НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Васильев Леонид Васильевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу мер государственной поддержки экспортно ориентированного малого предпринимательства. Отмечается формирование в настоящее время комплексного программного подхода в анализируемой сфере.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Васильев Л.В. Направления государственной поддержки экспортно ориентированного малого предпринимательства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/03/17543 (дата обращения: 25.04.2024).

Анализ научных взглядов на развитие экспортной деятельности предпринимательских структур позволяет обнаружить устоявшийся в научных кругах подход, согласно которому экспортный потенциал как экономики в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, в частности, во многом зависит от институциональных параметров данной сферы формируемых под влиянием органов государственной власти, региональных властей и органов местного самоуправления. При этом, в настоящее время страны конкурируют по качеству институциональной среды обеспечивающей условия для эффективной экспортной деятельности [1].

Оценка зарубежного опыта государственной поддержки экспортной деятельности позволяет выделить ряд наиболее часто применяемых мер:

во-первых, совокупность торгово-политических мер, реализующихся в отстаивании интересов национальных производителей на иностранных рынках, а также создание условий для реализации экспортной деятельности хозяйствующих субъектов путем заключения многосторонних соглашений, реализации антидемпинговых мер, а также противодействия ограничениям на зарубежных рынках;

во-вторых, финансовые меры стимулирования экспортной деятельности, реализующиеся в субсидировании, льготном кредитовании и государственных гарантиях для экспортно ориентированных субъектов;

в-третьих, налогово-административные меры предусматривающие упрощенные налоговые и таможенные режимы, а также ослабление валютного законодательства;

в-четвертых, информационная поддержка, реализующаяся в создании полезных для экспортеров баз данных и других информационных ресурсов;

в-пятых, консультационная поддержка, включающая правовое и организационное сопровождение экспортной деятельности;

в-шестых, промоционная поддержка, включающая меры протекционизма, продвижения национальных товаров на зарубежных рынках, позиционирование национальной продукции путем организации выставок, ярмарок, рекламы и др. мероприятий.

Следует отметить, что настоящее исследование затруднено отсутствием комплексных подходов к оценке эффективности институтов в сфере реализации экспортной деятельности. В целях реализации цели выпускной квалификационной работы, определим, что мерами государственной поддержки является совокупность регулирующих воздействий в сфере экспортной деятельности создающей условия для реализации потенциала экспортно ориентированных предприятий России.

Институциональная среда поддержки экспортной деятельности включает совокупность институтов поддержки и реализацию мер поддержки.

В понятие института в науке включаются правила и организации осуществляющие свою деятельность в сфере экспорта.

Регулирование, формирующее комплекс правил в сфере поддержки экспорта является достаточно разветвленным, включающим как нормативно-правовые акты, так и совокупность стратегических документов.

К институтам – организациям поддержки современных экспорто ориентированных компаний можно отнести следующие организации (рисунок 1).


Рисунок 1. Совокупность организаций, реализующих и координирующих меры поддержки экспортно ориентированных компаний

Следует отметить, что в настоящее время создана некоторая совокупность организаций, являющихся координаторами экспортной деятельности в России, а также реализующими государственную политику в сфере экспорта.

Указанные организации, в том числе являются площадками предоставления мер государственной поддержки экспортно ориентированным предпринимателям.

На каждом этапе реализации экспортной деятельности субъекты малого и среднего предпринимательства могут обратиться к мерам государственной поддержки. Всю совокупность мер поддержки можно условно классифицировать по нескольким направлениям (рисунок 2).


Рисунок 2. Условные группы мер государственной поддержки экспортной деятельности [2]

Меры нефинансовой поддержки экспортно ориентированных компаний реализуются Российским экспортным центром и Региональными центрами координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, призванными организовывать и предоставлять услуги, способствующие раскрыть и реализовать экспортный потенциал малого и среднего предпринимательства несырьевого сектора (рисунок 3).


Рисунок 3 – Меры нефинансовой поддержки экспортно ориентированным компаниям в 2019 году [3]

В свою очередь, совокупность мер поддержки финансового характера включает в себя:

  • компенсацию затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции, но не больше 50% затрат и 50% стоимости привезенной продукции;
  • ставку НДС равная 0% при экспорте, «налоговые каникулы»;
  • государственную гарантию в иностранной валюте;
  • программу льготного кредитования экспортеров высокотехнологичного, интеллектуальной продукции и различных услуг [4];
  • страхование кредитов [5].

Анализируя этапы экспортной деятельности идентифицируем ключевые точки реализации мер поддержки.

Этап выбора рынка и поиск контрагентов. На данном этапе сбора первичной информации о стране и условиях экспортной деятельности в ней, предприниматель имеет возможность воспользоваться совокупностью баз данных, размещенных на аналитическом портале «Экспорт регионов» (раздел «Рейтинги: Регионы, Товары»), а также использовать информацию портала «Экспортстат», фактически являющегося формой подготовки запросов к базе ФТС России. Также, полезную для экспортеров информацию содержит портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России [6].

Следует подчеркнуть, что органы государственной власти осуществляя информационную поддержку экспорта создали совокупность сайтов (информационных ресурсов), имеющих различные функции, способствующие реализации экспортного потенциала российских компаний (рисунок 4).

Рисунок 4 – Совокупность информационных ресурсов для поддержки экспортной деятельности

Этап подготовки товара к требованиям зарубежного рынка (клиента, покупателя) может реализовываться посредством государственной поддержки в сфере сертификации, компенсации затрат на сертификацию в размере 90% затрат, связанных с оценкой соответствия, 90% затрат на оценку соответствия систем менеджмента и 50% затрат на омологации НИР и ОКР [7].

В ходе реализации процессов взаимодействия с контрагентами экспортно ориентированная компания вправе подучить консультативную помощь от региональных Фондов поддержки малого и среднего предпринимательства.

Для продвижения товара компании получают поддержку в виде организации ярмарок, выставок и других мероприятий, способствующих позиционированию товара.

Таким образом, государственная поддержка экспортно ориентированных предпринимателей носит комплексный, многоплановый характер, охватывая практически каждую сферу экспортной деятельности.


Библиографический список
  1. Зобова Л.Л., Орлова Е.К. Глобальная конкуренция как разновидность пространственной конкуренции// Экономические науки. – 2012. – №4
  2. Сырцов Д. Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях //Режим доступа: http://www. imepi-eurasia. ru/baner/Syrtsov_dissertation. pdf. – 2014.
  3. Тимченко М. В., Кузьмина В. М. Инфраструктура продвижения экспорта и системы поддержки отечественных производителей //Молодежь и системная модернизация страны. – 2020. – С. 141-144.
  4. Финансовая поддержка экспорта [Электронный ресурс] // Портал внешнеэкономической информации. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_ export/financial_measures/
  5. Программа льготного кредитования экспортеров [Электронный ресурс] // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Режим доступа: https://mosopora.ru/news/programma-lgotnogo-kreditovaniya-eksporterov.html
  6. Официальный сайт портала внешнеэкономической информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru
  7. О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 1388. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru


Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: