РЫНОК КАРШЕРИНГОВЫХ УСЛУГ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Борисик Максим Павлович1, Иванова Екатерина Сергеевна1, Рюмкина Ксения Алексеевна1, Солиев Дониёр1
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский филиал

Аннотация
Данная статья освещает такие вопросы, как популярность каршеринговых услуг в Москве и Московской области, участники и особенности данного рынка. Кроме того, в статье представлен статистический анализ, оценено поведение и результативности деятельности компаний на рассматриваемом рынке.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Борисик М.П., Иванова Е.С., Рюмкина К.А., Солиев Д. Рынок каршеринговых услуг в Москве и Московской области // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/01/17409 (дата обращения: 11.06.2024).

Введение

Сегодня мы можем заметить определенную тенденцию, которой следует большинство жителей мегаполисов. Она заключается в том, что владение автомобилем теперь становится менее выгодно, чем его аренда. По данным международных статистических организации, рынок каршеринга ежегодно растет на 34%. Безусловно, Россия также не отстает от мировых тенденции, и первым городом, где данный тип услуг начал развиваться, стала Москва. И по этой причине мы хотим обратить наше внимание на исследование этого рынка в Москве и сделать последующие выводы о целесообразности выхода на него.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что рынок каршеринговых услуг в Москве является активно развивающимся. Рассмотрим главные причины. Во-первых, Москва — это крупнейший город России с численностью примерно 13 млн, и каждый год этот показатель увеличивается на 150-300 тыс. Увеличение количества жителей ведет к перегрузки автомобильных дорог. И по мнению многих аналитиков, решением транспортной проблемы в Москве может стать именно каршеринг. Во-вторых, каршеринг снижает затраты автомобилиста примерно на 4–10%, поэтому многие вместо личного авто предпочитают пользоваться услугами каршеринга.

Цель работы заключается в том, чтобы провести исследование и последующий анализ рынка каршеринга в Москве, выяснить, какие затраты необходимы для входа на рынок и целесообразно ли входить на данный рынок. Опираясь на поставленную цель, мы можем выделить необходимые для выполнения задачи:

  1. Рассмотреть динамику развития рынка.
  2. Провести статистический анализ.
  3. Оценить поведение компании на данном рынке.
  4. Сформулировать выводы о рынке.

Таким образом, объектом исследования в нашей работе будет выступать рынок каршеринга в Москве, предметом исследования — участники рынка и результативность их работы. Для достижения поставленной цели в работе будут использованы многофункциональные методы: анализ и изучение документации на выбранную тему, сравнение, математические и статистические методы, классификация.

Анализ и методы

Секрет популярности каршеринга

Наш анализ мы хотим начать с того, почему вообще каршеринг стал настолько популярным за последние годы? Безусловно, это комфортно для пользователей: автомобиль можно взять почти на любой улице и оставить его у нужной точки. Но почему люди с каждым годом все чаще пользуются каршерингом, неужели это настолько выгодно? Давайте посчитаем. 

Возьмем крайне популярный автомобиль в России – Hyundai Solaris. И посчитаем, что выгоднее: владеть этим автомобилем, ездить на нем в такси (эконом класс) или же брать в каршеринг. Причем попробуем проанализировать разный километраж, чтобы понять, в каких случаях конкретный вид пользования выгоднее.

Рисунок 1. Сравнение затрат на использования автомобиля в год

Из этой диаграммы можно сделать вывод, что если у человека нет цели проезжать 20000 километров в год, то каршеринг точно будет выгоднее. Разъясню: чтобы проехать 20 тысяч километров в год необходимо в день “накатывать” более 55 километров. Это расстояние эквивалентно поездке из центра Санкт-Петербурга до города Кронштадт.  Таким образом, можно сделать вывод, что если человек не работает курьером или не живет слишком далеко от работы, то автомобиль в личном пользовании ему не обязателен, ведь он тратит “лишние” средства. А таких людей очень много, что подтверждает, почему же каршеринг на самом деле становится настолько популярным. Более того, растут и варианты автомобилей, появляются доступные тарифы и много другое. Но это мы рассмотрим позже. 

Теперь обратимся к анализу популярности каршеринга в России.

Популярность каршеринга по регионам России

Москва, как столица занимает колоссальную долю рынка каршеринга в России. Почти 85% всех поездок сконцентрировано в Москве и Московской области, что свидетельствует об активности рынка в этом регионе. 

Рисунок 2. Распределение долей рынка каршеринга относительно регионов России

Это дает нам отличный повод копнуть глубже и посмотреть, на какой позиции находится Москва на мировом рынке каршеринга? Благодаря такому исследованию мы поймем развивается ли рынок каршеринга Москвы относительно аналогичных иностранных рынков.

Сравнение автопарков Москвы и столицы Японии

Опираясь на статистические показатели разных стран и городов, можно сделать вывод о том, что на протяжении нескольких лет Токио занимает лидирующую позицию по объему автопарка каршеринга, поэтому сравним ситуации, складывающиеся на данном рынке в Москве и в Токио.

Рисунок 3. Сравнение автопарка каршеринга в Москве и Токио

Графическая иллюстрация подтверждает тот факт, что в 2017 и 2018 г. Москва отставала от Токио по данному показателю. Но в 2019 г. количество автомобилей каршеринга в Москве стало выше данного показателя в Токио (22605>22000). Мы можем прийти к выводу, что Москва стала мировым лидером по объему автопарка каршеринга в 2019 году, обогнав Токио на несколько сотен автомобилей.

Рост рынка каршеринга Москвы

Безусловно, чтобы сделать вывод рынке каршеринговых услуг Москвы недостаточно сравнить ситуацию в Токио и Москве. Мы считаем необходимым проанализировать темпы роста и прироста объема автопарка каршеринга Москвы, основываясь на данных о количестве автомобилей в данной сфере. Каршеринг начал развиваться в Москве и в России в целом с 2015 г, поэтому рассмотрим динамику данного рынка с 2015 по 2019 г. 

Рисунок 4. Автопарк каршеринга в Москве 2015–2019 г.

Данный график показывает активный рост объема автопарка, так как с в 2015 г. в Москве было только 35 авто-каршеринга, а в 2019 г. данный показатель достиг уровня 22605.

Если исследовать темпы роста данного рынка относительно объема автопарка, то мы можем сделать вывод о том, что наибольший рост был с 2015 г. по 2016 г., важно отметить, что в течение всего анализируемого периода рынок активно растет. Средний темп роста равен 504%, и это свидетельствует о том, что рынок стабильно увеличивает объемы автопарка. Кроме того, мы рассмотрели темп прироста, его среднее значение соответственно равно 404%, значение данного показателя также является высоким.

Рисунок 5. Темп роста автопарка каршеринга в Москве 2015–2019 г.

Важно отметить, что мы рассмотрели рынок каршеринга в Москве относительно объема автопарка. Теперь обратим наше внимание на то, как изменялось количество активных пользователей каршеринга.


Рисунок 6. Количество активных пользователей каршеринга в Москве 2015-2019 г.

Мы можем заметить, что число активных пользователей в период с 2015 г. по 2019 г. постоянно растет, и в 2019 г. данный показатель стал равен 1 миллиону. Благодаря графику мы можем заметить, что темпы роста достаточно высоки, в среднем по данному показателю рынок растет на 536% в год. Следовательно, выход нашей компании на рынок достаточно перспективный, так как рост рынка каршеринга наблюдается и относительно автопарка, и относительно активных пользователей.


Рисунок 7. Темп роста рынка каршеринга 2015–2019 г.

В заключении можно сказать, что каршеринг становится все популярнее. Об этом свидетельствуют 2 стороны: активный рост числа пользователей, а также быстрое увеличение автопарка компаниями, существующими на рынке. Для наглядного сравнения темпов роста рынка каршеринга относительно двух разных показателей обратимся к графику. Мы можем видеть, что наибольший рост рынка относительно числа пользователей и автомобилей наблюдался с 2015 г. по 2016 г.


Рисунок 8. Сравнение темпов роста относительно числа пользователей и автопарка

Выявление динамики рынка каршеринга действительно является шагом особой важности в нашем исследовании. Мы рассмотрели темпы роста рынка каршеринга относительно активных пользователей и количества автомобилей, используя гистограммы. Теперь обратим наше на то, что метод средней скользящей также позволяет оценить основные тенденции ряда динамики.  Результат наших вычислений вы можете видеть в таблице. Скользящие средние позволили устранить часть колебаний уровней ряда динамики и их величины становятся более плавными по сравнению с фактическими уровнями.

Таблица 1. Вычисление скользящей средней по денежному объему рынка каршеринга

Объем рынка каршеринга (млн. руб.)

Скользящая средняя по 3

Средняя скользящая по 2

2015

59,8

215,1

2016

370,4

610,0666667

885,2

2017

1400

2923,466667

4200

2018

7000

2923,466667

4200

Участники рынка

Перед тем как осуществлять вход на рынок, по нашему мнению, является важным проанализировать, как ведут себя существующие компании, рассмотреть их концентрацию, долю каждой фирмы на рынке. Основываясь на полученных данных, мы сможем узнать, какие на рынке существуют барьеры и какие примерные затраты может понесет фирма-новичок. Для исследования мы использовали данные о различных участниках рынка с 2018 г. по 2020 г., так как именно за этот временной промежуток есть полные и открытые данные. 

В 2018 г. на рынке каршеринга в Москве свою деятельность осуществляли 9 операторов. То, как был распределен рынок между действующими фирмами, вы можете видеть на круговой диаграмме. Для наиболее наглядного понимания уровня концентрации на рынке посчитаем индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана. В 2018 г. данные показатели были равны 77,2% (для трех крупнейших компании) и 2198,56 соответственно. Таким образом, индексный анализ свидетельствует о высокой концентрации на рынке.

Рисунок 9. Распределение долей рынка каршеринга в Москве между компаниями в 2018 г.

Аналогичный индексный анализ проведем и с данными за 2019 г. Как мы видим, доля крупнейшей фирмы “Яндекс.Драйв” выросла до 47,7%. Вследствие чего значение индекса концентрации для трех крупных фирм теперь равно 88,8%, а индекс Херфиндаля-Хиршмана 3222,1.

Рисунок 10. Распределение долей рынка каршеринга в Москве между компаниями в 2019г.

Безусловно, в течение 2020 г. мы не можем провести точный анализ, но основываясь на данных о прогнозах, мы можем рассчитать примерные значения показателей. Эксперты ожидают, что доля крупнейшей фирмы вырастет до 52,5%. Прогнозируемое распределение долей между другими участниками рынка каршеринга можете видеть на диаграмме. В таком случае индекс концентрации будет равен 95%, индекс Херфиндаля-Хиршмана 3823,625.

Рисунок 11. Прогноз распределения долей рынка каршеринга в Москве между компаниями в 2020 г.

Таким образом, можно утверждать, что на рынке высокая концентрация, а также говорить, что тип рынка – олигополистический и заключен “в руках” трех крупнейших игроков.

Условия входа на рынок

Перед тем, как входить на рынок, необходимо оценить один из самых важных аспектов – денежная составляющая. Каршеринг — это не продукт и даже не лавка с фруктами, это огромный автопарк, который нужно содержать, заправлять и размещать. Так сколько же денег потребуется для входа на такой рынок?

Проанализировав статистические отчеты, мы нашли информацию о том, из чего состоял автопарк каршеринговых компаний в середине 2018 года. 

Рисунок 12. Распределение долей автопарка каршеринга в Москве между марками

Можно заметить, что в этом графике указаны автомобили среднего класса, ведь именно они составляют большую часть автопарков. Мы провели подсчет, опираясь на средние цены по рынку на 2018 год и высчитали, что общий объем автомобилей в денежном эквиваленте составлял почти 14 миллиардов рублей. 

Взяв за основу темп роста рынка в 2018-2019, мы высчитали, что при грубом округлении в пропорциональном подсчете стоимости автопарка и его увеличении мы получаем денежный эквивалент в почти 25 миллиардов рублей. 

Так как мы бизнесмены и хотим зайти на рынок, то нам нужно понять, сколько денег для этого нам потребуется. Решением нашей команды было принято, что мы хотим занять 10% рынка 2019 года. Причем зайти сразу, с постепенным развитием в течение 5 лет. Следовательно, мы должны приобрести автопарк, эквивалентный 10% всего автопарка на 2019 год. А это 2410 машин. Эти 2410 авто нам нужно будет заправлять в течение 5 лет каждый день. Полный бак 95-го бензина, чтобы не отставать от конкурентов. 

Стоит не забывать, что 2410 авто нужно располагать на улицах города. Для этого у Московского руководства есть специальный тариф. Вместо 300 тысяч руб. для обычных граждан, каршеринговые компании платят лишь 60 тысяч руб., что существенно снижает данные издержки. Рассмотрим, сколько будет стоить вход на данный рынок.

Рисунок 13. Издержки для входа на рынок каршеринга в Москве

Суммарно получилось 9 810 205 558 рублей. Это грубая прикидка, ведь еще есть работники, мытье машин и другие расходы, но основное деление выглядит так. В любом случае таких денег у нас нет, более того, даже у инвесторов найти такую сумму — это большая редкость. Поэтому мы пойдем в банк. Средняя ставка на кредит для бизнеса – 11% годовых. Возьмем эту сумму на 5 лет.

Ежемесячный платеж – 213,3 миллиона рублей. 

Теперь вопрос, сможем ли мы зарабатывать столько денег, чтобы покрыть наш кредит? 
Попробуем расщепить на “атомы” наш подсчет. Мы знаем, что количество пользователей каршеринга в 2019 – 1 миллион человек. 
В таком случае, если мы разделим наш ежемесячный платеж на количество пользователей, то с каждого мы должны зарабатывать 213.3 рубля в месяц. 

Мы владеем данными о выборке 10 средних чеков московских пользователей каршеринга. Попробуем понять, будет ли наша выручка покрывать ежемесячный платеж. 

 Таблица 2. Средние расходы в месяц

Средние расходы в месяц (руб)
1950
4200
3500
4350
2300
2525
4350
1990
4520
3490


Для этого введем 2 гипотезы: 

H0 — Мы несем убытки, поэтому лучше отказаться от входа на рынок.

H1 — Мы зарабатываем больше, чем отдаем, а значит в этот рынок можно входить.

Посчитаем стандартную ошибку и сравним Tкр и Tэмп. Не забываем, что a=213,3

Таблица 3. Расчет tэм и tкр

Среднее кв. отклонение

1038,998583

Среднее значение

3317,5

n

10

SE

346,332861

tэм

8,96305361

tкр

2.26

Доверительная вероятность

95%


Tкр <Тэмп, следовательно, принимается гипотеза H1, значит мы можем входить на этот рынок и зарабатывать.

Тарифы

Стоит заметить, что каждая компания, действующая на рынке каршеринга, определяет для клиентов стоимость движения и простоя. Давайте выясним, есть ли взаимосвязь между данными показателями. В таком случае нам необходимо установить и оценить взаимосвязь между двумя признаками (количественными переменными). Такой анализ принято называть корреляционным, он позволяет выявить оценку силы связи между разными признаками, в нашем случае этими признаками будут выступать минимальная стоимость движения и простоя. Давайте подробно рассмотрим ход наших действии. Во-первых, мы построили корреляционное поле, затем изобразили его графически с помощью точечной диаграммы. Вторым шагом в данном анализе стало вычисление выборочного коэффициента корреляции. Расчет можно осуществить тремя способами. Для получения более точных данных мы использовали формулу линейного коэффициента корреляции Пирсона и проверили наш ответ с помощью функции корреляции в Excel. Далее важно оценить коэффициент корреляции генеральной совокупности на основе полученного значения. Для достижения этой цели мы использовали процедуру проверки гипотезы. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что коэффициент корреляции равен 0 при значимости 0,05.

Рисунок 14. Точечная диаграмма

Сформулируем гипотезы:

Пусть H0 — случай, когда р=0.

Тогда Н1—противоположный случай, то есть p не равно 0.

 Таблица 4. Вычисление корреляции

Оператор

Мин. стоимость движения х

Мин. стоимость простоя у

х-хср

у-уср

квадрат разности

квадрат разности

произведение разностей

r

Яндекс.Драйв

5

3

-1,889

0,833

3,568

0,694

-1,574

-0,595

Делимобиль

7

2,5

0,111

0,333

0,012

0,111

0,037

r

Belka Car

8

2

1,111

-0,167

1,235

0,028

-0,185

-0,595

YouDrive

4

2,5

-2,889

0,333

8,346

0,111

-0,963

МатрёшCar

9

2

2,111

-0,167

4,457

0,028

-0,352

Car4You

8

2

1,111

-0,167

1,235

0,028

-0,185

Lofcar

6

2

-0,889

-0,167

0,790

0,028

0,148

Anytime

8

2

1,111

-0,167

1,235

0,028

-0,185

Timcar

7

1,5

0,111

-0,667

0,012

0,444

-0,074

Среднее

6,889

2,167

Итого

20,8889

1,5

-3,333


Корреляция равна -0,5954913342. Проверим теперь, какая гипотеза верна. После подсчета мы выяснили, что переменные коррелируют отрицательно, причем близко к -1, следовательно, чем стоимости движения выше, тем ниже стоимость простоя. 

Таблица 5. Проверка гипотезы

n

9

alpha

0,05

r

-0,5954913342

tкр

2,364624252

tэм

1,961161351

tэм<tкр

Гипотеза H0 подтверждается


Выполнив все необходимые действия, мы можем заметить, что относительно генеральной совокупности коэффициент корреляции равен нулю, потому что мы принимаем H0.

Резюме

Подводя итог нашему исследованию, мы можем сказать, что, проделав большую работу, мы постарались максимально простым языком объяснить, что из себя представляет рынок каршеринга в Москве и Московской области.

Основной вывод – этот рынок стремительно развивается, но пока он не монополизирован, что положительно влияет на наше решение «заходить» на него или нет. Один из основных минусов – огромные денежные вложения, которые придется возвращать не один год. Более того, с текущей экономической ситуацией брать кредит на такие суммы – очень рискованный поступок, который может привести к печальным последствиям. Поэтому решение – основывать компанию, предоставляющую услуги каршеринга в Москве и Московской области, требует большого количества размышлений, ввиду нестабильности экономической ситуации и большого количества рискованных последствий.


Библиографический список
  1. Технологии отраслевой трансформации “Рынок каршеринга в России”[Электронный ресурс] // URL: https://www.tot.technology/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0.pdf
  2. Автостат Аналитическое Агентство [Электронный ресурс] // URL: https://www.autostat.ru/news/42943/
  3. РБК [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/business/13/09/2018/5b9a22fe9a79476e965bef0b
  4. И. В. Кирова “Московский каршеринг: вчера, сегодня, завтра” [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskiy-karshering-vchera-segodnya-zavtra/viewer
  5. Каршеринг в Москве [Электронный ресурс] //URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/4189050/
  6. Car-sharing in Russia [Электронный ресурс] //URL: https://carsharingrussia.wordpress.com/market-analysis/
  7. Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс] //URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/4189050/
  8. Официальный сайт мэра Москвы [Электронный ресурс] //URL: https://www.mos.ru/mayor/themes/2299/4189050/
  9. Актуальный вопросы отраслевых рынков и международной коммерции [Электронный ресурс] //URL: https://tiec.mgimo.ru/2019-01/moscow-carsharing-market-analysis
  10. “Россияне не спешат избавляться от личных автомобилей в пользу такси и каршеринга” [Электронный ресурс] //URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/02/11/822812-rossiyane-izbavlyatsya
  11. Каршеринг в России: обзор рынка [Электронный ресурс] //URL: https://iot.ru/gorodskaya-sreda/karshering-v-rossii-obzor-rynka
  12. ООО “Матрешка”: финансовый анализ [Электронный ресурс] //URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/1655280833_ooo-matreshka
  13. СберДанные «Рынок каршеринга в России». [Электронный ресурс] //URL: https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/analytics/car_28_19.pdf
  14. Как развивается Яндекс.Драйв? 36 тысяч машин и миллиард рублей убытка. [Электронный ресурс] //URL: https://truesharing.ru/tp/17491/
  15. Самые популярные машины в каршеринге (есть точные цифры). [Электронный ресурс] //URL: https://auto.mail.ru/article/72273-samye_populyarnye_mashiny_v_karsheringe_est_tochnye_cifry/

 



Все статьи автора «karyumkina@mail.ru»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: