Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии содержит характерные особенности. Прежде всего, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования гарантирует право местным органам власти иметь собственную материальную базу для воплощения в действие компетенций в соответствии с Конституцией Российской Федерации: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Если рассматривать участников бюджетного процесса на муниципальном уровне, то требуется выявить полномочия и функции органов местного самоуправления, а также региональных и федеральных органов власти по данному аспекту. Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ (принципа самостоятельности), органы местного самоуправления по своему усмотрению и на основании обязательств, переданных вышестоящими органами власти, исполняют бюджетный процесс. Выстраивается он из четырех этапов:
– проектирование;
– принятие;
– выполнение;
– обсуждение итогов исполнения.
Доходы от использования муниципального имущества, которое находится в государственной или муниципальной собственности, являются важным источником неналоговых доходов. Чтобы роль доходов от использования имущества возросла, в части формирования местных бюджетов, необходимо пересмотреть эффективность управления государственной и муниципальной собственностью. Также немало важным источником формирования доходов муниципального бюджета являются платежи за пользование природными ресурсами. Проанализировав наиболее важные составляющие доходной части муниципальных бюджетов можно сделать следующие выводы, что при сложившийся сложной экономической ситуации в РФ в 2017 году, многие показатели доходов снизились. При этом некоторые муниципальные районы увеличили свои показатели в различных статьях доходов бюджета. В 2017 году структура доходной части муниципальных образований сильно изменилась. Данное изменение можно проследить в таблице 1. В целом можно сказать, что на начало 2017 года экономическая ситуация в Волгоградской области улучшается. Многие показатели имеют тенденцию к росту. Бюджет пополняется практически в равных долях за счет НДФЛ и за счет субвенций. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что формирование расходов муниципальных бюджетов происходит в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, которые устанавливаются и исполняются органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Также исполнение расходных обязательств осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Проанализируем основные статьи расходов Владимирской области. Важным показателем социального развития территории является образование. В рамках муниципальных программ тратится значительное количество средств на образование.
Таблица 1. Структура расходов местных бюджетов Владимирской области (млрд.рублей)
Наименование | План на 2020 г. | Факт на 01.01.2021 г. |
Образование | 20 | 19,8 |
ЖКХ | 5,5 | 5,1 |
Национальная экономика | 3,3 | 3,1 |
Культура | 2,7 | 2,6 |
Спорт | 1,5 | 1,2 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 0,1 | 0,7 |
Расходы на образование существуют в каждом муниципальном образовании, так как для поддержки социального развития территории необходимо содержать детские сады, развивающие группы, школы, лицеи, гимназии, колледжи, и высшие учебные заведения. Вторым важным социальным показателем является здравоохранение.
Благодаря муниципальным бюджетам происходит выравнивание всех уровней территорий, могут основываться и реализовываться региональные программы.
Библиографический список
- Немировский Игорь Борисович, Старожукова Инна Альбертовна, Бюджетирование. От стратегии до бюджета — пошаговое руководство. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 512.
- Букина Е., Волкова А. Муниципальные бюджеты и проблема их сбалансированности, 2017. С. 71-76.
- Игонина Л.Л. Формирование финансовых ресур- сов местного самоуправления // Фундаментальные исследования. 2018. № 2. С. 100-105.
- Асоскова Ю.В., Алексеев В.С. Бюджетная система России. Москва, 2017.
- Пенюгалова А.В., Шурыгин С.В. Структура местного бюджета и его доходов в Российской Федерации: анализ и пути совершенствования // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1. С. 289-292.