Мы привыкли считать, что основным инструментом повышения эффективности деятельности сотрудников является оплата их труда, бонусы и материальная составляющая. Но помимо этого существует множество других факторов, которые могут повлиять на заинтересованность сотрудников в своей работе. Проще говоря, нематериальные стимулы – это система мер, с помощью которых работодатель влияет на уровень лояльности сотрудников и эффективность их работы. Полезно ли иметь дополнительные (безналичные) опции, если компания периодически выплачивает премии и индексирует заработную плату? По мнению кадровиков, увеличение выплат – это временная мера, которая мотивирует сотрудников на короткий период. Если индексация проводится регулярно, то это уже не стимул, а предпосылка для работы. Однако определенные нематериальные меры способны постоянно держать коллектив «в форме», развивать творческую активность, креативность, повышать профессионализм, межличностные навыки и лояльность сотрудников. Каждый из нас хочет чувствовать себя комфортно и безопасно в команде, расти профессионально и получать удовольствие от самореализации. Конечно, есть категория людей, для которых главное, чтобы их больше не трогали и регулярно платили зарплату. Для этих людей выбрать метод нематериального стимулирования довольно проблематично. Но у современного поколения специалистов такое отношение к работе становится устаревшим [2, с. 942-945].
Таким образом, чтобы знать приоритеты сотрудника, его жизненные ценности уже проходят собеседование при подаче заявления в компанию, чтобы понять, подходит ли вам этот специалист или нет. Для имеющихся сотрудников целесообразно периодически проводить анкетирование, чтобы еще раз быть в курсе их участия. Затем, учитывая индивидуальные потребности сотрудников и учитывая цели и задачи компании, а также ее бюджет, можно выстроить систему нематериального стимулирования.
Что может мотивировать сотрудников, помимо денежной компенсации:
обеспечение безопасности (дополнительное медицинское страхование сотрудника и членов его семьи);
комфорт и удобство (расположение офисов, организация рабочего места, служебный автомобиль, стоимость проезда на такси, доставка сотрудников автобусом до компании);
различные дополнительные льготы и компенсации (система кредитования сотрудников, оплата питания, сотовая связь и Интернет);
возможность повышения квалификации и карьерного роста (обучение за счет компании, система KPI);
одобрение и признание в коллективе, корпоративная культура, благоприятная атмосфера в коллективе.
Нами разработаны нематериальные методы стимулирования труда:
1. Создание благоприятной атмосферы и комфорта. На рабочем месте люди проводят 8 часов в день, или одну треть каждого дня недели. Поэтому рабочее место должно быть практичным, чистым и комфортным. Многие компании также организуют зону отдыха для сотрудников, тренажерный зал и просторную столовую. Если мы говорим о производственной компании, важно обеспечить удобные кресла для рабочих, душевые, туалеты. Кроме того, мы рекомендуем приобретение новой офисной мебели, хороших канцелярских товаров и бесплатного чая / кофе на офисной кухне.
2. Социальный пакет. Социальная помощь персоналу – это оказание определенных услуг сотрудникам. Мы предлагаем в эту группу включить дополнительную медицинскую страховку, оплату мобильной связи, оплату абонемент в тренажерный зал, дополнительное обучение (как профессиональные, так и сопутствующие знания, например, оплата языковых уроков).
3. Заинтересованность руководства в личном развитии и профессиональном развитии сотрудников. Чтобы повысить вовлеченность персонала в развитие компании, предлагаем привлекать сотрудников к принятию управленческих решений. Тематические встречи и мозговые штурмы, проявленный интерес, по мнению специалистов, благотворно сказываются на стимулировании персонала. Мы предлагаем объединять сотрудников в группы и делегировать им целые направления работы, отдельные проекты. Ввести в компании систему поощрений, доску почета. Так специалисты чувствуют свою ценность и уважение со стороны руководства.
4. Обучение за счет компании. Отдельным инструментом стимулирования персонала предлагаем возможность обучения. Причем это касается и профессионального развития, и личностного роста. Программы обучения могут быть внутренними и внешними.
Руководство должно понимать, что профессиональное и личностное развитие, регулярное обучение – это преимущество не только для отдельного специалиста, но и для развития компании в целом.
5. Возможность карьерного роста. Сотрудники стремятся к карьерному росту не только потому, что после продвижения по службе вырастут зарплаты. Одна из наиболее частых причин увольнения ценных сотрудников – это как раз отсутствие карьерного роста. Мы предлагаем ввести четкую и прозрачную систему продвижения внутри компании. Для многих решение заключается во внедрении ключевых показателей эффективности. В любом случае возможность развития и профессионального роста должна быть равной для всех сотрудников.
6. Определите интересные задачи. Сохранять живой интерес к тому, что делают сотрудники, – непростая задача. Тем не менее, можно несколько разнообразить распорядок дня. Например, с помощью тимбилдинга, соревнований между отделами по заданным показателям, привлечение сотрудников к освоению новых направлений деятельности. Ключ в том, что сотрудников тянет к чему-то большему, чем выполнение односложных задач изо дня в день.
7. Гибкий график работы или возможность работать удаленно. В последние годы доля удаленных работников увеличилась, и спрос на удаленную работу на рынке также растет. Поэтому, если компания предлагает такую возможность своим сотрудникам, это большое преимущество. Специалист отлично справляется со своими обязанностями, оставаясь мобильным, в пути или удаленно. Или сотрудник по гибкому графику задействован в срочной проектной задаче. Для работодателя у этого режима тоже есть свои плюсы, это экономия на накладных расходах, организация рабочего места.
Таблица 1 – Разработка нематериальных стимулов
Направления стимулирования |
Мероприятия в рамках направления |
Создание благоприятной атмосферы и комфорта | Практичность чистота и комфорт рабочего места.
Организация зоны отдыха для сотрудников, тренажерного зала, столовая. Обеспечение удобных кресел для сотрудников в зоне отдыха, душевых, приобретение новой офисной мебели, хороших канцелярских товаров и бесплатного чая / кофе на офисной кухне. |
Социальный пакет
|
Наличие дополнительной медицинской страховки, оплату мобильной связи, оплату абонемент в тренажерный зал |
Заинтересованность руководства в личном развитии и профессиональном развитии сотрудников | Привлекать сотрудников к принятию управленческих решений.
Приведение тематических встреч и мозговых штурмов Делегировать сотрудникам направления работы, отдельные проекты. Использовать доску почета |
Обучение за счет компании | Организация программы обучения внутреннего и внешнего обучения |
Возможность карьерного роста | Введение четкой и прозрачной систему продвижения внутри компании равной для всех сотрудников |
Определение интересных задач | Проведение тимбилдинга, соревнований между отделами по заданным показателям, привлечение сотрудников к освоению новых направлений деятельности |
Гибкий график | Возможность использовать гибкий график работы для специалиста, работающего в пути или удаленно |
Таким образом, нематериальные факторы для сотрудников не менее важны, чем достойная оплата труда. При построении системы мотивации следует опираться не только на цели и задачи конкретной компании, ее бюджет, но и на приоритеты и ценности самих сотрудников. Разобраться в этом поможет, например, анкетный опрос персонала. Нематериальные стимулы включают способность человека расти и развиваться профессионально, работать удаленно, учиться, поддерживать баланс между карьерой и личной жизнью, социальные гарантии, поддержку со стороны начальства, дружескую атмосферу и многие другие факторы. Скорее всего, инструменты нефинансовой мотивации также повлекут за собой дополнительные расходы для работодателя, но в конечном итоге они будут иметь больший эффект, чем повышение заработной платы отдельных сотрудников [4].
Разрабатывая блок материального стимулирования труда мы предлагаем разработать компенсационный пакет – своеобразный рычагом административного регулирования деятельности персонала.
Стоимость компенсационного пакета будут зависеть от роста производительности труда работников. Так, если производительность труда работника возрастет на 30 %, то размер ежемесячного компенсационного пакета составит 1014 руб. (780 х 1,3).
Если производительность работника увеличится менее чем на 10 %, то работнику полагается минимальная сумма компенсационного пакета – 780 руб. в месяц.
Нами разработан перечень составляющих компенсационного пакета, которыми сотрудники могут воспользоваться в случае достижения тех или иных результатов.
Таблица 2 – Определение достижений, за которые полагается нематериальное вознаграждение
Процент роста производительности |
Ежемесячная стоимость компенсационного пакета, руб. |
Годовая стоимость компенсационного пакета, руб. |
Список мероприятии компенсационного пакета |
5 |
780 |
9360 |
Возможность приобретать товары и услуги фирмы со скидкой |
10 |
858 |
10296 |
Возможность приобретать товары и услуги фирмы со скидкой
Компенсация расходов на мобильную связь |
20 |
936 |
11232 |
Возможность приобретать товары и услуги фирмы со скидкой
Компенсация расходов на мобильную связь Возможность пользоваться служебным автомобилем или компенсация расходов на топливо |
30 |
1014 |
12168 |
Возможность приобретать товары и услуги фирмы со скидкой
Компенсация расходов на мобильную связь Возможность пользоваться служебным автомобилем или компенсация расходов на топливо Оплата тренажерного зала |
40 и выше |
1092 |
13104 |
Возможность приобретать товары и услуги фирмы со скидкой
Компенсация расходов на мобильную связь Возможность пользоваться служебным автомобилем или компенсация расходов на топливо Оплата тренажерного зала Оплата добровольного медицинского страхования |
С увеличением производительности – происходит увеличение стоимости компенсационного пакета. Причем для каждого процента увеличения дохода предусмотрен определенный список составляющих компенсационного пакета, которым может воспользоваться работник.
В таблице 3 представлен организационный план мероприятия.
Таблица 3– План организации разработки компенсационного пакета
Содержание мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Определение достижений, за которые полагается вознаграждение |
До 15 ноября 2022 г. |
Главный бухгалтер |
Мы предлагаем возложить ответственность на формирование компенсационного пакета на отдел бухгалтерии, а ответственным исполнителем назначаем главного бухгалтера. Срок исполнения мероприятия - 15 ноября 2022 г.
Таким образом, комплекс разработанных нами мероприятий позволит существенно повысить уровень мотивационной активности, что в целом благоприятно скажется на росте уровня производительности труда в организации.
Библиографический список
- Иванова, Н.А., Смирнова, Е.А. Анализ производительности труда в Ульяновской области / Иванова Н.А., Смирнова Е.А. // Материалы 8 Международной научно – практической конференции «Аграрная наука и образование: опыт, проблемы и пути их решения», 7-8 февраля 2017 г. Часть 2.- Ульяновск, УГСХА, 2017.- 340 с.
- Иванова, Н.А. Производительность труда в молочном скотоводстве и факторы на нее влияющие / Н.А. Иванова, С.В. Челнокова // Экономика и предпринимательство.- 2016.- №8 ч.2.- С. 942-945.
- Иванова Н.А., Иванов М.А., Назарова Е.В. Прогнозирование уровня производительности труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/02/17480 (дата обращения: 27.04.2022).
- Нематериальное стимулирование труда: что мотивирует работника кроме зарплаты // Генеральный директор Электронный ресурс. [Режим доступа] https://www.gd.ru/articles/10719-nematerialnoe-stimulirovanie-truda (Дата обращения: 18.04.2022)
- Смирнова, Е.А., Иванова, Н.А. Учебное пособие «Экономика».- Ульяновск: УГСХА, 2016.-140 с.