Научный руководитель – Черных Вероника Витальевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
Выборгский филиал, г. Выборг, Россия
Государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП) регламентировано Федеральным законом № 224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации» и является юридически оформленным на определённый срок и основанном на консолидации ресурсов, распределении рисков сотрудничеством публичного и частного партнёра, реализуемого в рамках соглашения о государственно-частном партнёрстве, соглашением о заключённых согласно с законодательством с целью привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения государственными органами доступности товаров, работ и услуг, а также улучшения их качества [1].
Роль государственно-частного партнерства в малом и среднем бизнесе
Место и преференции для малого и среднего предпринимательства в государственно-частном партнёрстве Законом № 224-ФЗ не регламентированы. При этом, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ отражены государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса, которые включают в себя финансовую, гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников данных предприятий, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельности [2]. Более того, для поддержки и развития бизнеса применяются различные системы налогообложения: основная, упрощенная, патентная, единый налог на вменённый доход, единый сельскохозяйственный налог. Такой подход позволяет малому и среднему бизнесу облегчать налоговую нагрузку.
ГЧП в данной области может происходить путем:
- формирования совместной деятельности с субъектами предпринимательства;
- заключения с частными предприятиями контрактов на реализацию совместных проектов;
- утверждения особых фискальных режимом, механизмов администрирования с учетом нормативно-правовых актов, для реализации совместных проектов ГЧП.
В настоящее время малый и средний бизнес РФ сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию: некомпетентность кадров бизнеса (в том числе руководителей), избыточное государственное регулирование деловой активности (административные барьеры), недостаток финансовых ресурсов и нестабильность прибыли, высокая конкуренция с крупными торговыми сетями и производителями. Данные проблемы нельзя оценить однозначно: так естественное «вымирание» малого и среднего бизнеса позволяет оздоравливать экономику рынка, с другой стороны, возникает трудность сохранения занятости граждан и рабочих мест.
Все формы ГЧП ориентированы на форсирование воплощения первоочередных планов, обеспечение компетентного управления объектами, включёнными в долгосрочные программы развития, содействие в передаче инновационных технологий, аккумулирование ресурсов и выстраивание схем финансирования, задействование и поощрение частнопредпринимательских способов хозяйствования, что всецело находит отражение в экономической сущности малого и среднего бизнеса. ГЧП в малом и среднем бизнесе позволяет стимулировать развитие предпринимательства, что, в свою очередь, влечет снижение уровня безработицы, а также увеличение фискальных поступлений и прогрессирование отдельных отраслей экономики.
Особенности осуществления государственно-частного партнерства в Ленинградской области
Ленинградская область — субъект Российской Федерации, расположенный на северо-западе европейской части страны. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Ленинградская область включает в себя 17 муниципальных районов, один городской округ, 65 городских и 134 сельских поселений.
В Ленинградской области из-за географической близости с Санкт-Петербургом возникает ряд проблем социально-экономического развития. Рассмотрим некоторые из них:
- отток трудоспособного населения в соседний регион, где более высокая привлекательность качества жизни и уровня заработной платы;
- маятниковая трудовая и сезонная миграции, что влечет за собой резкое и нестабильное повышение нагрузки в определенных аспектах жизнедеятельности субъекта (здравоохранение, ЖКХ, правопорядок и другие).
Среди прочего, в Ленинградской области существуют проблемы, связанные с равномерностью расселения на территориях районов субъекта. Так, из-за большой протяженности региона возникают диспропорции в количестве жителей, как муниципальных районов, так и муниципальных образований. При этом из-за оттока в Санкт-Петербург трудоспособного населения из Ленинградской области в перспективе возможно обострение проблемы преобладания количества пожилых и малолетних жителей над трудоспособным населением.
В соответствии с рейтингом субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы ГЧП за 2020 год Ленинградская область заняла 12 место, поднявшись на 2 пункта в сравнении с 2019 годом [3].
На территории субъекта деятельность в сфере ГЧП регламентирована Постановлением Правительства Ленинградской области от 23.06.2015 № 223 (ред. от 30.11.2017) «Об утверждении Правил принятия решений о реализации проектов государственно-частного партнерства, публичным партнером по которым выступает Ленинградская область, и решений о заключении концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Ленинградская область, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств». Таким образом, Ленинградская область вместо соглашений о ГЧП применяет концессионные соглашения (далее – КС).
Основные отличия соглашения о ГЧП от КС:
- право собственности на объект соглашения в рамках ГЧП может возникать у частного партнера, а в рамках КС всегда остается за публичной стороной (концедентом);
- осуществление эксплуатации по соглашениям о ГЧП может быть оформлено на публичного партнера, в то время как по КС – всегда возлагается на концессионера;
- за каждой из указанных форм соглашений закреплен свой перечень объектов, в отношении которых они могут заключаться;
- ГЧП проекты предполагают оценку эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;
- частным партнером по соглашениям ГЧП могут быть только российские юридические лица. По КС в качестве частного партнера может выступать иностранное юридические лицо [4; 5].
В настоящее время в Ленинградской области на региональном уровне заключено 5 концессионных соглашений в отношении следующих проектов:
- строительство плавательного бассейна в г. Гатчина;
- строительство плавательного бассейна в г. Сертолово;
- создание Ленинградского областного центра медицинской реабилитации в г. Коммунаре;
- создание дома-интерната общего типа с геронтопсихиатрическим отделением в городском поселке им. Свердлова;
- реконструкция и капитальный ремонт системы централизованного водоснабжения «Ладожский водовод» Всеволожского муниципального района [5].
Данные КС реализуются по модели DBTO: Design–Build–Transfer–Operate или проектирование–строительство–передача–эксплуатация. Частный партнер финансирует и возводит объект, а после завершения строительства передает право собственности на него публичному партнеру. Затем публичный партнер передает объект частному партнеру во владение и пользование на определенный, как правило, длительный срок. Во время такой своеобразной аренды частный партнер владеет объектом и имеет возможность обеспечить возврат средств за счет платежей конечных пользователей [6, с. 38].
Помимо этого, муниципальными образованиями Ленинградской области заключено 18 КС в сферах здравоохранения, теплоснабжения, водоснабжения, освещения и других. Данные сферы являются у региона наиболее проблемными, а механизм ГЧП позволяет более эффективно разрешать имеющиеся трудности отдельных муниципалитетов Ленинградской области.
Уполномоченным органом в сфере реализации ГЧП в Ленинградской области является Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 21 апреля 2014 года № 144). В структуре Комитета в 2012 году был создан Центр ГЧП – отдел развития государственно-частного партнерства [5].
Практика применения концессионных соглашений в Ленинградской области
Преимущества государственно-частного партнерства и, в особенности, концессионных соглашений рассмотрим на примере муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – МО «Всеволожский муниципальный район»).
На территории Всеволожского муниципального района расположены 2 города, 6 поселков городского типа и 145 сельских поселений. Всеволожский муниципальный район по предварительным итогам Всероссийской переписи населения является самым густонаселенным в регионе, в нем проживает 262 тысячи человек, что обусловлено в том числе близким соседством с городом федерального значения Санкт-Петербургом [7].
Высокая численность жителей формирует большую нагрузку на водообеспечивающие системы района. Для решения данной проблемы был применен механизм привлечения частных инвестиций и в декабре 2016 года заключено муниципальное концессионное соглашение о реконструкции и капитальном ремонте системы централизованного водоснабжения «Ладожский водовод». Срок его действия составляет 15 лет. В 2020 году было подписано дополнительное соглашение о замене стороны по концессионному соглашению, в соответствии с которым концедентом (публичной стороной) по соглашению стала Ленинградская область [7; 8].
В рамках проекта предусмотрено решение следующих задач:
1) модернизация Ладожской насосной станции;
2) капитальный ремонт Ладожского водовода (2 нитки общей протяженностью 84 380,75 м.);
3) расширение и реконструкция водоочистных сооружений г. Всеволожска;
4) расширение и реконструкция водоочистных сооружений Кузьмоловского городского поселения.
Участие публичной стороны выражено в следующем:
- предоставление концессионеру земельного участка по договору аренды (субаренды) или их предоставление на ином законном основании;
- предоставление концессионеру прав владения и пользования объектами концессионного соглашения в целях осуществления им деятельности по осуществлению холодного водоснабжения потребителей;
- утверждение инвестиционных программ концессионера и установление тарифов концессионера.
Срок ввода объектов концессионного соглашения в эксплуатацию с 31.12.2017 г. по 31.12.2027 г. (поэтапный ввод в эксплуатацию). Ожидаемый эффект от реализации проекта:
1) повышение качества водоснабжения в соответствии с принятыми требованиями санитарных норм и правил;
2) увеличение отпуска питьевой воды в целях удовлетворения возрастающих потребностей;
3) увеличение мощности водоочистных сооружений: в г. Всеволожск до 40 тыс. м3/сут. и в п.г.т. Кузьмоловский до 30 тыс. м3/сут.;
4) снижение количества перерывов в подаче воды с 0,043 до 0 ед./км. сети;
5) недопущение увеличения удельного расхода электроэнергии при возрастаемой нагрузке.
В настоящее время проводится проектирование объектов в целях проведения дальнейшей реконструкции с одновременной их эксплуатацией.
Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что государственно-частное партнерство и концессия выступают прогрессивной формой сотрудничества государства и бизнеса в решении актуальных проблем развития региона, когда органы государственного и муниципального управления самостоятельно не могут осуществить глобальные изменения. Безусловно, данный формат взаимодействия власти и частного сектора сегодня является эффективным синергетическим подходом достижения совместных целей социально-экономического развития территории. Заключение соглашений о ГЧП и концессионных соглашений дает возможность осуществлять крупные инвестиционные проекты, которые имеют социальную значимость, наиболее эффективно, за счет распределения ресурсов и рисков между публичным и частным партнерами.
Библиографический список
- Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 30.12.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 31.12.2021).
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 01.12.2021).
- Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 23.12.2021).
- Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30.12.2021) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/ (дата обращения: 31.12.2021).
- Официальный сайт Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области [Электронный ресурс] – URL: https://econ.lenobl.ru/ (дата обращения: 27.12.2021).
- Красильников М.В. Публично-частное партнерство в России и зарубежных странах: правовые аспекты // Научные известия. 2017. №7. С. 37-41.
- Официальный сайт муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области [Электронный ресурс] – URL: https://www.vsevreg.ru/ (дата обращения 30.12.2021).
- Официальный сайт компании «Росинжиниринг Проект» [Электронный ресурс] – URL: https://www.rfproject.ru/ (дата обращения: 21.12.2021).
Количество просмотров публикации: Please wait