РОЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Терпиловская Анастасия Викторовна
Южный федеральный университет
магистрант

Аннотация
Важную роль на картографическом предприятии играют знания, это связано с внедрением информационных технологий производства, разработок редакционно-технических указаний и созданием новых видов картографической продукции. При создании любой картографической продукции обрабатывается большое количество различной информации, накопленной в хранилищах и базах данных различных уровней. В статье говорится о факторах и роли компетенции, уровне знаний и подготовки специалистов, которые создают картографическую информацию.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Терпиловская А.В. Роль менеджмента знаний на современных картографических предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/07/20053 (дата обращения: 11.03.2024).

Научный руководитель: Антонович Юрий Николаевич – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Инновационного и международного менеджмента» Южного Федерального Университета (г. Ростов-на-Дону)

На сегодняшний день в управленческой науке и практике появились новые объекты управления, среди них – знания. Появление на картографических предприятиях нового  вида менеджмента- менеджмента знаний – вызвано рядом обстоятельств. Одним из этих обстоятельств является повышение роли знаний как фактора роста эффективности картографического производства

Менеджмент знаний – это новое осмысление известных технологий управления, применяемых с учетом современных условий. Живой интерес к управлению знаниями в последние годы вызван, прежде всего, тем, что данный взгляд позволяет заново посмотреть на некоторые из направлений развития менеджмента. Управление знаниями на картографических предприятиях становится ведущим направлением стратегического менеджмента, которое обращает внимание на ресурсы, значение которых сегодня выходит на первое место.

Знания на картографическом предприятии это не только то, чем обладают конкретные специалисты, но это в первую очередь составная часть картографической продукции. В настоящее время для того чтобы выжить в условиях конкуренции любому картографическому предприятию необходимо самостоятельно накапливать свою базу картографической информации. В условиях дефицита квалифицированных кадров в области картографии, специалисты не хотят передавать знания предприятию, ни в одном из видов: качественно подготовленная технологическая документация, подготовка новых специалистов и др.

Термин «менеджмент знаний» или управление знаниями в последние годы стал широко использоваться в научной литературе, а также в практике многих предприятий, среди которых картографические.

Менеджмент знаний – систематические процессы по созданию, сохранению и распределению  интеллектуального капитала, который люди могут совершенствовать и применять [2, с. 345]. Относительно картографического предприятия менеджмент знаний включает в себя следующие мероприятия:

1)       побуждение руководящего состава и специалистов основного профиля, редакторов, техников-картографов к приросту знаний;

2)       поиск и накопление значимых сведений из внешней среды (источников);

3)       сохранение, классификация, накопление и предоставление доступности знаний в пределах одной организации или отрасли;

4)       обмен и передача знаний внутри одной организации;

5)       использовать знания в процессе управления предприятием, принятия решений, создания продукции (картографической);

6)       воплощение знаний в виде продуктов, услуг документов, информационных и картографических (специальных) баз данных и специализированного ПО;

7)       оценка знаний;

8)       гарантия защиты корпоративных знаний.

На картографических предприятиях знания руководителя, специалиста, техника-картографа появляются в процессе специализированной деятельности:

- анализ полученной информации о районе;

- сравнение и установление связей;

- оценка информации о местности;

- определение области применения полученной информации о районе работ;

- разработка внутренних нормативных документов;

- разработка редакционно-технических указаний (РТУ);

- разработка технологической документации.

В результате выполнения таких специальных работ у сотрудников появляется опыт. Информация, полученная в ходе обучения из профессиональной (специальной) литературы накладывается на реальный опыт выполнения работы, представляет собой новое знание. Таким образом, знания тесным образом связывают с опытом.

В основе картографического производства лежит интеллектуальный потенциал нескольких поколений специалистов отрасли. Управление знаниями для предприятий отрасли – это стратегия, которая модифицирует все виды интеллектуальных фондов в наиболее высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность [5, с. 211].

Менеджмент знаний сочетает в себе некоторые аспекты управления персоналом, инновационного менеджмента, применения информационных технологий в управлении картографическими предприятиями, разработка картографической продукции. Одной из главных частей управления знаниями являются технологии распространения, адаптации, актуализации и использования неявных знаний (такое знание не может быть легко передано другим), которые часто включают умения (навыки) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами.

В последнее время в деятельности картографический предприятий произошел сдвиг от внутренней направленности менеджмента знаний к внешней. Внутренняя направленность управления знаниями связана с традиционной концепцией инновационного менеджмента, который имеет дело с внутренними научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). Внешняя направленность включает в себя маркетинг, взаимосвязь с клиентами, обмен информацией с внешними контрагентами и др.

Основная идея менеджмента знаний – эффективное использование уже существующих знаний, распределение имеющегося опыта [1, с. 79]. Для реализации данной идеи целесообразно реализовать следующие мероприятия:

- хранение, оценка, распределение и использование нематериальных активов: авторские права, лицензии и патенты;

- сбор, накопление, классификация и распространение нематериального знания: личный опыт, ноу-хау, инновационные решения и т.д.;

- организация на картографическом предприятии соответствующей корпоративной культуры и интерактивной среды для обучения, в рамках которой сотрудники готовы обмениваться собственными знаниями, телиться полученным опытом и создавать возможность для создания новых знаний.

Главной целью менеджмента знаний на картографическом предприятии является создание новых и более сильных конкурентных преимуществ на рынке картографической продукции и услуг. Управление знаниями является неотъемлемой частью общего менеджмента картографического предприятия Менеджмент картографического предприятия – это модель, объединяющая действия, которые связаны с формированием знаний, распространением и использованием, а также с созданием и развитием на их основе инноваций и обучения персонала.

Управление знаниями касается основных аспектов деятельности картографических предприятий в современных условиях. Правильная организация и постановка этого управления дает единый, объединяющий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий [2, с. 356]. Для удачного внедрения менеджмента знаний на картографическом предприятии необходимо выполнить следующие условия:

1)       обеспечить предприятие технологической инфраструктурой, которая позволит эффективно накапливать, переносить и обмениваться информацией;

2)       создать высокую организационную культуру сотрудников, которая будет способствовать обмену знаниями среди специалистов и подразделений;

3)       обеспечить постоянное обучение персонала и адаптацию на рабочем месте.

Внедрение системы управления знаниями для каждого картографического предприятия дает возможность:

- намного быстрее реагировать на изменения конъюктуры рынка с помощью эффективных инновационных решений;

- быстрее внедрять инновации в конкретные виды продукции и услуг;

- использовать интеллектуальные активы других предприятий-партнеров;

- ускорять обучение и передачу навыков сотрудников;

-  экономить ресурсы за счет повторного использования уже найденных ранее решений.

Таким образом, в современных условиях, связанных с переходом к модели инновационного развития, менеджмент знаний на картографических предприятиях играет важную роль, в связи с тем, что от внедрения управления знаниями  на предприятиях отрасли зависит не только их развитие, но и существование.


Библиографический список
  1. Калюжная Т.В. Особенности управления знаниями в современных организациях // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Севастопль, 2018 – С. 77-82.
  2. Максимцев И.А. Государство и рынок: механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию. СПб.: СПбГУЭФ, 2016. 601 с.
  3. Максудова Л.Г. и др. Экономика картографического производства. М.: Недра, 2016. 133 с.
  4. Петров Д.М. Концепция развития государственных унитарных картографических предприятий РФ // Российское предпринимательство. 2017 – С. 135-138.
  5. Тугускина Г.Н. Управление знаниями в современных организациях // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.: Пенза, 2019. – С. 210-217.


Все статьи автора «Терпиловская Анастасия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: