В настоящее время в России повышается роль и значение институтов местного самоуправления. Система муниципального управления находится в состоянии систематической трансформации под влиянием меняющихся условий, повышении конкуренции за ресурсы (человечески, финансовые и др.), а также рисков и неопределенности.
В 2020 году произошла окончательная формализация посредством принятия поправок в Конституцию РФ [1] встраивания местного самоуправления в вертикаль публичной власти. Таким образом, усиление конкуренции и нестабильности в экономике обусловило смену вектора развития местного самоуправления от тренда к самостоятельности и автономности к синхронизации и иерархической встроенности в систему государственной власти. Местное самоуправление в настоящее время является самостоятельным уровнем публичной власти максимально приближенным к населению.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в Российской Федерации могут существовать муниципальные образования 8 видов: муниципальные районы, городские и сельские поселения, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) в городах федерального значения. Общее число муниципалитетов подвержено изменениям в связи с преобразованиями, происходящими в ряде субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2020 года в Российской Федерации в соответствии с действовавшими на указанную дату законами субъектов Российской Федерации насчитывалось 20 819 муниципальных образований, в то время как на 1 января 2021 года их количество уменьшилось на 635 (рисунок 1).
Таблица 1. Изменение количества муниципальных образований в разбивке по видам в 2020-2021 гг. [2]
Тип муниципального образования |
на 1 января 2020 г. |
на 1 января 2021 г. |
муниципальных районов |
1 667 |
1 593 |
городских поселений |
1 392 |
1 327 |
сельских поселений |
16 800 |
16 235 |
муниципальных округов |
39 |
113 |
городских округов |
632 |
627 |
городских округов с делением |
3 |
3 |
внутригородских районов |
19 |
19 |
внутригородских территорий |
267 |
267 |
ВСЕГО |
20 819 |
20 184 |
Очевидно, что эффективное самоуправление в большей степени определяется профессионализмом управляющих кадров. В настоящее время, к муниципальному служащему предъявляется все больше количество требований. От того, насколько каждый муниципальный служащий соответствует профессиональному уровню, предъявляемому обществом, зависит качество удовлетворения нужд населения в целом, а также поступательное и устойчивое развитие территории.
Деятельность органов местного самоуправления в России обеспечивают около 293,3 тысяч муниципальных служащих, выполняющих свои служебные функции на условиях как полной, так и неполной занятости (рисунок 1).
Рисунок 1. Количество муниципальных служащих в разрезе видов муниципальных образований по состоянию на начало 2021 года, тысяч человек [2]
Наибольшее количество муниципальных служащих работает в органах местного самоуправления городских округов.
При этом следует отметить, что существенного сокращения численности муниципальных служащих вследствие территориальных преобразований в 2020 году не произошло.
По всей видимости, кадровый потенциал преобразованных муниципальных образований был в значительной степени востребован органами местного самоуправления новых, укрупненных муниципалитетов.
Анализ средних показателей количества муниципальных служащих по отдельным видам муниципальных образований и субъектах РФ приведен на рисунке 2.
Рисунок 2. Средняя численность муниципальных служащих в по видам муниципальных образований, 2020 год, человек [2]
Около 275,6 тысяч муниципальных служащих работают в местных администрациях (а также в их отраслевых и территориальных органах); 7,6 тысяч – в аппаратах представительных органов муниципальных образований; 4,1 тысячи – в аппаратах контрольно-счетных органов муниципальных образований; 5,8 тысяч – в иных органах местного самоуправления.
Ретроспективная оценка количества государственных и муниципальных служащих позволяет отметить положительную динамику на протяжении последнего десятилетия (рисунок 3).
Рисунок 3. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в России, человек [2]
При этом, анализ количества служащих в разрезе федеральных округов, позволяет отметить, что их количество синхронно увеличилось в последнее десятилетие во всех округах. При этом, скачкообразное увеличение служащих в 2014 году произошло вследствие того, что в численность работников государственных органов включены сотрудники территориальных органов МВД России (рисунок 4).
Рисунок 4. Количество государственных и муниципальных служащих всего в разрезе федеральных округов [2]
Однако при внимательном рассмотрении динамики в последние пять лет отмечаются несколько разнонаправленные тенденции, не обладающие значительными или скачкообразными изменениями.
В частности, можно обратить внимание, что в четырех федеральных округах положение изменилось в сторону уменьшения количества служащих, в то время как в трех, наоборот в сторону увеличения.
При этом, динамика государственных и муниципальных служащих в Свердловской области несколько уменьшившись в 2014 году, неизменно является положительной и в целом, соответствует общероссийскому тренду (рисунок 5).
Рисунок 5. Количество государственных и муниципальных служащих всего в Свердловской области [2]
Анализ количества работников исключительно в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований, напротив, демонстрирует в целом отрицательный тренд (рисунок 6).
Рисунок 6. Количество работников исключительно в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований [2]
Таким образом, подытоживая настоящее исследование констатируем, что система муниципального управления в настоящее время претерпела трансформацию, встроившую ее в систему публичной власти. При этом, деятельность органов местного самоуправления обеспечивают около 293,3 тысяч муниципальных служащих, что говорит о существенных масштабах анализируемой системы. Ретроспективная оценка количества государственных и муниципальных служащих позволяет отметить положительную динамику на протяжении последнего десятилетия, за исключением трех последних лет, демонстрирующих некоторое снижение.
Библиографический список
-
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ). – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 09.11.2021).
-
Федеральная служба государственной статистики. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru. – Текст : электронный.