МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Зельдович Яков Игоревич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу системы муниципальной службы как объекта управления. В работе проведена оценка статистических данных, характеризующих указанную систему, сделан вывод о наличии положительной динамики на протяжении последнего десятилетия, за исключением трех последних лет, демонстрирующих некоторое снижение количества муниципальных служащих.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Зельдович Я.И. Муниципальная служба как объект управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/03/17542 (дата обращения: 11.03.2024).

В настоящее время в России повышается роль и значение институтов местного самоуправления. Система муниципального управления находится в состоянии систематической трансформации под влиянием меняющихся условий, повышении конкуренции за ресурсы (человечески, финансовые и др.), а также рисков и неопределенности.

В 2020 году произошла окончательная формализация посредством принятия поправок в Конституцию РФ [1] встраивания местного самоуправления в вертикаль публичной власти. Таким образом, усиление конкуренции и нестабильности в экономике обусловило смену вектора развития местного самоуправления от тренда к самостоятельности и автономности к синхронизации и иерархической встроенности в систему государственной власти. Местное самоуправление в настоящее время является самостоятельным уровнем публичной власти максимально приближенным к населению.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в Российской Федерации могут существовать муниципальные образования 8 видов: муниципальные районы, городские и сельские поселения, муниципальные округа, городские округа, городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы, внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) в городах федерального значения. Общее число муниципалитетов подвержено изменениям в связи с преобразованиями, происходящими в ряде субъектов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2020 года в Российской Федерации в соответствии с действовавшими на указанную дату законами субъектов Российской Федерации насчитывалось 20 819 муниципальных образований, в то время как на 1 января 2021 года их количество уменьшилось на 635 (рисунок 1).

Таблица 1. Изменение количества муниципальных образований в разбивке по видам в 2020-2021 гг. [2]

Тип муниципального образования 

на 1 января 2020 г.

на 1 января 2021 г.

муниципальных районов

1 667

1 593

городских поселений

1 392

1 327

сельских поселений

16 800

16 235

муниципальных округов

39

113

городских округов

632

627

городских округов с делением

3

3

внутригородских районов

19

19

внутригородских территорий

267

267

ВСЕГО

20 819

20 184

Очевидно, что эффективное самоуправление в большей степени определяется профессионализмом управляющих кадров. В настоящее время, к муниципальному служащему предъявляется все больше количество требований. От того, насколько каждый муниципальный служащий соответствует профессиональному уровню, предъявляемому обществом, зависит качество удовлетворения нужд населения в целом, а также поступательное и устойчивое развитие территории.

Деятельность органов местного самоуправления в России обеспечивают около 293,3 тысяч муниципальных служащих, выполняющих свои служебные функции на условиях как полной, так и неполной занятости (рисунок 1).

    

Рисунок 1. Количество муниципальных служащих в разрезе видов муниципальных образований по состоянию на начало 2021 года, тысяч человек [2]

Наибольшее количество муниципальных служащих работает в органах местного самоуправления городских округов.

При этом следует отметить, что существенного сокращения численности муниципальных служащих вследствие территориальных преобразований в 2020 году не произошло.

По всей видимости, кадровый потенциал преобразованных муниципальных образований был в значительной степени востребован органами местного самоуправления новых, укрупненных муниципалитетов.

Анализ средних показателей количества муниципальных служащих по отдельным видам муниципальных образований и субъектах РФ приведен на рисунке 2.


Рисунок 2. Средняя численность муниципальных служащих в по видам муниципальных образований, 2020 год, человек [2]

Около 275,6 тысяч муниципальных служащих работают в местных администрациях (а также в их отраслевых и территориальных органах); 7,6 тысяч – в аппаратах представительных органов муниципальных образований; 4,1 тысячи – в аппаратах контрольно-счетных органов муниципальных образований; 5,8 тысяч – в иных органах местного самоуправления.

Ретроспективная оценка количества государственных и муниципальных служащих позволяет отметить положительную динамику на протяжении последнего десятилетия (рисунок 3).


Рисунок 3. Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в России, человек [2]

При этом, анализ количества служащих в разрезе федеральных округов, позволяет отметить, что их количество синхронно увеличилось в последнее десятилетие во всех округах. При этом, скачкообразное увеличение служащих в 2014 году произошло вследствие того, что в численность работников государственных органов включены сотрудники территориальных органов МВД России (рисунок 4).


Рисунок 4. Количество государственных и муниципальных служащих всего в разрезе федеральных округов [2]

Однако при внимательном рассмотрении динамики в последние пять лет отмечаются несколько разнонаправленные тенденции, не обладающие значительными или скачкообразными изменениями.

В частности, можно обратить внимание, что в четырех федеральных округах положение изменилось в сторону уменьшения количества служащих, в то время как в трех, наоборот в сторону увеличения.

При этом, динамика государственных и муниципальных служащих в Свердловской области несколько уменьшившись в 2014 году, неизменно является положительной и в целом, соответствует общероссийскому тренду (рисунок 5).


Рисунок 5. Количество государственных и муниципальных служащих всего в Свердловской области [2]

Анализ количества работников исключительно в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований, напротив, демонстрирует в целом отрицательный тренд (рисунок 6).


Рисунок 6. Количество работников исключительно в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований [2]

Таким образом, подытоживая настоящее исследование констатируем, что система муниципального управления в настоящее время претерпела трансформацию, встроившую ее в систему публичной власти. При этом, деятельность органов местного самоуправления обеспечивают около 293,3 тысяч муниципальных служащих, что говорит о существенных масштабах анализируемой системы. Ретроспективная оценка количества государственных и муниципальных служащих позволяет отметить положительную динамику на протяжении последнего десятилетия, за исключением трех последних лет, демонстрирующих некоторое снижение.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ). – Текст : электронный. – URL : https://demo.garant.ru (дата обращения: 09.11.2021).
  2. Федеральная служба государственной статистики. – Обновляется в течение суток. – URL: https://rosstat.gov.ru. – Текст : электронный.


Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: