УДК 330

СЕКТОР МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИИ

Мурыгина Лариса Сергеевна1, Ягафарова Ильгина Ильгамовна2
1ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», канд. экон. наук, доцент
2ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», бакалавр

Аннотация
Актуальность темы статьи очевидна в силу того, что сектор малого бизнеса в последние годы сократился, и назрела необходимость изучения данной проблемы. В статье раскрыты проблемы, которые препятствуют развитию малого бизнеса в России. Выявляются острые проблемы, которые требуют быстрого решения в условиях экономического кризиса. Подчеркивается необходимость поддержки предпринимателей сектора малого бизнеса со стороны государства.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Мурыгина Л.С., Ягафарова И.И. Сектор малого бизнеса и его развитие в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/12/24041 (дата обращения: 26.01.2023).

Согласно федеральному закону от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», принятому Государственной Думой Российской Федерации, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. К статусу малого бизнеса необходимо отнести и самозанятых граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018г. № 422-ФЗ имеют льготный налоговый режим в виде специального налога на профессиональный доход и освобождены от других налогов при определенных условиях работы [2].

В Российской Федерации доля малого бизнеса в ВВП составляет около 20%, в то время как за рубежом она составляет 50%. В европейских странах поддержка малых предприятий является важной задачей экономического развития.

Темпы роста числа зарегистрированных малых предприятий в российской экономике остаются низкими — их число ежегодно увеличивается на 4%, в то время как количество прекращенных – увеличивается на 11%. Все потому, что малый бизнес в России сталкивается с серьезными проблемами в своей деятельности [1].

Сектор малого бизнеса − это множество малых предприятий (юридических лиц) и физических лиц, занятых в предпринимательской деятельности, берущих полный рискна себя, более гибких, чем крупный бизнес. В России на сегодняшний день проблемы малого бизнеса актуальны. Несомненно, страна нуждается в предпринимателях, которые принимают активное участие в экономической и общественной жизни. Малые субъекты достаточно мобильны в рыночной системе, создают атмосферу соперничества.Предприниматели,конкурируя друг с другом, вынуждены постоянно использовать новые технологии, методы работы, тем самым, развиваться. В итоге, качество товаров и услуг в обществе становится лучше.

Существует несколько проблем, препятствующих развитию малого бизнеса, которые необходимо раскрыть ниже.

На первом месте стоит проблема нехватки финансирования.Трудности, связанные с высокой стоимостью финансовых ресурсов и жесткими требованиями к заемщикам, стали препятствиями для развития малого бизнеса. Бизнес можетнадеяться в основном на кредитные ресурсы. Но банки в нашей стране, как правило, не готовы одобрять кредиты начинающим предпринимателям под низкий процент и не хотят идти на высокий риск.

Другой из важнейших проблем является нестабильность законодательства. В период 2013-2019 гг.был принят ряд нормативных решений, который ввел дополнительные требования и увеличил финансовую нагрузку на малый бизнес. Прежде всего, речь идет об изменениях в налоговой сфере – введении торгового сбора, увеличении фиксированного страхового взноса для индивидуальных предпринимателей.Большой объем принимаемых нормативных правовых актов приводит к появлению слабо проработанных, противоречивых решений и, как следствие, негативно сказывается на предпринимательской инициативе и динамике развития малого бизнеса [3]. Мы не можем не коснуться периода 2020 г., который явился периодом коронавирусной инфекции, когда потерпели крах многие малые предприятия, хотя со стороны государства были предприняты меры поддержки этих предприятий. Предприниматели получили поддержку в виде приостановки проверок малого и среднего бизнеса, отсрочку по налогам и страховым взносам, были введены некоторые налоговые послабления для указанных субъектов и др.

Следующей проблемой является недостаточный профессионализм персонала малого бизнеса. В России существует недостаточный уровень профессиональной подготовки организаторов бизнеса. Слабая компетентность предпринимателей подтверждается исследованиями, авторы которых приходят к выводам не только о нехватке знаний, профессиональных навыков, но и о несоответствии их профессиональных качеств конкретной занимаемой должности [4; 5].

Обратим внимание на налоговое давление на малый бизнес. Налогообложение не позволяет вовремя сформировать необходимые резервы оборотных средств, в то время как основная часть средств предприятий расходуется на уплату налоговых обязательств[3].

Несовершенство в системе административно-правового регулирования является проблемой не только развития малого предприятия, но и реализации проекта на начальных стадиях открытия своего дела. Система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружелюбной к малым организациям и не учитывает специфику ведения бизнеса в малых формах хозяйствования[2].

В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки эти препятствия не позволяют малым предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, расширять рынок сбыта продукции, повышать прибыльность бизнеса и тем самым обеспечивать переход компании к среднему или крупному бизнесу.

Нужды государства специфичны, и удовлетворение части из них допускается лишь усилиями малого бизнеса, так как мелкие госзаказы крупным компаниям неинтересны. А для малого бизнеса это возможность выйти на желаемую мощность. Но нередки случаи реализации коррупционных схем. В итоге, небольшие компании не могут выиграть тендер даже на самый маленький госзаказ [1].

Несмотря на то, что недавно на федеральном уровне была сформирована многоканальная система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, предполагающая значительные государственные инвестиции, уровень развития малого бизнеса и его вклад в экономические показатели невелик. Более того, в последние годы показатели малого и среднего бизнеса демонстрируют негативную тенденцию.

Все вышеперечисленные проблемы явились причинами отсутствия заметной динамики в развитии малого бизнеса в отечественной экономике. Итак, существуют определенные препятствия, ограничивающие реализацию больших потенциальных возможностей для развития малого бизнеса, имеющихся в стране.

Несомненно, малый бизнес в своем большинстве является многообещающим сектором экономики, без которого невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему его необходимо поддерживать со стороны государства, особенно в сложившейся нынешней сложной экономической ситуации.


Библиографический список
  1. Прошкина О. Н., Корнева М. Проблемы малого бизнеса в России; СПбГЭУ – Санкт-Петербург :СПбГЭУ, 2015. – 1 с.// Цифровой электронный ресурсURL: http://web.snauka.ru/en/issues/2015/09/57616( дата обращения 27.10.2022) – Текст : электронный.
  2. Мурыгина Л.С.,  Галиулина  Д.Ш. Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России // EUROPEAN RESEARCH: сборник статей победителей IX Международной научно-практической конференции, 2017г. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2017. − С. 115-117.
  3. Мурыгина Л.С., Осипчук А.И. Ключевые проблемы малого бизнеса и пути их решения // Сб. трудов конф.: Актуальные проблемы образования: позиция молодых. Ч. 2: материалы Всероссийск. студ. научно-практ. конференции. 5-24 апреля 2020 г. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2020. – С. 117-120.
  4. Мурыгина, Л.С. Теория малого предпринимательства в условиях рыночной экономики [Текст]: монография / Л.С. Мурыгина. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018.  −  212 с.
  5. Технологии эффективного найма: система отбора высококлассных сотрудников / Евплова Е.В., Федосеев А.В., Мурыгина Л.С., ЯкуповВ.Р., Хабибуллин Ф.Х. // Азимут научных исследований: экономика и управление. − 2019. − Т. 8. − № 4 (29). − С. 375-378.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ягафарова Ильгина Ильгамовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация