Состояние экономической безопасности региона может быть оценено с помощью специальных средств: показателей, индикаторов, критериев оценки, разрабатываемых и используемых в государственной статистике и в различных областях науки. Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения показателей должны учитывать специфику экономики и социальной сферы данного региона, соответствующие параметры в этой сфере в целом по России. Однако индикаторы экономической безопасности страны и регионов не могут быть одинаковыми. В настоящее время более-менее проработанным является вопрос по определению показателей уровня экономической безопасности страны [1], при этом по-прежнему отсутствует единообразие взглядов ученых и практиков на совокупность индикаторов уровня национальной безопасности как на национальном, региональном, так и на местном уровне.
Анализ научных подходов к исследованию измерений безопасности территорий показал, что большинство автором используют определенный спектр методов оценки (рисунок 1).
Рисунок 1 – Методы оценки уровня безопасности территории [2,3]
При этом, в рамках каждого метода существует собственный уникальный набор показателей (индикаторов) измерения безопасности с учетом уровня территории (национальный, региональный, муниципальный) и ее специфики (например, городская или сельская территория).
Также следует отметить, что авторами используются критерии ресурсного потенциала оцениваемой территории, уровень конкурентоспособности экономики, дается оценка социальной стабильности региона и анализ возможных рисков возникновения чрезвычайных и конфликтных ситуаций.
Следует отметить, что в настоящее время для оценки безопасности территории в анализ включается все больший спектр показателей (индикаторов) позволяющих обеспечить более глубокую оценку и прогнозирование пороговых значений и векторов развития.
В основу определения уровня национальной безопасности в текущий момент положен Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» в котором зафиксированы стратегические цели развития страны с учетом достижения приемлемого уровня национальной безопасности.
Ключевым стратегическим документом в анализируемой сфере является «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» в которой определены основные национальные интересы в сфере безопасности.
В свою очередь, система критериев индикаторов) безопасности территорий (регионов и муниципалитетов) каскадируется с учетом общеметодологических национальных подходов к формированию алгоритма оценки уровня безопасности.
В частности, необходим комплексный подход и всесторонний анализ всех параметров территории.
Системный подход к формированию методологии оценки уровня безопасности территории требует анализа и учета всех взаимосвязей и взаимозависимостей стейкхолдеров конкретного региона или муниципального образования.
Более того, адаптивность и гибкость методике оценки безопасности территории придаст вариантность (альтернативность) как путей развития, так и выхода из кризисных ситуаций.
Также комплексный подход обеспечит выявление и реализация мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций, способных снизить уровень безопасности территории. Здесь следует отдельно подчеркнуть, что пороговые значения индикаторов безопасности по-прежнему не утверждены даже на национальном уровне, не говоря о региональном или муниципальных уровнях, что представляется важнейшей проблемой в сфере разработки методологии оценки безопасности всех уровней экономики. Сложность решения описанной проблемы заключается еще и в том, что при разработке пороговых значений существует необходимость соотнесения интересов как федерации, так и регионов, как центральных, так и периферийных территорий, как сельских, так и городских. При этом, очевидно, что уровень безопасности муниципальных образований непосредственно оказывает влияние на региональную безопасность, что в свою очередь диктует национальную безопасность всей экономики.
Таким образом, по результатам проведенного анализа констатируем необходимость совершенствования методологических основ оценки уровня безопасности территорий с учетом развития научных разработок в сфере определения пороговых значений и индикаторов уровня безопасности экономик.
Библиографический список
- Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 48–59.
- Новикова И. В. и др. Индикаторы экономической безопасности региона //Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №. 330. – С. 132-138.
- Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский журнал. 1997.
Количество просмотров публикации: Please wait