Введение
Условия современной конкурентной среды достаточно нестабильны как для ряда системообразующих отраслей, так и для всего народного хозяйства страны. Это вызывает и нестабильность внутри самих предприятий, которая проявляется в ухудшении динамики продаж, неконтролируемом увеличении расходов, снижении прибыли, неэффективной ценовой политике, в сравнении с конкурентами. Это означает, что компания в недостаточной мере использует ресурсы регулярного менеджмента. Регулярный менеджмент является технологией уменьшения беспорядка [1]. Различные специалисты характеризуют его как особый подход к управлению, описывающий, как управлять сотрудниками для достижения целей (Фридман А. [2, c. 41]); как систему, которая помогает видеть, что происходит в бизнесе (Дашкиев М. [3]), как менеджмент процедур (Иваницкий В.Л. [4]). Показано также, что целый ряд практик регулярного менеджмента позволяет повысить эффективность реализации проектов социально-экономического развития в регионе, что способствует достижению долгосрочных стратегических целей (Кудашев А.Р. [5]).
Результаты исследования и их обсуждение
Менеджмент процедур наиболее точно отображает сущность регулярного менеджмента, которая состоит в планировании типичных процессов, происходящих на предприятии. Регулярный менеджмент подразумевает управление следующими процессами (рисунок 1).
Рисунок 1. Процессы управления в регулярном менеджменте
Источник: [1]
Менеджмент организации, которая автоматизировала управление всеми процессами, является наиболее эффективным и зрелым. Что касается самих практик, компания Industry Consulting в своем исследовании, проведенном в 2021 г., выделила следующие группы практик регулярного менеджмента (рисунок 2) [13]. Обычно руководители ожидают быстрого результата, поэтому нацелены на совещания и встречи.
Рисунок 2. Группы практик в регулярном менеджменте
Источник: [12]
Далее рассмотрим успешный опыт организаций во внедрении регулярного менеджмента (таблица 1).
Таблица 1. Опыт организаций во внедрении регулярного менеджмента
Наименование компании |
Особенности внедрения |
Достигнутые результаты |
«Газпром нефть» [6] |
Были внедрены следующие практики: «Обратная связь», «Проведение совещаний», «Линейный обход», «Визуальное управление», «Обсуждение эффективности», «Диалог о развитии» и «Поведенческий аудит безопасности». Применялся каскадный порядок внедрения, от топ-менеджмента к нижестоящим руководителям. | - количество совещаний сокращено в 2,5 раза; |
- высвобождение 150 человеко-часов в неделю.
Образовательная онлайн-платформа «Юниты» [7]
Внедрены:
- ежегодные сессии по стратегическим задачам фирмы на основе ежеквартальных и ежемесячных отчетов;
- практика разделения задач на более и менее приоритетные;
- практика ежедневных 15-минутных коммуникаций между смежными отделами.- компания на 62% лучше стала фокусироваться на целях;
- 80% сотрудников почувствовали вовлечение в стратегические задачи фирмы;
- закрытие KPI в 97% случаев;
- 83% сотрудников отметили повышение качества взаимодействия.
«Евраз» [9]
В компании была внедрена бизнес-система «Евраза» (БСЕ), включающая следующие элементы: целеполагание, развитие сотрудников, совершенствование процессов, поддержку систем менеджмента, развитие организационной культуры и осуществление инфраструктурных нововведений.- топ-менеджмент и производственные руководители стали лучше понимать друг друга;
- 95% руководителей стали применять практики в своей работе.«Сибур» [10] [11] В «Сибуре» внедрен стандарт работы руководителя, включающий 10 обязательных практик (визуализация, обратная связь, беседы по эффективности, линейные обходы, приверженность безопасности, решение проблем, управление сложной беседой,
Наставничество, расстановка приоритетов и делегирование, лидерство в изменениях. Также внедрены практики регулярных встреч с рабочими, стенда приема-передачи работ, стандартные процедуры для рабочих на основании лидерских примеров.- увеличена производительность труда;
- улучшена безопасность труда и командная работа
Источник: [6], [7], [9], [10], [11]
Таким образом, внедрение практик регулярного менеджмента позволяет фирмам достичь как объективных (рост прибыли, производственных показателей, показателей KPI), так и субъективных (обеспечение понимания между руководителями и персоналом, создание условий для профессионального развития сотрудников, выявление скрытых резервов) положительных результатов. Важно учитывать, что, несмотря на универсальность практик для всего предприятия, они должны подбираться индивидуально, исходя из конкретных задач и проблем, существующих в той или иной организации. Общий порядок внедрения практик регулярного менеджмента, исходя из этого, выглядит следующим образом (рисунок 3) [9].
Рисунок 3. Этапы внедрения регулярного менеджмента
Источник: [9]
Поэтапно внедряются следующие практики (см. рис. 1):
- пересматривается организационная структура управления кадрами, в результате чего повышается их управляемость и персональная ответственность работников;
- производится автоматизация управленческого учета, что позволяет оперативно учитывать и планировать доходы и затраты;
- внедряется система бюджетирования. Это дает возможность контролировать доходы и затраты;
- система бюджетирования совершенствуется и трансформируется в систему бизнес-планирования, что существенно повышает точность и оперативность контроля доходов и затрат;
- внедряются системы контроля за рынком, отслеживания спроса и управления предприятием согласно потребностям рынка, это повышает эффективность управления продажами;
- доводится до автоматизма система поставок как внутри предприятия, так и с контрагентами. Согласованная логистика позволяет экономить время на поставки, движение товаров и материалов становится согласованным.
Внедрение регулярного менеджмента будет полезно на каждом предприятии, однако для средних и крупных предприятий он жизненно необходим. По оценкам консалтинговых компаний, регулярный менеджмент позволяет:
- увеличить прибыль на 30-40% [1];
- увеличить уровень KPI на 14,2% [8].
Частично практики регулярного менеджмента внедряются в рассматриваемой компании. Так, например, особое внимание уделяется управлению производственными рисками и качеству продукции. Однако внедрение практик регулярного менеджмента в такой важной функциональной области, как управление персоналом находится на недостаточном уровне. В компании проводятся семинары, присутствуют регулярные практики на всех уровнях, однако менеджеры среднего звена в наибольшей степени загружены текущей оперативной работой и отчётностью, слабо связанной с регулярным менеджментом. По итогу анализа деятельности дочернего предприятия выявлен следующий комплекс проблем (рисунок 4).
В результате анализа были предложены следующие нововведения (рисунок 5).
При внедрении нововведений в практиках регулярного менеджмента возникают следующие проблемы:
- определение набора практик, необходимых к внедрению. Практики регулярного менеджмента должны быть ориентированы на устранение выявленных в компании проблем (см. рисунок 3). Кроме того, рекомендуется ориентироваться прежде всего на те практики, которые уже показали свою успешность в других организациях;
- отсутствие вовлеченности со стороны менеджеров низшего звена и рядовых работников. Данную проблему можно решить путем внедрения элементов геймификации в процесс обучения, наглядное представление работникам всех преимуществ нововведений для них самих, повышение премий ввиду роста производительности труда, поэтапное вовлечение менеджеров среднего и первичного звена в сферу внедрения практик регулярного менеджмента с использованием структурной модели (Кудашев А.Р. [12]);
Рисунок 4. Проблемы внедрения практик регулярного менеджмента
Источник: [составлено авторами]
Рисунок 5. Направления совершенствования практик регулярного менеджмента
Источник: [составлено авторами]
- преодоление проблем, связанных с фиктивными данными об успешном внедрении практик регулярного менеджмента. Для решения данной проблемы одной их практик должно стать выявление недочетов внедрения практик регулярного менеджмента и, при необходимости, замена их на другие (в виде совещаний, собраний, анализа отчетности);
- особенности использования регулярного менеджмента в условиях нестабильной внешней среды. Как и в случае с фиктивной успешностью внедрения практик, анализ внешней среды должен быть постоянной практикой. И для каждого изменения внешней среды должен быть продуман определенный набор действий.
Выводы и заключение
Таким образом, внедрение регулярного менеджмента является оправданным, так как позволит компаниям сохранить свою конкурентную позицию и увеличить стоимость бизнеса.
Библиографический список
-
Регулярный менеджмент – вы сделаете это, потому что вам это выгодно! Или технологии уменьшения беспорядка – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.quality.eup.ru/MATE
RIALY5/regularbesporadok.html?ysclid=l2hbw45m8b -
Фридман, Александр. Делегирование: результат руками сотрудников. Технология регулярного менеджмента / Александр Фридман. – М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2020. – 320 с.
-
Как мы внедрили в Units регулярный менеджмент и научились замечать аномальный успех и надвигающиеся бизнес-катастрофы – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/hr/222184-kak-my-vnedrili-v-units-regulyarnyy-menedzhment-i-nauchilis-zamechat-anomalnyy-uspeh-i-nadvigayushchiesya-biznes-katastrofy
-
Иваницкий В.Л. Регулярный менеджмент на предприятиях массмедиа: к вопросу о содержании термина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №1, 2010. С.75–88.
-
Кудашев А.Р. Стратегический менеджмент в системе управления проектами социально-экономического развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. № 5, 2021. С. 63-70. DOI: 10.34773/EU.2021.5.9
-
Практики успешного менеджмента: как это работает в «Газпром Нефти» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/insights/praktiki-uspeshnogo-menedzhmenta-kak-eto-rabotaet-v-gazprom-nefti/?ysclid=l553x8yrvm279943130
-
Изотова Х. Регулярный менеджмент: как лучше вовлечь сотрудников в работу и сделать ее эффективнее – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rb.ru/opinion/vovlechennost-i-effektivnost/?ysclid=l5547zchni955931987.
-
Безручко П. Практики регулярного менеджмента – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/insights
/praktiki-regulyarnogo-menedzhmenta/? -
Как CEO заразить амбицией ключевых руководителей – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ecopsy.ru/
insights/kak-ceo-zarazit-ambitsiey-klyuchevykh-rukovoditeley-/?ysclid=l556dranmt822526963 -
Антюфеева М., Кондратьев Э. Стандарты работы руководителя в Сибуре: история и уроки – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kondratyev.site/wp-content/uploads/2021/05/St2021-04_BU_SIBUR.pdf
-
ПСС: как это работает (производственная система Сибура) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://up-pro.ru/library/production_management/systems/ps-sibura/
-
Кудашев А.Р. Вовлечённость членов проектной команды: построение структурной модели // Научное мнение, № 1-2, 2022. С. 59-65. DOI: https://doi.org/10.25807/22224378_2022_1-2_59
-
Регулярный менеджмент. Результаты первого всероссийского исследования – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://industry-consulting.ru/blog-58