такого акта может быть утверждена нормативными актами публично-правовых образований.

Имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации актов приватизируемого предприятия, изымается собственником (п. 4 ст. 11 Закона о приватизации).

Если определенный в соответствии со ст. 11 Закона о приватизации размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала АО, установленному законодательством РФ, или превышает его, приватизация унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в АО.

Кроме того, независимо от размера уставного капитала создаваемого хозяйственного общества, унитарное предприятие может быть преобразовано в ООО, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном налоговым законодательством, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства (абзац третий п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

Более того, в настоящее время существует довольно большой перечень подзаконных актов регулирующих анализируемую сферу.

В контексте настоящего исследования, наиболее важным является Постановление Правительства РФ от 31 июля 2020 г. N 1148 «О случаях создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности» в котором зафиксирован перечень видов деятельности в рамках реализации которых разрешено создавать унитарные предприятия.

Таким образом, следует отметить, что правовое регулирование унитарных предприятий является обширным и представляет собой комплекс документов, охватывающих как ключевые основы их деятельности, так и отдельные аспекты.

Содержательную классификацию
нормативных правовых актов, регулирующих систему унитарных предприятий можно представить в виде схемы (рисунок 4).

Почеркнем, что приведенная классификация носит условный характер в силу широты и разнообразия правового регулирования анализируемой сферы. На рисунке приведены лишь наиболее важный нормативные правовые акты, которыми система законодательства, регулирующая объект исследования настоящей работы не исчерпывается.


Рисунок 4 – Содержательная классификация нормативных правовых актов, регулирующих систему унитарных предприятий

В заключение данной работы отметим, что, не смотря на разветвленную и достаточно подробную систему законодательства в сфере унитарных предприятий, в настоящее время ключевое значение приобретают акты, опосредующие деятельность УП в контексте развития конкуренции, именно их содержание диктует судьбу всей анализируемой системы.


Библиографический список
  1. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ: – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).
  2. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ. – Текст : электронный. – URL : https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 05.05.2022).


Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: