УДК 33

КОМПОНЕНТЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА

Моммыев Аннамухаммет Аннанепесович
Туркменский государственный институт экономики и управления
преподаватель

Аннотация
Порядок формирования и использования Государственного бюджета Туркменистана определяется законодательством Туркменистана. Государственный бюджет Туркменистана представляет собой денежную совокупность, включающую средства централизованного бюджета и местных бюджетов. В состав государственного бюджета включаются средства целевых групп и фондов, а также финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, основанных на государственной форме собственности. Доходы Государственного бюджета Туркменистана формируются за счет источников, определяемых частными и юридическими лицами в течение одного финансового года. Расходы бюджета состоят из расходов на финансирование текущих расходов и инвестиционной (инвестиционной) и инновационной деятельности органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и организаций местного самоуправления.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Моммыев А.А. Компоненты бюджетной системы Туркменистана // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/10/23969 (дата обращения: 26.01.2023).

Централизованный бюджет представляет собой совокупность средств, необходимых для финансирования общих программ и выполнения задач, поставленных перед государством и административными организациями.  Доходы централизованного бюджета формируются за счет налогов и других платежей, установленных законодательством Туркменистана.  Большая часть бюджетных средств собирается в централизованный бюджет.  Например, в государственном бюджете 2009 г. 55330,3 млн. грн.  с учетом манатов он занимает 93,9 процента всего бюджета.  Средства централизованного бюджета используются на следующие цели, а именно:

  • vдля финансирования различных проектов промышленного и непромышленного строительства, научных исследований, природоохранной и другой деятельности;
  • финансирование здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта, качества жизни населения;
  • содержать и защищать органы государственной власти и управления, правоохранительные органы, судебные органы;
  • создавать фонды, направленные на ликвидацию ущерба, причиненного стихийными бедствиями;
  • создавать государственные резервные фонды;
  • погасить внешний и внутренний долг государства;

Другие виды деятельности, финансируемые из центрального бюджета.

Местные бюджеты представляют собой совокупность средств административно-региональных единиц государства для выполнения ими своих задач, находящихся в ведении органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.  Средства местных бюджетов используются на следующие цели, то есть на промышленное и непромышленное строительство, осуществляемое в соответствии с региональными тенденциями развития:

- для благоустройства городов, поселков и сел;

- финансировать здравоохранение, образование, культуру, спортивные мероприятия на территории;

- используются для содержания местной исполнительной власти и организаций местного самоуправления и для других целей.  Часть доходов местных бюджетов может формироваться в виде дотаций и субсидий за счет областного бюджета, а средства будут направляться из этрапского бюджета в бюджеты городов, поселков и сельских советов.  Из бюджета города Ашхабада средства могут быть выделены районам в черте города.  Из года в год увеличиваются и ресурсы местных бюджетов, например, в 2007 году в эти бюджеты было выделено 8084,9 млрд. тенге.  манатов, что на 26,5% больше, чем в предыдущем году.  В 2009 году местные бюджеты составили 4125,2 млн. грн.  Он исчислялся в манатах.  Это число значительно выше, чем в прошлом году.

На местные органы власти возлагаются важные задачи, в основном, в реализации программы жизни Туркменистана.  Деятельность государственных служб финансируется в основном из местных бюджетов.  Реализация программы социального развития государства требует значительных материальных и финансовых ресурсов.  Доходы местных бюджетов делятся на «фиксированные» и «корректирующие» налоги.  Ежегодно он осуществляется путем определения отчислений в бюджеты от общей суммы государственных налогов и доходов на территории областей, районов и городов.

В случаях, когда местные бюджеты не обеспечены собственными средствами, они используют «корректирующие» доходы.  С экономической точки зрения все средства, полученные из постоянных источников дохода, включаются в скорректированный доход.

Исходя из вышеизложенного, общую картину корректировки доходов местных бюджетов можно представить следующим образом.

Гранты – это средства, перечисляемые из верхнего бюджета в нижестоящие бюджеты при недостатке собственных ресурсов.

Субсидия – это финансовые средства, направляемые из верхнего бюджета на определенную цель.

Величина фиксированного дохода зависит от экономики провинций, районов и городов.  Если уровень экономического развития какой-либо административной (административной) единицы высок, то и объем доходов, направляемых в соответствующий бюджет, велик.  В большинстве случаев каждый бюджет гарантированно покрывает определенную часть расходов.Основными источниками доходов, направляемых в местные бюджеты, являются: налоги с предприятий местного самоуправления: доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности органов местного самоуправления;  налог на имущество;  подоходный налог;  государственный налог и другие местные налоги.  Доходы, направляемые в местные бюджеты, можно определить из следующей информации.

Как видно из приведенной таблицы, доходы бюджета Копетдагского этрапа города Ашхабада составляют 39649 млн. грн.  это манат.  Доходы бюджета Копетдагского этрапа полностью покрывают его расходы.

Консолидированные доходы местных бюджетов позволяют органам местного самоуправления влиять на работу подведомственных им хозяйств, сбор бюджетных поручений в полном объеме и в установленные сроки.  Все они укрепляют финансовую независимость органов местного самоуправления, позволяют финансировать мероприятия, предусмотренные бюджетом.

Неадекватность доходов, направляемых в местные бюджеты, свидетельствует о необходимости покрытия постоянно растущих расходов бюджетов за счет необходимых источников доходов.  В основном это делается за счет регулирующих ресурсов, иначе говоря, накладных расходов.  Расходы по налогам играют большую роль в доходах всех местных бюджетов по своему происхождению и хозяйственному значению.  Их значение заключается не только в обеспечении местных органов власти финансовыми ресурсами, но и в повышении эффективности общественного производства в сферах, находящихся в ведении местных органов власти, в их заинтересованности в привлечении дополнительных средств в государственный бюджет.

Экономическая и социальная деятельность более четко отражена в расходной части местных бюджетов.  Разработка и реализация экономических и социальных планов на территориях органов местного самоуправления, улучшение землеустройства, расширение спектра социально-культурных учреждений являются основными причинами увеличения расходов местных бюджетов.

Увеличение затрат связано с увеличением стоимости как нового строительства, так и содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства.  Виды расходов местного бюджета Копетдагского этрапа приведены в следующем описании.

В этой таблице основные расходы направлены на жилищно-коммунальное хозяйство, а расходы на социальные мероприятия занимают большое место в общей сумме расходов.  Экономика и общество по-разному влияют на развитие местных бюджетов.  Прежде всего, развитие регионального и социального обслуживания населения увеличивает потребность в финансовых ресурсах, что, в свою очередь, приводит к росту расходов местных бюджетов.

Во-вторых, повышение роли органов местного самоуправления в хозяйственной жизни зависит от абсолютного роста доходов, направляемых в местные бюджеты.

В-третьих, рост общих расходов местных бюджетов сверх закрепленных за ними доходов свидетельствует о необходимости расширения источников финансирования, что является причиной увеличения поступлений из центрального бюджета в местные бюджеты.

То есть при увеличении расходов местных бюджетов возникает необходимость увеличения их доходной базы.  Основной задачей является укрепление финансовой базы органов местного самоуправления.  Кроме того, необходимо решить следующие задачи: согласование общегосударственных и местных интересов: улучшение согласования интересов ведомств и регионов, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на развитие местной экономики.

Повышение эффективности и развития хозяйств, принадлежащих органам местного самоуправления, является одним из основных направлений укрепления доходной части местных бюджетов и увеличения собственных доходов.  Для увеличения доходов органов местного самоуправления необходимо оживить деятельность предприятий и организаций, находящихся в ведении органов местного самоуправления.  Проблема развития собственных доходов местных бюджетов тесно связана с проблемами собственности органов местного самоуправления.  Переход государственной собственности в частную выгоден местным властям, что создает основу для конкуренции в хозяйственной деятельности.  Для повышения их эффективности целесообразно сдавать в аренду малопроцентные и многострадальные предприятия.  Хорошие результаты даст создание совместных предприятий на основе собственности органов местного самоуправления, привлечение средств предприятий и населения для создания новых предприятий и производств на партнерских началах.

Переход к формированию местных бюджетов на основе долгосрочных норм общегосударственных доходных отчислений доказывает важность исчисления величины этих норм.


Библиографический список
  1. Халов Н., Финансы» (учебник, Ашхабад 2010.
  2. Журнал “Финансы и экономика” 2020 N:3


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Нурмухаммедов Бакы»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация