МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кузнецова Вероника Евгеньевна1, Дедух Анастасия Алексеевна2
1Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и анализа
2Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, обучающаяся по направлению «Экономика предприятий и организаций» кафедры экономики и управления

Аннотация
В настоящее время физкультура и спорт занимают не последнее место в формировании личности учеников и студентов. Поэтому немаловажной проблемой является формирование их мотивации к этому виду деятельности. Данная статья посвящена выявлению основных факторов, влияющих на мотивацию к занятиям физкультурой и спортом у студентов, и способов ее формирования.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Кузнецова В.Е., Дедух А.А. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2022. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2022/01/17284 (дата обращения: 24.04.2024).

Мы подвергаемся воздействию различного вида физических нагрузок с самого детства. Они стали важной частью нашей жизни и влияют на эффективность нашей деятельности, формирование ценностей, психологическое и социальное состояние.

Дисциплина «физическая культура» является одним из инструментов формирования нашей физической активности в период школьных и студенческих лет. А основная ее задача заключается в том, чтобы донести до студентов знания о здоровье человека, о его жизнедеятельности в принципе, развить владение практическими навыками относительно укрепления и сохранения ее состояния. В связи с этим проблема формирования их мотивации к этому виду деятельности является актуальной.

Мотивация к реализации физической деятельности является определенным состоянием человека как личности, которое должно быть направлено на достижение некоторого уровня физической работоспособности. Отметим, что в настоящее время потребность к занятиям физической культурой и спортом у студентов не сформирована и, как следствие, наблюдается низкий уровень склонности к ведению здорового образа жизни, за исключением учащихся спортивных учреждений, что, прежде всего, вызвано недостаточной организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы учебных заведений. Так как формирование мотивации – это достаточно сложный процесс, необходимость которого человек должен осознать прежде, чем он приступит к занятию спортом, безусловно, не без помощи внешних источников [1].

С каждым годом здоровье молодежи ухудшается не только в связи с индивидуальными причинами, но и потому что возникают новые экологические и социальные проблемы в обществе. Об этом говорит рост числа обращений в поликлиники в связи с проявлением сердечно – сосудистых заболеваний, связанных с деформацией опорно-двигательного аппарата и других хронических заболеваний. Особенно на первых курсах обучения, студенты являются легкоуязвимыми к возникновению стрессовых ситуаций, а сокращение продолжительности двигательной нагрузки приводит к наступлению ряда проблем со здоровьем. Один из инструментов по борьбе с этими проблемами предоставляют учебные учреждения, включая в свои программы обучения занятия физической культурой и спортом.

К сожалению, не многие понимают необходимость и пользу этих занятий, поэтому проблема формирования мотивации к ним является актуальной проблемой. В связи с этим необходимо формировать заинтересованность к занятиям физкультурой, потребность в регулярных занятиях и совершенствовании физической формы с целью повышения общей работоспособности. Поэтому целью данной статьи является выявление основных факторов, влияющих на мотивацию к занятиям физической культурой и спортом у студентов, и способов ее формирования, а также определение необходимости физической активности в жизни студента.

Впервые термин «мотивация» был введен А. Шопенгауэром в начале прошлого века. Он пишет: «Мотивация – это побуждение к определенному действию; то есть психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий  направление деятельности, организацию его дальнейших действий, устойчивость и активность; а также способность человека удовлетворять свои потребности благодаря его действиям». Прочитав данное определение, сложно недооценить необходимость мотивации в нашей жизни, как и представить сегодняшний мир без нее. Вся наша деятельность является заслугой мотивации и упорной работой над ее формированием.

В рамках реализации Федерального проекта «Спорт — норма жизни» Всероссийским центром изучения общественного мнения и Федеральным научным центром физической культуры и спорта был проведен социологический опрос с целью определения мотивации всех категорий населения для занятий физической культурой. По его данным, более 60 % россиян говорят о том, что занимаются спортом или иной физической активностью, однако, только 38 % из них делают это систематически. Среди людей, регулярно занимающихся спортом, в возрасте от 13 до 29 лет, наблюдается снижение физической активности, и их доля составляет 41 % относительно данной группы. В числе их занятий выделяется легкая атлетика (в основном бег).

Среди выявленных причин, по которым молодежь пренебрегает занятиями спортом, можно выделить: отсутствие свободного времени (53 %), большую нагрузку на работе, учебе или дома (30 %), неудовлетворительное состояние здоровья (15 %), а также нехватку денежных средств и отсутствие силы воли. Можно ли назвать эти причины вескими для пренебрежения занятиями физической культурой? Да, можно. Однако для того и нужно формирование мотивации, чтобы правильно организовать свое время, найти много других причин, но теперь уже для укрепления своего здоровья, для занятия спортом.

Система физического развития в рамках учебных занятий должна способствовать формированию и развитию физической культуры каждого обучающегося и впоследствии стать важнейшим фактором его эффективной учебно-профессиональной деятельности в качестве специалиста [2]. Но как же правильнее показать студентам необходимость физических нагрузок в их жизни? Можно выделить 3 основные группы причин, вызывающих затруднение решения данной проблемы: причины в организации, как недостаток занятий групп по интересам; причины в методике, как несоответствие физических возможностей студента предлагаемым физическим нагрузкам, и причины личностного характера, которые не дают понять, что уровень собственной физподготовки недостаточно высок.

Эффективность физического развития может существенно повыситься в результате разработки оптимального способа привлечения студентов к регулярным занятиям физкультурой. В связи с этим к вышеперечисленным причинам можно добавить и много других: направление учебного процесса конкретного учебного заведения, содержание занятий, наличие материальной базы для их проведения, частота проведения, отношение преподавателя к студентам и т.д. Таким образом, разработка данного алгоритма достаточно объемный процесс, требующий оценки влияния и уровня развития многих факторов. И зачастую от того, как к этому процессу подходят в том или ином учебном учреждении, зависит то, будут ли его студенты заниматься физическими упражнениями и спортом в дальнейшем.

Исключительно регулярное обучение физической культуре, обеспечивающее достижение определенного уровня физической подготовленности, может быть достигнуто только в том случае, если учитель своей деятельностью формирует мотивацию ученика на занятиях как одну из основных составляющих поддержания здоровья. Эта направленность означает, что он будет использовать индивидуальный подход к физическим возможностям отдельных учеников, определять наиболее предпочтительные для них виды двигательной деятельности и, таким образом, развивать интерес и мотивацию к занятиям.

В процессе физического воспитания необходимо осуществлять применение соревновательной деятельности, включать эстафеты, игровые виды спорта для расширения коммуникации студентов, а также организовывать спортивные секции по их интересам. Нельзя обходить стороной и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий по примеру «Дня здоровья» или туристических походов. Для этого также необходимо наличие учебно-тренировочной базы и соответствующего спортивного инвентаря. Все это может поспособствовать повышению уровня мотивации студентов к занятиям физической культурой, а также их физического и психологического здоровья.

Система физического воспитания в стенах учебного заведения должна выполнять воспитательные, социальные, развивающие и образовательные функции. Их реализация, а также достижение мотивационной цели обусловлены решением следующих задач:

  1. обучающийся должен осознать, что физкультура необходима для развития его личности и при подготовке к дальнейшей профессиональной деятельности;
  2. обучающийся должен усвоить теоретическую базу физкультуры на практике, чтобы сохранить и укрепить общее состояние своего здоровья;
  3. у обучающегося должно сформироваться мотивационное отношение к физкультуре, он должен стремиться к совершенствованию своей физической формы и к регулярной физической активности.

Решение вышеперечисленных задач происходит при рациональном планировании в процессе организации занятий по физкультуре. Особое значение здесь имеет их оздоровительная направленность, так как занятия по два раза в неделю без занятий в другие дни не создают базы устойчивой адаптации организма к мышечной работе, т.е. никакой тренированности не происходит. А усиленные тренировки в эти два дня приводят к резкой перегруженности неподготовленного организма, что может не принести пользы и пойти во вред. Как для преподавателя, так и для самого обучающегося важно понимание, что занятия должны приносить не вред, а максимальную пользу, особенно в случае ограниченной физической активности в другие дни.

На ранних курсах обучения многие обучающиеся имеют плохую физическую подготовленность, отрицательное отношение к физкультуре, им не нужны занятия, у них отсутствует достаточный уровень физкультурной грамотности, в принципе. В связи с этим вопрос о том, как замотивировать студентов к регулярному применению форм физической активности в повседневной жизни, является актуальным. Необходимо научить студента основным понятиям физической культуры, донести важность физической активности в его жизни и постепенно повышать показатели их двигательной активности и физической подготовленности [3].

Самостоятельные занятия физической культурой призваны компенсировать недостаток физической активности обучающихся в отдельное от основных занятий время. Планирование таких занятий должно выполняться с обязательным участием преподавателей, а не самостоятельно. Ведь задачей таких занятий, в том числе относительно студентов, состоящих в специальной группе по состоянию здоровья, является ликвидация последствий после перенесенных заболеваний, устранение недостатков физического развития, повышение уровня здоровья и физических качеств [4].

Безусловно, мотивирование студентов к самостоятельным физическим упражнениям повлияет на изменение их образовательного уровня в рамках оздоровительной физической культуры. В целях ее развития студентам необходимо получить знания, умения и навыки для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, что никак не может обойтись без вмешательства преподавательского состава. Реализация потребности движения будет способствовать их привлечению к систематическим занятиям физической культурой как в рамках учебного процесса, так и вне него. При этом в реализации индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов, а также в разработке педагогических рекомендаций необходимо учитывать психофизическое развитие и индивидуальные возможности студентов [5].

Рис. 1. Вопрос анкеты: «Занимаетесь ли вы физической культурой систематически?»

С целью изучения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом нами был проведен дополнительный социологический опрос. В качестве респондентов выступали студенты краснодарских университетов и колледжей в количестве 100 человек. В результате опроса было установлено, что 43 % опрошенных занимаются физической культурой самостоятельно, 7 % – пренебрегают этим вообще, а остальные (50 %) выполняют физические упражнения только в рамках дисциплины «Физическая культура» (рис.1).

Рис. 2. Вопрос анкеты: «Удовлетворяют ли вас занятия физической культурой, проводимые в университете/колледже?»

Также студентам был задан такой вопрос: «Удовлетворяют ли вас занятия физической культурой, проводимые в университете/колледже?». Из них 25 % ответили отрицательно, остальные 75 % – дали положительный ответ (рис. 2). В основном те, кто был недоволен качеством проводимых занятий, объясняли это тем, что отсутствует индивидуальный подход к студентам в случае каких-либо травм и невозможности к полноценному занятию физической культурой и недостатком специального инвентаря для проведения занятий.

Рис. 3. Вопрос анкеты: «Почему вы хотите заниматься физической культурой?»

В ходе опроса было выявлено, что у студентов преобладают личные мотивы, способствующие стремлению к занятиям физкультурой. На вопрос: «Почему вы хотите заниматься физической культурой?» (рис.3), были получены разнообразные ответы, самыми популярными из которых были: «для укрепления здоровья», «для поддержания формы», «хочу иметь красивое тело», и не так много респондентов ответило: «потому что этого требует программа курса» и «для того, чтобы похудеть».

На вопрос: «Что бы вы предложили изменить в занятиях физической культурой?», большинство студентов ответили, что их можно было бы дополнить различными фитнесом, силовыми тренировками в тренажерных залах, соревновательными играми. Также поступали предложения об отмене оценивания студентов по нормативным показателям, так как изначально у двух одинаково здоровых студентов могут быть совершенно разные физические способности и данные, а их оценивание по одним и тем же нормативам может оказаться несправедливым.

Студентам нелегко мотивировать себя самостоятельно на занятия физической культурой под давлением немалого количества обязанностей, поэтому преподавателю необходимо иметь достаточно большой набор личностных качеств как бонус к умению обучать физическим упражнениям посредством формирования внутренней уверенности студента в его способностях. Под руководством такого преподавателя, ему будет намного легче осознать важность «физической культуры».

Необходимо также использовать индивидуальный подход к физическим возможностям студентов, различая между собой виды мотивов (рис.4).

Рис.4. Основные виды мотивов

Важно понимать, что каждый вид мотивов может сыграть важную роль в процессе формирования мотивации обучающегося к разнообразным типам занятий. Однако какой-то определенный из них доминирует в каждом человеке в отдельности и будет служить важнейшим ключом к стимулированию его активной деятельности. Процесс формирования мотивации настолько хрупкое, длительное и индивидуализированное явление, что требует научного подхода и усердной работы в своей реализации.

Наряду с традиционными формами проведения занятий по физической культуре для увеличения мотивации студентов к ним, к примеру, можно использовать интерактивные игровые приставки, позволяющие получать практические навыки в процессе тренировки и игры одновременно. Заслугой данной формы может стать значительное повышение мотивации студентов к занятиям, в том числе к самостоятельным, с учетом применения традиционных методов физической активности [6].

Для того, чтобы повысить мотивацию у обучающихся, необходимо ввести разнообразные секционные занятия: например, занятия фитнесом для девочек и силовые тренировки – для парней без однообразного использования игрового и соревновательного метода; по возможности необходимо применять современные методики во время занятий с целью расширить творческую инициативу обучающихся, а также повысить их мотивацию. Также не маловажно проводить подготовку к сдаче нормативов ГТО, чтобы улучшить физическую подготовку, а не оставлять это на самостоятельное рассмотрение, прежде всего, для тех, кто в этом заинтересован.

Мы пришли к выводу о том, что одной из особенностей образа жизни современной молодежи стало то, что она получает все меньше и меньше физических нагрузок, количество ее умственных усилий растет, стремительно поглощая и крадя время и силы на совершенствование тела, а не только ума. К сожалению, ценность здоровья осознается в полной мере уже тогда, когда ему угрожает опасность. Такая ситуация возникает, как правило, из-за отсутствия установок к ведению здорового образа жизни и занятиям физкультурой, а также усердной работы над собой.

Перед нами была поставлена задача выявить не только основные факторы, влияющие на мотивацию к занятиям физкультурой у студентов, но и способы ее формирования. В ходе рассмотрения многих факторов, мы пришли также к выводу о том, что необходимо изменение или корректировка существующей системы физического воспитания, а также содержания государственных образовательных программ, в том числе, с учетом новых достижений науки и техники. Таким образом, с формированием достаточного уровня мотивации у студентов, здоровый образ жизни, физкультура и спорт могут стать их надежной базой защиты в будущем и облегчить адаптацию к жизненным условиям и в профессиональной сфере, обеспечивая высокую работоспособность.


Библиографический список
  1. Жеребцова, И.В. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Жеребцова, Т.А. Кошурина // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. — 2018. — № 1. — С. 76-81.
  2. Стриханов, М. Н.  Физическая культура и спорт в вузах: Учебное пособие / М. Н. Стриханов, В. И. Савинков. — 2-е изд., перераб. и доп.  — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 160 с.
  3. Манжелей, И. В.  Педагогика физического воспитания: Учебное пособие для вузов / И. В. Манжелей. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 182 с.
  4. Ахмедова, Т. И. Организация учебной деятельности студентов: Учебно-методическое пособие / Т. И. Ахмедова, Е. Э. Грибанская, В. Н. Еремин. – Москва: Российская академия правосудия, 2017. – 312 с.
  5. Кузнецова, В.Е., Кистерева, А.В. Реализация дисциплины “Элективные дисциплины по физической культуре и спорту” как фактор привлечения молодёжи и ЗОЖ//В сборнике: Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава и студентов Российских научно-образовательных учреждений Берлин. – 2020. – С. 188-193.
  6. Челнокова, Е.А. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе / Е.А. Челнокова, Н.Ф. Агаев, З.И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. — 2018. — № 1. — С. 6-21.


Все статьи автора «Дедух Анастасия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: