Анализ научных взглядов на развитие экспортной деятельности предпринимательских структур позволяет обнаружить устоявшийся в научных кругах подход, согласно которому экспортный потенциал как экономики в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, в частности, во многом зависит от институциональных параметров данной сферы формируемых под влиянием органов государственной власти, региональных властей и органов местного самоуправления. При этом, в настоящее время страны конкурируют по качеству институциональной среды обеспечивающей условия для эффективной экспортной деятельности [1].
Оценка зарубежного опыта государственной поддержки экспортной деятельности позволяет выделить ряд наиболее часто применяемых мер:
во-первых, совокупность торгово-политических мер, реализующихся в отстаивании интересов национальных производителей на иностранных рынках, а также создание условий для реализации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов путем заключения многосторонних соглашений, реализации антидемпинговых мер, а также противодействия ограничениям на зарубежных рынках;
во-вторых, финансовые меры стимулирования экспортной деятельности, реализующиеся в субсидировании, льготном кредитовании и государственных гарантиях для экспортно ориентированных субъектов;
в-третьих, налогово-административные меры предусматривающие упрощенные налоговые и таможенные режимы, а также ослабление валютного законодательства;
в-четвертых, информационная поддержка, реализующаяся в создании полезных для экспортеров баз данных и других информационных ресурсов;
в-пятых, консультационная поддержка, включающая правовое и организационное сопровождение экспортной деятельности;
в-шестых, промоционная поддержка, включающая меры протекционизма, продвижения национальных товаров на зарубежных рынках, позиционирование национальной продукции путем организации выставок, ярмарок, рекламы и др. мероприятий.
Следует отметить, что настоящее исследование затруднено отсутствием комплексных подходов к оценке эффективности институтов в сфере реализации экспортной деятельности. В целях реализации цели выпускной квалификационной работы, определим, что мерами государственной поддержки является совокупность регулирующих воздействий в сфере экспортной деятельности создающей условия для реализации потенциала экспортно ориентированных предприятий России.
Институциональная среда поддержки экспортной деятельности включает совокупность институтов поддержки и реализацию мер поддержки.
В понятие института в науке включаются правила и организации осуществляющие свою деятельность в сфере экспорта.
Регулирование, формирующее комплекс правил в сфере поддержки экспорта является достаточно разветвленным, включающим как нормативно-правовые акты, так и совокупность стратегических документов.
К институтам – организациям поддержки современных экспорто ориентированных компаний можно отнести следующие организации (рисунок 1).
Рисунок 1. Совокупность организаций, реализующих и координирующих меры поддержки экспортно ориентированных компаний
Следует отметить, что в настоящее время создана некоторая совокупность организаций, являющихся координаторами экспортной деятельности в России, а также реализующими государственную политику в сфере экспорта.
Указанные организации, в том числе являются площадками предоставления мер государственной поддержки экспортно ориентированным предпринимателям.
На каждом этапе реализации экспортной деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства могут обратиться к мерам государственной поддержки. Всю совокупность мер поддержки можно условно классифицировать по нескольким направлениям (рисунок 2).
Рисунок 2. Условные группы мер государственной поддержки экспортной деятельности [2]
Меры нефинансовой поддержки экспортно ориентированных компаний реализуются Российским экспортным центром и Региональными центрами координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, призванными организовывать и предоставлять услуги, способствующие раскрыть и реализовать экспортный потенциал малого и среднего предпринимательства несырьевого сектора (рисунок 3).
Рисунок 3 – Меры нефинансовой поддержки экспортно ориентированным компаниям в 2019 году [3]
В свою очередь, совокупность мер поддержки финансового характера включает в себя:
-
компенсацию затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции, но не больше 50% затрат и 50% стоимости привезенной продукции;
-
ставку НДС равная 0% при экспорте, «налоговые каникулы»;
-
государственную гарантию в иностранной валюте;
-
программу льготного кредитования экспортеров высокотехнологичного, интеллектуальной продукции и различных услуг [4];
-
страхование кредитов [5].
Анализируя этапы экспортной деятельности идентифицируем ключевые точки реализации мер поддержки.
Этап выбора рынка и поиск контрагентов. На данном этапе сбора первичной информации о стране и условиях экспортной деятельности в ней, предприниматель имеет возможность воспользоваться совокупностью баз данных, размещенных на аналитическом портале «Экспорт регионов» (раздел «Рейтинги: Регионы, Товары»), а также использовать информацию портала «Экспортстат», фактически являющегося формой подготовки запросов к базе ФТС России. Также, полезную для экспортеров информацию содержит портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России [6].
Следует подчеркнуть, что органы государственной власти осуществляя информационную поддержку экспорта создали совокупность сайтов (информационных ресурсов), имеющих различные функции, способствующие реализации экспортного потенциала российских компаний (рисунок 4).
Рисунок 4 – Совокупность информационных ресурсов для поддержки экспортной деятельности
Этап подготовки товара к требованиям зарубежного рынка (клиента, покупателя) может реализовываться посредством государственной поддержки в сфере сертификации, компенсации затрат на сертификацию в размере 90% затрат, связанных с оценкой соответствия, 90% затрат на оценку соответствия систем менеджмента и 50% затрат на омологации НИР и ОКР [7].
В ходе реализации процессов взаимодействия с контрагентами экспортно ориентированная компания вправе подучить консультативную помощь от региональных Фондов поддержки малого и среднего предпринимательства.
Для продвижения товара компании получают поддержку в виде организации ярмарок, выставок и других мероприятий, способствующих позиционированию товара.
Таким образом, государственная поддержка экспортно ориентированных предпринимателей носит комплексный, многоплановый характер, охватывая практически каждую сферу экспортной деятельности.
Библиографический список
-
Зобова Л.Л., Орлова Е.К. Глобальная конкуренция как разновидность пространственной конкуренции// Экономические науки. – 2012. – №4
-
Сырцов Д. Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях //Режим доступа: http://www. imepi-eurasia. ru/baner/Syrtsov_dissertation. pdf. – 2014.
-
Тимченко М. В., Кузьмина В. М. Инфраструктура продвижения экспорта и системы поддержки отечественных производителей //Молодежь и системная модернизация страны. – 2020. – С. 141-144.
-
Финансовая поддержка экспорта [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_ export/financial_measures/
-
Программа льготного кредитования экспортеров [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: https://mosopora.ru/news/programma-lgotnogo-kreditovaniya-eksporterov.html
-
Официальный сайт портала внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru
-
О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1388. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru