ИНДИКАТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тестов Станислав Викторович
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу научных подходов к измерению безопасности территории. Отдельно уделено внимание спорным моментам, возникающим при проведении оценки уровня безопасности муниципальных образований.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тестов С.В. Индикаторы безопасности на территории муниципального образования // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/02/17536 (дата обращения: 26.08.2023).

Состояние экономической безопасности региона может быть оценено с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки. Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать специфику экономики и социальной сферы данного региона, соответствующие параметры в этой сфере в целом по России. Однако индикаторы экономической безопасности страны и регионов не могут быть одинаковыми. В настоящее время более-менее проработанным является вопрос по определению показателей уровня экономической безопасности страны [1], при этом по-прежнему отсутствует единообразие взглядов ученых и практиков на совокупность индикаторов уровня национальной безопасности как на национальном, региональном, так и на местном уровне.

Анализ научных подходов к исследованию измерений безопасности территорий показал, что большинство автором используют определенный спектр методов оценки (рисунок 1).


Рисунок 1 – Методы оценки уровня безопасности территории [2,3]

При этом, в рамках каждого метода существует собственный уникальный набор показателей (индикаторов) измерения безопасности с учетом уровня территории (национальный, региональный, муниципальный) и ее специфики (например, городская или сельская территория).

Также следует отметить, что авторами используются критерии ресурсного потенциала оцениваемой территории, уровень конкурентоспособности экономики, дается оценка социальной стабильности региона и анализ возможных рисков возникновения чрезвычайных и конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что в настоящее время для оценки безопасности территории в анализ включается все больший спектр показателей (индикаторов) позволяющих обеспечить более глубокую оценку и прогнозирование пороговых значений и векторов развития.

В основу определения уровня национальной безопасности в текущий момент положен Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в котором зафиксированы стратегические цели развития страны с учетом достижения приемлемого уровня национальной безопасности.

Ключевым стратегическим документом в анализируемой сфере является «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» в которой определены основные национальные интересы в сфере безопасности.

В свою очередь, система критериев индикаторов) безопасности территорий (регионов и муниципалитетов) каскадируется с учетом общеметодологических национальных подходов к формированию алгоритма оценки уровня безопасности.

В частности, необходим комплексный подход и всесторонний анализ всех параметров территории.

Системный подход к формированию методологии оценки уровня безопасности территории требует анализа и учета всех взаимосвязей и взаимозависимостей стейкхолдеров конкретного региона или муниципального образования.

Более того, адаптивность и гибкость методике оценки безопасности территории придаст вариантность (альтернативность) как путей развития, так и выхода из кризисных ситуаций.

Также комплексный подход обеспечит выявление и реализация мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций, способных снизить уровень безопасности территории. Здесь следует отдельно подчеркнуть, что пороговые значения индикаторов безопасности по-прежнему не утверждены даже на национальном уровне, не говоря о региональном или муниципальных уровнях, что представляется важнейшей проблемой в сфере разработки методологии оценки безопасности всех уровней экономики. Сложность решения описанной проблемы заключается еще и в том, что при разработке пороговых значений существует необходимость соотнесения интересов как федерации, так и регионов, как центральных, так и периферийных территорий, как сельских, так и городских. При этом, очевидно, что уровень безопасности муниципальных образований непосредственно оказывает влияние на региональную безопасность, что в свою очередь диктует национальную безопасность всей экономики.

Таким образом, по результатам проведенного анализа констатируем необходимость совершенствования методологических основ оценки уровня безопасности территорий с учетом развития научных разработок в сфере определения пороговых значений и индикаторов уровня безопасности экономик.


Библиографический список
  1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 48–59.
  2. Новикова И. В. и др. Индикаторы экономической безопасности региона //Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №. 330. – С. 132-138.
  3. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: