Научный руководитель: Н.Ю. Чаусов к.э.н., доцент, chausow@yandex.ru
Планирование можно рассматривать с точки зрения методологии, технологии и подсистемы управления. Методология планирования включает принципы, методы и логику разработки планов.
Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей эффективного использования ресурсов.
Планирование как процесс включает обоснование:
- миссии предприятия;
- принципов функционирования предприятия;
- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;
- планируемых показателей деятельности и эффективности;
- способов достижения заданных параметров;
- тактики развития предприятия и показателей, ее характеризующих;
- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.
Объект планирования – предприятие, которое ремонтирует локомотивы, в основном, работающие на ж/д станциях и заводах выполняя маневровые работы.
Принципы планирования.
При разработке плана руководствуются определенными принципами (основополагающими правилами), которые создают предпосылки для обоснованности и оптимальности плановых показателей в целях успешной, надежной и долговременной деятельности предприятий. В научной и учебной литературе достаточно много внимания уделено принципам планирования и их характеристикам. На основе обобщения ряда литературных источников построена таблица 1, в которой приведены основные принципы и их содержание.
Таблица 1. Основные принципы и их содержание.
№ п/п |
Принципы планирования |
Содержание |
1 |
Научный подход к обоснованию плановых показателей |
|
2 |
Непрерывность |
|
3 |
Эластичность и гибкость |
|
4 |
Единство и полнота |
|
5 |
Точность и детализация |
|
6 |
Экономичность |
|
7 |
Оптимальность |
|
8 |
Системность |
|
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой и, в конечном счете, ориентируют предприятия на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов. Они определяют содержание и целевую ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования планов и их последовательную реализацию.
Как и на каждом крупном или небольшом предприятии, на нашей фирме также производится планирование работ, как годовых или квартальных, так и ежемесячных. Наша фирма небольшая, работает менее 350 человек, поэтому очень важно тщательно проводить расчеты, принимая во внимание все факторы. Для этого разрабатывается комплекс мер, в котором определяются объемы задействованного сырья, численность работников и многое другое. При планировании учитывается вид ремонта локомотивов – капитальный, текущий ремонт или техническое обслуживание узлов локомотива. Капитальный ремонт с полной разборкой – переборкой двигателя (дизеля) или «тележки – колесных пар» на нашей фирме производится, согласно имеющейся лицензии. Производится ремонт с разборкой, промывкой, заменой изношенных частей, их диагностированием и калибровкой, подгонкой и притиркой всех ремонтируемых узлов дизеля, гидропередачи и реверс – редуктора. Производится обкатка и окраска узлов и локомотива в целом.
Обычно, производственный план (ПП) каждого капитального ремонта тепловоза заказчика или нашей фирмы обсуждается на планерках в присутствии мастеров, начальника эксплуатационного отдела, начальника депо и директоров. Обсуждается:
- Количество необходимых деталей;
- контроль качества деталей;
- необходимое количество закупаемых материалов;
- себестоимость ремонта одного локомотива;
- используемый персонал работников для ремонта;
- применение необходимых мощностей (электро, пневмо, и др.);
- анализ помещений или площадок для работ;
- сроки выполнения ремонтных работ;
- составление отчетности о выполненных работах.
Операции по техническому обслуживанию регламентируются инструкцией и выполняются по графику, утвержденному ст. мастером.
При текущем ремонте, изношенные детали заменяются на новые или восстановленные, предусмотренные ГОСТами или техническими условиями (ТУ): точность, мощность и производительность оборудования на срок до очередного планового среднего или капитального ремонта [2, 3].
Количество узлов и основных деталей локомотива, подвергаемое текущему и среднему ремонту, зависит от их тех. состояния, а также заданию на ремонт, утвержденному гл. инженером.
Планирование производственного процесса на предприятии завершается составлением Производственного плана, который оформляется в виде официальной бумаги с определенной структурой. В ней содержится:
- Титульная страница.
- Содержание.
- Основные сведения о фирме.
- Данные о товарах или оказываемых услугах.
- Организационный план.
- Маркетинговая схема.
- Производственный план ПП (см. выше).
- Информация об инвестициях и финансах.
- Приложения.
Совершенствование системы внутрифирменного планирования.
Совершенствование работы по организации внутрифирменного планирования на каждом предприятии осуществляется высшим руководством и специалистами планово-экономических служб. На малых предприятиях обычно не существует строгого разделения управленческих функций, и руководители сами участвуют в процессе планирования или организуют его. На крупных предприятиях работа по составлению текущих и долгосрочных планов проводится, как правило, децентрализованно. На уровне подразделений выдвигаются бизнес-предложения, которые в дальнейшем могут составить основу будущего плана компании.
Таким образом, правильный выбор схемы разработки внутрихозяйственных планов является одним из первых направлений совершенствования системы планирования на каждом предприятии. В условиях рынка фирма должна выбрать такую схему планирования, которая позволяет наилучшим образом осуществлять качественную разработку и оперативный контроль планов производства и продажи продукции и, в первую очередь, плана прибыли.
Таблица 2. Предлагаемые варианты совершенствования системы внутрифирменного планирования в организации
Улучшение использования трудовых ресурсов |
Улучшение использования орудий труда |
Улучшение качества производимой продукции |
Контроль за исполнение плана и его корректировка | Обеспечение полной загрузки оборудования | Иметь в наличии различные запасные детали и материалы для быстрой замены негодных |
Оптимизация рабочего времени | Сокращение брака в товаров путем дефектоскопии и других проверочных мероприятий | Проведение курсов квалификации нового персонала |
Сокращение выполнения технологических операций | Повышение технических возможностей оборудования | Оптимизация затрат на контроль качества продукции |
Привлечение трудящихся к решению задач планирования организации | Планирование и реализация планов технического развития |
Следует понимать, что введение чего-то нового или изменение текущей обстановки внутри организации подразумевает последующие издержки. Руководство должно оценить необходимость вводимых изменений, и являются ли они выгодными для организации. Большая часть неудачных решений исходит от неопытности или некомпетентности людей, неправильно учитывающих как внутреннюю среду предприятия, так и внешнюю [4]. Нецелесообразно принимать решения, которые приведут организацию к спаду производства, а, следовательно, и снижению прибыли.
Так, 5 лет назад встала необходимость расширения и улучшения работы лакокрасочного участка. На что потребовалось найти финансирование на обустройство участка, закупку нового оборудования, обучение персонала. На определение и состав новых лакокрасочных материалов и обезжиривающих средств. Ввод нового окрасочного участка расшил многие вопросы, позволил совершенствовать внутрифирменное взаимодействие производственных участков и организации в целом. Расширил номенклатуру и качество оказываемых услуг заказчикам.
Теперь рассматриваются аналогичные вопросы по участку восстановления быстро изнашиваемых узлов локомотивов, в частности опорных шеек колесных пар. Сейчас используется технология наплавки шеек сварочной проволокой в среде инертных газов с последующей шлифовкой под рабочий диаметр. Есть большая надежда выполнять эти операции путем напыления металла на изношенную поверхность. С последующей шлифовкой под рабочий размер.
Таков путь совершенствования технологии, а, соответственно и внутрифирменного планирования работ в нашей организации. Совершенствование взаимосвязей подразделений, совершенствование технологии ремонтных работ продолжается, продолжается и совершенствование всей системы внутрифирменного планирования работ и услуг.
Библиографический список
- Зимина Л.Ю. «Методологические вопросы внутрифирменного планирования». Учебное пособие. Ульяновск. УлГУ, 2007-115с.
- ГОСТ Р 56963-2016 Группа Д50 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЛОКОМОТИВЫ. Требования к лакокрасочным покрытиям и противокоррозионной защите и методы их контроля.
- ГОСТ 32884-2014 Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава. Термины и определения.
- ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 декабря 2016 г. N 2796р. О СИСТЕМЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЛОКОМОТИВОВ ОАО «РЖД» (В ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 21.09.2018 N 2070/р).