Постоянно возрастающее влияние дестабилизирующих факторов характерно для развития современной экономики Казахстана. Это можно считать закономерным, если принять во внимание усиление конкурентных действий, противоречивые тенденции, ограниченность ресурсов. Поиск новых источников роста является актуальной задачей для многих стран. Развитие уже мало зависит от использования сырьевых ресурсов, хотя они по-прежнему важны, так на первый план выходят интеллектуальные активы. По мнению Г.М. Мутанов инновационная деятельность в казахстанских предприятиях включает все виды деятельности:
- исследовательскую;
- научную;
- технологическую;
- организационную;
- финансовую, которые прямо или косвенно влияют на генерацию и коммерциализацию инноваций [1].
В Казахстане доля инновационной продукции по отношению к ВВП не так велика и составляет от 1,72 в 2018 году и 2,43% в 2020 году (таблица 1).
Таблица 1. Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, % [2]
2017 |
2018 | 2019 |
2020 |
|
Доля инновационной продукции по отношению к ВВП, % |
1,55 |
1,72 | 1,16 |
2,43 |
Международный опыт может помочь в более полной реализации инновационного потенциала предприятий Казахстана. Хотя процесс развития венчурного бизнеса напоминает броуновское движение (такие компании появляются так же быстро, как и исчезают), он достаточно эффективен. Эти компании разрабатывают принципиально новые продукты и технологии, а также могут определять наиболее перспективные направления развития инноваций, что стимулирует крупные компании в их инновационной деятельности. Например, разработки малых предприятий позволяют крупным компаниям экономить время и деньги, а также выходить на новые рынки. Основной риск в этом случае несут разработчики инноваций, но их потенциальные потери довольно низки. Малый бизнес, в свою очередь, приобретает новые возможности и ресурсы. Особого внимания заслуживает участие бизнеса в инновационных кластерах. Эти кластеры объединяют предприятия с близко расположенными компаниями и исследовательскими центрами. Кластер значим для реализации инновационного потенциала бизнеса, так как включает в себя всю цепочку инноваций: от генерации научных знаний до разработки на их основе бизнес-идей и вывода продукции на традиционные, новые рынки.
Существенным моментом организации инновационной деятельности являются человеческие ресурсы, что сильно ограничены на рынке труда Казахстана. Этот аспект, прежде всего, связан с уровнем и качеством подготовки инновационных менеджеров. Развитие инновационных процессов и их результаты во многом зависят от компетентности инновационных менеджеров. Изучая опыт малых предприятий, прекративших свое существование, можно отметить, что большинство из них сделали это в течение первых лет функционирования. Одной из основных причин этого было плохое управление [3]. Для нивелирование данной проблем необходима государственная поддержка. Инновационные и финансовые потребности компаний, находящихся на разных этапах развития этой сети, существенно различаются. Следовательно, фрагментация требует новых способов сотрудничества между компаниями и различными способами деятельности. Поэтому инновационные экосистемы должны проводить политику, направленную на решение проблем предложения полуобщественных благ, таких как совместное использование производственных мощностей, обучение и разработка непатентуемых инноваций. Предложение этих полуобщественных благ стало критической проблемой в самых передовых высокотехнологичных отраслях, где, например, оптоэлектроника, интегральные схемы и биофармацевтические производственные мощности, как правило, не зависят от конкретной фирмы, и поэтому ни одна казахстанская фирма, особенно молодая и с ограниченными ресурсами не может (или не должна) самостоятельно инвестировать в строительство новейших, самых передовых производственных мощностей. Следующая слабая сторона нашей нынешней инновационной системы связана с тем, что традиционная модель и финансовая система Казахстана препятствуют крупным капиталовложениям в производство и производственные инновации. К числу сдерживающих факторов относятся растущая ориентация традиционной модели на стартапы и инновации новых продуктов, финансовые ограничения, в которых работают квазигосударственные компании Казахстана и характер финансовых механизмов, открытых для частных компаний. В совокупности эти факторы затрудняют принятие рисков при долгосрочных капиталовложениях. Аналогичным образом, публично торгуемым компаниям трудно примирить неопределенную доходность долгосрочных инвестиций с требованиями постоянного повышения квартальной прибыли [4]. Мировой опыт показывает, что без активного участия государства перспектив в этой сфере нет, поэтому для оценки уровня поддержки государством необходимо изучить объемы инновационных продуктов.
Таблица 2. Объем инновационной продукции (товаров, услуг) [2]
2018 |
2019 |
2020 |
|
Республика Казахстан |
1 064 067,4 |
1 113 566,5 |
1 715 500,1 |
Акмолинская |
25 644,6 |
17 793,0 |
56 366,5 |
Актюбинская |
44 299,9 |
51 421,7 |
59 026,1 |
Алматинская |
18 351,2 |
20 443,6 |
59 571,0 |
Атырауская |
8 819,8 |
7 536,3 |
402 420,3 |
Западно-Казахстанская |
23 398,7 |
24 713,4 |
21 671,3 |
Жамбылская |
66 782,3 |
77 092,5 |
67 430,7 |
Карагандинская |
54 778,0 |
74 007,0 |
145 720,6 |
Костанайская |
124 014,9 |
211 088,3 |
349 012,4 |
Кызылординская |
6 401,7 |
16 425,2 |
19 925,7 |
Мангистауская |
651,0 |
7 971,3 |
5 317,2 |
Павлодарская |
250 032,0 |
44 503,7 |
96 984,4 |
Северо-Казахстанская |
9 396,5 |
8 652,1 |
26 066,0 |
Туркестанская |
13 375,7 |
13 797,5 |
14 847,6 |
Восточно-Казахстанская |
174 068,8 |
223 618,8 |
116 747,0 |
г.Нур-Султан |
112 146,2 |
129 468,7 |
67 314,0 |
г.Алматы |
30 228,4 |
48 948,4 |
56 491,2 |
г. Шымкент |
101 678,0 |
136 084,8 |
150 588,3 |
Объем инновационной продукции на низком уровне, что еще больше актуализирует необходимость государственного вмешательства. Механизмы государственной поддержки различны. Они реализуются в двух направлениях: стимулирование бизнеса как такового и прямая поддержка инновационных предприятий. Стимулирование осуществляется через административные и экономические механизмы. Особое место среди них занимают налоговые инструменты. В Казахстане поддержки инновационной деятельности предприятий используются различные виды налоговых льгот (налоговые каникулы, льготное налогообложение и т.д.). Макроэкономический аспект решения инновационной проблемы, несмотря на свою важность, не является самоцелью. Он должен быть дополнен комплексом решений на других уровнях. Как показывают наблюдения, одним из самых больших препятствий для инновационных предприятий в казахстанской экономике является низкая доступность финансовых ресурсов. При этом может быть полезен опыт других стран, решающих эту проблему, например:
- развитие венчурного финансирования;
- доступность банковских кредитов на начальном этапе инвестирования;
- использование инновационных ваучеров, различные виды льготного налогообложения [5].
Стратегия должна сосредоточиться на тех же четырех структурных блоках, которые так хорошо зарекомендовали себя в инновациях новых продуктов:
- общие производственные активы: предприятиям необходимо финансировать и использовать активы, находящиеся в совместном владении, с помощью различных договорных и институциональных механизмов;
- эффективные структуры инновационных сетей: рынки, контракты и фирмы уже не обеспечивают достаточного «клея» для эффективной связи между пулами инноваторов;
- гибкие бизнес-модели: реструктуризация традиционных определений функций спроса и предложения на рынках зачастую не менее важна, чем инновационный продукт;
- специализированные финансовые учреждения: необходимы возможности оценки рисков и модели кредитования / инвестирования, подходящие для различных типов инноваций.
Эти строительные блоки затрагивают как рыночные механизмы, так и формирование социального капитала – важнейшего аспекта инновационных систем. Однако для поддержания различных типов инноваций требуются различные комбинации политики и институтов.
Как уже отмечалось, в отличие от большинства западных стран, в Казахстане потенциал инновационных предприятий пока реализуется слабо. Одним из ключевых направлений решения этой проблемы является необходимость кардинальных изменений в экономической политике государства. В казахстанской экономической литературе, а также в мнениях представителей бизнеса можно найти множество предложений необходимых решений, связанных с развитием предприятий в стране и, в частности, инновационного бизнеса. Существующая модель экономики, ориентированная на крупномасштабное стандартное производство в сырьевых отраслях, и есть эта общая проблема казахстанской экономики. Это заставляет компании использовать наиболее важные «козыри», такие как знания, патенты, технологические процессы, человеческие активы.
Библиографический список
- Мутанов Г.М. Инновации: создание и развитие. – Алматы: Изд-во Каз Ну им. Аль-Фараби, 2012. – 89.
- Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. – URL: https://stat.gov.kz/official/industry/23/statistic/5
- Байтанов Б. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности экономики Казахстана // Аль-Пари. – 2009. – 2(4). – 55-62.
- Леонова Ж.К. Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 6. – 77-82.
- Бегежанов Д.Б. Органическое взаимодействие малого и крупного бизнеса – как условие инновационного развития экономики // Вестник Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза. – № 3 (51). – 2008. – 201-206.