ОСНОВЫ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА ТУРКМЕНИСТАНА

Нурмередова Гулчехра Эргешовна1, Ходжакова Огулнур Байрамгельдиевна2, Мухаммедова Сельби Хангельдиевна3, Нурмедов Овезберди4
1Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, старший преподаватель
2Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, преподаватель
3Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, студентка
4Туркменский сельскохозяйственный университет имени С.А.Ниязова, студент

Аннотация
Государственная бюджетная система представляет собой совокупность централизованного бюджета, местных бюджетов, а также сборов и фондов, входящих в состав бюджета. Бюджетная система была сформирована постановлением Президента Туркменистана от 15 июня 1996 года. Рыночный путь, избранный Туркменистаном и Национальной программой до 2020 года, а также туркменский путь развития требуют качественно нового подхода к бюджетированию, финансированию и строительству.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Нурмередова Г.Э., Ходжакова О.Б., Мухаммедова С.Х., Нурмедов О. Основы структуры бюджета Туркменистана // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/10/23968 (дата обращения: 26.04.2024).

Государственная бюджетная система представляет собой совокупность централизованного бюджета, местных бюджетов и средств, включенных в бюджет.  Бюджетная система была сформирована постановлением Президента Туркменистана от 15 июня 1996 года.  Рыночный путь, избранный Туркменистаном и Национальной программой до 2020 года, а также туркменский путь развития требуют качественно нового подхода к бюджетированию, финансированию и строительству.

Решением Президента Туркменистана от 15 сентября 1993 года в Министерстве экономики и финансов было создано Управление казначейства.  В его функции входит управление активами и пассивами правительства, контроль за использованием государственного бюджета в новых экономических условиях.  Основными задачами казначейства являются эффективное управление, учет и контроль за исполнением расходной части государственного бюджета, обслуживание государственного долга и финансовых активов.

Эффективность управления государственными расходами определяется эффективностью финансирования бюджетных организаций.  Прежние системы исполнения государственного бюджета полностью соответствовали плановому способу ведения хозяйства в Туркменистане и не требовали внесения существенных изменений в первоначально утвержденный бюджет, поскольку цены на товары и услуги фиксировались заранее.  Часть республики, не имевшая бюджетных средств, обычно финансировалась из союзного бюджета.  Недостача союзного бюджета автоматически покрывалась средствами Госбанка СССР.  При плановой системе не было необходимости платить комиссию за использование ресурсов банка.

Государственный банк обеспечивал перечисление налоговых поступлений в бюджет, распределение бюджетных средств между бюджетными министерствами и подведомственными им организациями, ведение государственных счетов доходов и расходов и надлежащую отчетность.  Таким образом, средства банка были продолжением средств бюджета, а не исходными.  Государственный банк выполнял функции казначейства бюджета.  В данном случае процесс исполнения бюджета заключался в ведении бюджетных счетов на службе у банка и автоматическом финансировании недостающей части бюджета.  Однако в новых условиях, то есть после того, как страна стала независимой и нейтральной, эффективное управление бюджетными ресурсами, учет государственных расходов требует иного подхода к работе.

Своевременное финансирование государственных расходов требует регулирования притока и оттока средств в государственную казну.  Суть деятельности Департамента управления долгом и активами-пассивами заключается в своевременном взыскании краткосрочных кредитов, выпуске казначейских векселей и размещении депозитов в случае дефицита доходов.  Кроме того, планируется повысить эффективность контроля за расходованием внебюджетных средств.  Само по себе казначейство, будучи лишь средством контроля за государственными расходами, не может служить средством предотвращения всех злоупотреблений.  Фундаментальную основу надзора следует рассматривать в макроэкономических мероприятиях, то есть при составлении бюджета.  Фискальная политика должна быть тщательно оценена, и, прежде всего, должны быть предприняты усилия для предотвращения нецелевых расходов.  При соблюдении этих условий составление бюджета может быть эффективным.

Налоги и дополнительные сборы (акцизы), налоги на государственное имущество, государственные таможенные пошлины, налоги и др., а также местные налоги занимают значительное место в общей сумме доходов государственного бюджета.  Большую роль играют вкладчики целевых денежных наборов.  В Министерстве финансов есть бюджетный департамент и ряд других департаментов.

Задачей бухгалтерии является разработка установленных законом правил и принципов (принципов) ведения бухгалтерского учета в рамках государственного бюджета, а также в других субъектах хозяйствования, а также предоставление бухгалтерской (периодической) отчетности об исполнении государственного бюджета.  В настоящее время разработана новая бюджетная группировка (классификация).  (Приказом Министерства экономики и финансов от 31 октября 1996 г. № 48).  Отдел внутреннего аудита (орган предварительного контроля) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств и соблюдением обычных (нормативных) правил бюджетно-хозяйственными организациями, а также местными организациями путем проверки их финансово-хозяйственной деятельности.

Департамент рынка ценных бумаг координирует и управляет развитием этого рынка и его функционированием, лицензирует работу инвестиционных институтов, подготавливает выпуск государственных ценных бумаг.  Одной из новых функций бюджетной системы является создание эффективной (более точной) системы исполнения бюджета и контроля за расходованием бюджетных средств.  С этой целью в 1994 году на уровне областей и районов были созданы управления казначейства.  Новая система исполнения кассового бюджета начала действовать с 1 мая 1994 года в Ахалском велаяте, а с июля – во всех регионах Туркменистана.  Суть этой системы в том, что она проверяет зачисление бюджетных средств в каждое бюджетное учреждение, целесообразность и обоснованность этих средств.  Отделы казначейства ведут учет денежных средств, переданных в соответствующие подведомственные учреждения, денежных затрат и расходов, а также неиспользованных средств и остатков на счетах бюджетов учреждений по каждой статье расходов.

С 1 января 1995 года все бюджетные счета учреждений в банках были закрыты.  На их место были открыты единые казначейские счета расходов и доходов централизованного бюджета, казначейство обеспечивается за счет ежедневных расчетов региональных счетов (счетов) с главным счетом в центральном банке.  Единая единица (используется принцип нулевого остатка на казначейском счете) позволяет эффективно использовать средства, поступающие в казну государства.  В настоящее время Министерство финансов проводит большую работу по развитию финансовой системы страны.  В частности, в Ашхабаде была налажена работа по созданию компьютерной системы, включающей все бюджетные организации велаятов и этрапов, что обеспечивало контроль за эффективным расходованием бюджетных средств.


Библиографический список
  1. Халов Н., Финансы» (учебник, Ашхабад 2010.
  2. Журнал “Финансы и экономика” 2020 N 2.


Все статьи автора «Автор»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: