СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Корнеева Кристина Ивановна
Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
студентка факультета Экономики и менеджмента

Аннотация
На современном этапе социально-экономического развития регионов страны особо значимую роль приобретает местное самоуправление. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, они наделены определенными правами, муниципальным имуществом, а также материальной и финансовой базой.
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий, местные бюджеты - самые многочисленные. В настоящее время в Российской Федерации существует около 12,5 тысяч муниципальных образований. Являясь низовым звеном бюджетной системы, они, образно говоря, представляют собой ее фундамент, не укрепив которого, нельзя кардинально улучшить прочность и надежность этой системы. При этом в местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу - образование, здравоохранение, жилищно - коммунальное хозяйство. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% - на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% и 50% соответственно - на здравоохранение и социальную политику.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Корнеева К.И. Современное состояние и роль муниципального бюджета в социально-экономическом развитии (на примере Владимирской области) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/12/24193 (дата обращения: 18.03.2024).

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии содержит характерные особенности. Прежде всего, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования гарантирует право местным органам власти иметь собственную материальную базу для воплощения в действие компетенций в соответствии с Конституцией Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Если рассматривать участников бюджетного процесса на муниципальном уровне, то требуется выявить полномочия и функции органов местного самоуправления, а также региональных и федеральных органов власти по данному аспекту. Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (принципа самостоятельности), органы местного самоуправления по своему усмотрению и на основании обязательств, переданных вышестоящими органами власти, исполняют бюджетный процесс. Выстраивается он из четырех этапов:

– проектирование;

– принятие;

– выполнение;

– обсуждение итогов исполнения.

Доходы от использования муниципального имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, являются важным источником неналоговых доходов. Чтобы роль доходов от использования имущества возросла, в части формирования местных бюджетов, необходимо пересмотреть эффективность управления государственной и муниципальной собственностью. Также немало важным источником формирования доходов муниципального бюджета являются платежи за пользование природными ресурсами. Проанализировав наиболее важные составляющие доходной части муниципальных бюджетов можно сделать следующие выводы, что при сложившийся сложной экономической ситуации в РФ в 2017 году, многие показатели доходов снизились. При этом некоторые муниципальные районы увеличили свои показатели в различных статьях доходов бюджета. В 2017 году структура доходной части муниципальных образований сильно изменилась. Данное изменение можно проследить в таблице 1. В целом можно сказать, что на начало 2017 года экономическая ситуация в Волгоградской области улучшается. Многие показатели имеют тенденцию к росту. Бюджет пополняется практически в равных долях за счет НДФЛ и за счет субвенций. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что формирование расходов муниципальных бюджетов происходит в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, которые устанавливаются и исполняются органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Также исполнение расходных обязательств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Проанализируем основные статьи расходов Владимирской области. Важным показателем социального развития территории является образование. В рамках муниципальных программ тратится значительное количество средств на образование.

Таблица 1. Структура расходов местных бюджетов Владимирской области (млрд.рублей)

Наименование План на 2020 г. Факт на 01.01.2021 г.
Образование 20 19,8
ЖКХ 5,5 5,1
Национальная экономика 3,3 3,1
Культура 2,7 2,6
Спорт 1,5 1,2
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,1 0,7

Расходы на образование существуют в каждом муниципальном образовании, так как для поддержки социального развития территории необходимо содержать детские сады, развивающие группы, школы, лицеи, гимназии, колледжи, и высшие учебные заведения. Вторым важным социальным показателем является здравоохранение.

Благодаря муниципальным бюджетам происходит выравнивание всех уровней территорий, могут основываться и реализовываться региональные программы.


Библиографический список
  1. Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна, Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 512.
  2. Букина Е., Волкова А. Муниципальные бюджеты и проблема их сбалансированности, 2017. С. 71-76.
  3. Игонина Л.Л. Формирование финансовых ресур- сов местного самоуправления // Фундаментальные исследования. 2018. № 2. С. 100-105.
  4. Асоскова Ю.В., Алексеев В.С. Бюджетная система России. Москва, 2017.
  5. Пенюгалова А.В., Шурыгин С.В. Структура местного бюджета и его доходов в Российской Федерации: анализ и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1. С. 289-292.


Все статьи автора «Корнеева Кристина Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: