СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Скороходова Татьяна Андреевна1, Суворова Алевтина Павловна2
1ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», студентка
2ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и бизнеса

Аннотация
В статье рассматривается проблема обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации на рынке кондитерских изделий. Проведен анализ рынка кондитерских услуг в кризисные годы, выявлены возможности и угрозы, непосредственно влияющие на кондитерские производства, а также проведена оценка их влияния. Выявлено, что существующие стратегии отдельных представителей отрасли «производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий» не соответствуют целям и задачам обеспечения продовольственной безопасности РФ. В результате исследования были разработаны основные стратегии развития для организаций на рынке кондитерских изделий.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Скороходова Т.А., Суворова А.П. Стратегия развития организаций на рынке кондитерских изделий в условиях обеспечения продовольственной безопасности РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/12/24163 (дата обращения: 11.03.2024).

Актуальность

Изучение и анализ проблемы продовольственной безопасности относится к числу наиболее востребованных направлений современной российской экономики. Обеспечение населения продовольствием является базовым элементом экономической, социальной и политической безопасности государства. Для кондитерской промышленности России проблема эффективного развития связана с особенностями этой отрасли и теми внешними и внутренними условиями, в которых она функционирует. Кондитерская отрасль по мнению экспертов относится к развивающимся отраслям экономики и одновременно является одной из бюджетоформирующих отраслей пищевой промышленности (каждый год государственный бюджет пополняется более чем на 17 млрд.руб). Кондитерская промышленность не только удовлетворяет внутренние потребности населения, но и обеспечивает экспорт продукции, занимая 4 место в общем объеме производства пищевой продукции. Для обеспечения долгосрочного устойчивого роста отрасли следует обратить внимание на выбор стратегии и приоритетов развития на сформировавшемся рынке кондитерских изделий.

Методы исследования

В процессе написания статьи были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез данных, сбор количественных данных, общие аналитические методы стратегического анализа.

Результаты исследования

Понятие «продовольственная безопасность» входит в более широкое понятие «национальная безопасность». Идея продовольственной безопасности отражена в Стратегии национальной безопасности РФ, в частности, в разделах национальных интересов (устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе, охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата) и стратегических национальных приоритетов (экономическая безопасность, экологическая безопасность и рациональное природопользование, научно-технологическое развитие) [1].

Уровень продовольственной безопасности оценивается с помощью ряда показателей, к числу которых относятся физическая доступность, экономическая доступность, демографическое состояние страны (региона), качество продукции, рациональные нормы потребления.

Обеспечение населения страны безопасной продукцией является содержанием стратегии продовольственной безопасности РФ. Для оценки уровня обеспеченности населения этой продукцией следует провести анализ рынка кондитерских изделий в кризисные годы (табл.1).

Таблица 1 – Рынок кондитерских изделий в России в кризисные годы

Кризисные годы Ситуация на рынке кондитерских изделий Причины/последствия Итог
2008г. Согласно данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) [2], в 2008 году кондитеры России произвели 2,847 млн тонн продукции — на 4% больше, чем в предыдущем. При этом темпы роста оказались ниже, чем в 2007-м. Обстановка на рынке ухудшается за счет значительного роста цен на сырье, в частности на какао-бобы: в 2008 году их стоимость увеличилась на 76%. По итогам 2008 года средняя цена шоколада в России выросла на 23% и составила 316 рублей за килограмм.
2014г. В 2014 году заметно замедлился рост продаж шоколада. Продажи составили 7% по отношению к предыдущему году, тогда как в 2013 году был зафиксирован рост в 9% (данные компании Euromonitor) [3]. Это может свидетельствовать о достижении рынком стадии насыщения.  До 2014 года одним из главных поставщиков шоколада и кондитерских изделий была Украина, осуществляя более 50% импорта кондитерской продукции.
Однако в октябре 2014 года ввоз продукции с Украины прекратился, в связи с ухудшением внешнеполитических взаимоотношений с Россией. После чего страны Евросоюза, являющиеся поставщиками (Германия, Италия и Польша), последовали их примеру и сильно сократили объемы поставок шоколада в Россию.
Общий объем импорта в 2014 году в целом сократился на 65%, а доля импортной продукции в объеме рынка стала порядка 10%.
2020г. В 2020 г объем розничных продаж кондитерских изделий в России сократился на 4,7% до 2,7 млн.т (по данным РБК) [4]. Кризис пандемии COVID-19 привел к сокращению реальных доходов населения, которые в целях экономии были вынуждены уменьшать расходы на продукты, не относящиеся к товарам первой необходимости. Однако до введения режима повышенной готовности в связи с пандемией россияне массово скупали продукты длительного срока хранения. Кроме того, часть потребителей, не имея возможности сходить в кафе или ресторан, стали больше покупать сладости в рознице. Все это притормозило снижение объемов розничной торговли в целом по 2020 г. Пандемия COVID-19 способствовала быстрому развитию интернет-торговли. Так, в 2020 г онлайн-продажи кондитерских изделий выросли в 1,6 раз относительно предыдущего года. Это повлияло на удельный вес в структуре розничных продаж. Он увеличился в 1,8% в 2019 г, до 2,9% в 2020 г.
2021г. Согласно данным Росстата [5], производство кондитерских изделий в РФ в 2021 году составило 3,9 млн тонн, что на 1,6% превышает показатель 2020 года.
Закономерное падение производства в период пандемии было преодолено, и все, что отрасль недопроизвела в 2019–2020 годах, было компенсировано в 2021 году.
Рост цен на сахар в стране стал серьезной проблемой для предприятий кондитерской промышленности, потому что является ключевым для производителей в кондитерской отрасли.
Оптовая цена на сахар во втором квартале 2021 года составила 42,4 рублей за 1 кг, что на 57,6% больше, чем годом ранее (по данным компании «Русагро») [6].
До 1 июня 2021 года была заключена договоренность с производителями и торговыми сетями о заморозке цен на оптовом рынке до 36 рублей за 1 кг и на розничном рынке – 46 рублей за 1 кг. В конце августа 2021 года Правительство приняло решение о включении сахара в список сельхозпродукции для госинтервенций (по данным РБК) [7].
В связи с этим цены на сахар стабилизировались, а вместе с ними и цены на кондитерском рынке.

Резкий рост по употреблению сладостей россиянами в 2021-2022 годах отмечают сервисы по доставке продуктов. Так, например, в компании «Самокат» заявили, что с января по сентябрь спрос на кондитерские товары увеличился почти в шесть раз по сравнению с прошлым годом [8]. Шоколадные батончики, конфеты, ягодные изделия, а также зефир, пастила и пахлава являются одними из самых востребованных изделий в этой категории. Рост потребления обеспечили в основном покупатели с доходами ниже среднего.

В последние годы выделяется ниша потребителей здоровых продуктов без сахара. Причем, именно состоятельные потребители, отказываясь от сахара, предпочитают такой режим питания. На несладкой диете выросло уже целое поколение [9].

По данным статистики в 2021 году российские кондитерские предприятия выпустили 2 млн. тонн шоколада и кондитерских изделий с сахаром. По данным Роспотребнадзора: “Для взрослого здорового человека рекомендовано употреблять не более 50 граммов шоколада за один прием не более двух раз в неделю. Детям в возрасте до 3 лет шоколад категорически не рекомендуется” [10]. Отсюда следует, что производство кондитерских изделий превышает норму потребления. Соответственно, российские компании могут всецело удовлетворить потребности своих клиентов. Залогом достижения данной стратегии является стабильность производственной деятельности, полная занятость, а также наличие необходимых резервов [11].

Каждая организация-соперник на продуктовом рынке разрабатывает параметры рыночной политики, основываясь не только на маркетинговой информации о спросе, сложившемся на рынке данной продукции, но и на маркетинговом исследовании внешней среды и оценке конкурентных позиций. Обоснование долго- и краткосрочных решений целесообразно проводить с использованием стратегического портфельного анализа.

Для исследования выбрана одна из старейших и крупнейших организаций, обеспечивающих удовлетворение потребностей по производству какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский».

Закономерно, что следующим этапом нашего исследования является оценка степени влияния различных факторов внешней среды организации. Результаты анализа представлены матрицами угроз и возможностей для анализируемой организации (рис.1, рис.2).

Степень влияния на финансовые результаты
Сильное влияние возможностей на предприятие Умеренное влияние возможностей на предприятие Малое влияние возможностей на предприятие
Степень вероятности реализации возможностей Высокая вероятность реализации возможностей Государственная поддержка российских производителей кондитерских изделий Совершенствование технологий сбыта и продвижения
Средняя вероятность реализации возможностей Рост оборота оптовой торговли Доступность поставщиков
Низкая вероятность реализации возможностей Цифровизация производства

Рисунок 1. Матрица возможностей для ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

 

Влияние угроз на предприятие
Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние «Легкие ушибы»
Степень вероятности реализации угроз Высокая вероятность реализации угроз Высокий уровень инфляции в отрасли Низкий доход населения Рост пошлин на ввозимое сырье и импортируемые кондитерские изделия
Средняя вероятность реализации угроз Снижение потребления кондитерских изделий Снижение рождаемости и соответственно детской целевой аудитории Высокий уровень конкуренции на рынке кондитерских изделий Наличие косвенных конкурентов
Низкая вероятность реализации угроз

Рисунок 2. Матрица угроз для ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

Указанные выше особенности внешней среды организации, накладывающие на ограничения разнообразия видов деятельности, необходимо учитывать при формировании продуктовой стратегии ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский» по видам деятельности с использованием матрицы БКГ. Для этого была составлена таблица с исходными данными (табл.2).

Таблица 2. Исходные данные для построения матрицы БКГ для ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

Виды деят-ти

Показатель

основной вид деятельности

полуфабрикаты собственного производства

услуги аутсорсинга

экспорт продукции

1. ТРР

1,03

1,014

1,015

1,001

2. ОДР

3

3

3,14

2,67

3. Доля выручки вида деятельности в общей выручке организации в 2021 году, %

69,04

0,64

0,34

0,37

Рисунок 3. Матрица БКГ по видам деятельности для ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

Анализируя матрицу БКГ, можно увидеть, что все виды деятельности анализируемой организации находятся на полях «звезды» и «трудный ребенок».  Говоря о «звездах», можно сказать о высоких и стабильных доходах. «Трудные дети» занимают небольшую долю в организации, для них характерные низкие и нестабильные доходы, отрицательный поток наличности. Нетрудно заметить, что портфель видов деятельности ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» не идеален: не достает «дойных коров», которые бы могли финансировать увеличение долей рынка – молодых «звезд», не способных пока обходится собственными ресурсами для роста, и «трудных детей», имеющих хорошие шансы перехода в «звезды».

Наиболее вероятным претендентом на роль «дойной коровы» может быть основной вид деятельности. Он может в ближайшем будущем перейти из стадии «звезды» в «дойные коровы», так как темпы роста производства кондитерских изделий самые низкие.

Для выбора стратегических альтернатив в перспективе уточним положение видов деятельности организации с помощью матрицы Томпсона-Стрикленда (рис.4), на которую наложена матрица БКГ.

Рисунок 4. Матрица Томпсона-Стрикленда

Одним из возможных вариантов продуктовой стратегии в перспективе является вариант, предложенный в таблице 3. Идея этого предложения связана с изменением структуры продуктового портфеля и перераспределения имеющихся денежных средств. Типом рыночной стратегии для перспективных «звезд» должна быть концентрация, заключающаяся в максимальном удовлетворении потребностей покупателей. Для «трудного ребенка» целесообразнее всего инвестиционная стратегия, обеспечивающая возможность долгосрочного развития.

Таблица 3. Продуктовая стратегия ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский»

Сегмент матрицы БКГ и Томпсона-Стрикленда

Вид деятельности

Стратегии

«Трудные дети» Экспорт продукции Изучение путем

проведения маркетингового исследования потенциального спроса на мировых рынках за счет инвестиций;

Стратегия – концентрация на товаре.

«Звезды» Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий Увеличивать объем

реализации и долю рынка

за счет инвестиций;

Стратегия – концентрация на рынках.

Полуфабрикаты собственного производства Увеличивать объем реализации за счет инвестиций;

Стратегия – концентрация на рынках.

Услуги аутсорсинга Увеличивать долю рынка;

Стратегия – концентрация на рынках.

Заключение

Своевременная корректировка продуктовой стратегии организаций кондитерской промышленности, выполненная в результате оценки факторов внешней и внутренней среды, позволит обеспечить рост уровня удовлетворенности ценностных потребителей в ближайшей перспективе за счет увеличения объемов производства и снижения цен по наиболее востребованной продукции. Реализация планируемых изменений продуктового портфеля организаций кондитерской промышленности будет полностью соответствовать целям и задачам обеспечения продовольственной безопасности РФ.


Библиографический список
  1. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 24.11.2022).
  2. Ассоциация Предприятий Кондитерской Промышленности «АСКОНД».URL: https://ascond.ru/ (дата обращения: 24.11.2022).
  3. Euromonitor International. URL: https://www.euromonitor.com/chocolate-confectionery-in-russia/report (дата обращения: 24.11.2022).
  4. Российский бизнес-телеканал РБК. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/12581/ (дата обращения: 24.11.2022).
  5. Федеральная служба государственной статистики. URL: htts://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 24.11.2022).
  6. Русагро. URL:https://www.rusagrogroup.ru/ru/ (дата обращения: 24.11.2022).
  7. Российский бизнес-телеканал РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2021/612b3f549a7947166a2eabe1 (дата обращения: 24.11.2022).
  8. Сервис экспресс-доставки продуктов питания «Самокат». URL: https://samokat.ru/ (дата обращения: 24.11.2022).
  9. Российская ежедневная общественно-политическая газета «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/5118554 (дата обращения: 24.11.2022).
  10. Роспотребнадзор. URL: https://rospotrebnadzor.ru/(дата обращения: 24.11.2022).
  11. Совет безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/document108/ (дата обращения: 24.11.2022).


Все статьи автора «Скороходова Татьяна Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: