Структура – это сумма элементов, составляющих систему, и устойчивых связей между ними. Предприятие представляет собой сложную систему, в которой несколько взаимодействующих структур могут быть представлены отделами, участками и другими подразделениями.
Все производственные участки и участки предприятия, подразделения, осуществляющие управление предприятием, а также подразделения, осуществляющие его обслуживание, образуют общую структуру предприятия.
Состав производственных цехов (промыслов, участков), взаимодействующих в процессе производства предприятия, размеры производственных цехов и численность их работников, стоимость основных фондов, соотношение занимаемой ими площади, их расположение в пространство является частью общей структуры предприятия.
Он формирует общую организационную структуру взаимосвязей и взаимодействий, возникающих при управлении подразделениями предприятия.
Основной задачей организационной структуры является контроль работы всех подразделений предприятия и обеспечение их координации. Организационная структура предприятия показывает уровень полномочий различных функциональных и линейных подразделений предприятия.
Организационная структура зависит от функций предприятия (планирование, учет, финансы, кадры, сбыт, производство и др.), а также от особенностей его работы – номенклатуры и ассортимента продукции, специфики рынка и др. может быть сформирован в соответствии с
Он является основой реализации управленческих эффектов и основой проектирования организационной структуры, в которой представлены управленческие функции, продуманно распределенные и связанные во времени и пространстве.
Основными функциями управления производственным процессом являются:
1. Организация представляет собой ряд взаимосвязанных действий, направленных на достижение заданного результата с наименьшими возможными затратами. Система управления тесно связана с организацией производства. Совершенствование организации производства требует новых систем управления, а внедрение этих систем предполагает совершенствование организации производства. Организационная функция относится как к производству, так и к управлению предприятием в целом, а также его отдельными производственными подразделениями и руководителями.
2. Стандартизация (установка размеров) – работа по установлению размеров, определяющих количественные и качественные пределы различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Его миссия состоит в том, чтобы координировать разработку и выполнение производственных заказов, чтобы обеспечить плавный и упорядоченный прогресс. Регулирующая функция реализуется путем создания и использования различных нормативных документов.
3. Планирование – это подготовка конкретной программы действий по достижению поставленных целей и доведение ее до производственных подразделений и конкретных исполнителей. Технико-экономические показатели деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений являются основой для планирования.
4. Координация – обеспечение слаженной работы производственных и функциональных подразделений предприятия.
5. Мониторинг – цель обобщения, анализа и оценки результатов производственной деятельности предприятия, выявления отклонений от плановых показателей и доведения информации до руководителей подразделений и функциональных отделов с целью своевременной подготовки соответствующих управленческих решений.
6. Регулирование – проведение плановых мероприятий по устранению отклонений от установленного порядка производственного процесса и запланированных результатов.
В работу любого предприятия обязательно входит выполнение следующих общих функций, образующих основные «блоки» управления на уровне предприятия: маркетинг, стратегическое планирование, бухгалтерский учет, финансово-экономическое планирование, управление персоналом, организация производственного процесса и др.
Каждый элемент играет определенную роль в организационной структуре. Для него характерна связь, посредством которой происходит их взаимодействие (прямая и обратная связь) в процессе управления. Взаимосвязи элементов внутри организационной структуры могут носить линейный, функциональный и межфункциональный характер.
Опосредованная связь возникает между подразделениями и руководителями на разных уровнях управления и имеет место при административном подчинении одного руководителя другому руководителю (директор – мастер – мастер).
Функциональная коммуникация характеризуется взаимодействием между конкретной работой и соответствующими менеджерами на разных уровнях управления. В этом случае между ними нет административной подчиненности (например, составление производственной программы цеха: начальник цеха – производственно-диспетчерский отдел).
Библиографический список
- Язмырадова О., Набатова А. Экономика предприятия. Ашхабад.: ТДНГ, 2017.
- Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. М., «Дело», 2008.