В условиях современного мира знания и информация играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности и жизнеспособности для любого предприятия или организации. Управление знаниями хоть и является относительно новой сферой знаний в науке управления организацией, однако за довольно короткий промежуток времени данная отрасль успела занять лидирующее направление в области ведения и управления бизнесом. Многие организации готовы вкладывать свой капитал в образование своего персонала, так как это обеспечивает возможность удовлетворить потребность потребителя в будущем за счёт улучшения конечного продукта, услуги, улучшение качества сервиса и так далее [1].
Пандемия COVID-19 в мире внесла серьезные коррективы в работу всех предприятий мира, вытеснив привычные устои и технологии ведения бизнеса, вынуждая предприятия уходить в online-сферу. Данная ситуация лишь ускоряет становление и развитие информационного общества. Однако для успешной информатизации и автоматизации управления организацией любому предприятию необходимо сначала аккумулировать знания для дальнейшего управления ими и внедрения знаний в производственный и управленческий процесс.
Управление знаниями включает в себя два основных направления [2]:
1. Управление знаниями как объектом на основе IT-технологий;
2. Управление знаниями как процесс на основе организационного поведения сотрудников.
Информационные технологии играют решающую роль не только в реализации интеллектуального капитала предприятия, который основан на знаниях, опыте и специализации сотрудников, но и обеспечить эффективную систематизацию, улучшение и ускорение управления знаниями и информацией на уровне крупномасштабного и локального управления организацией. Для такого подхода к управлению знаниями используются передовые технологии в сфере IT: Интернет, браузеры, хранилища и базы данных, методы интеллектуального анализа, в том числе на основе ИИ и так далее.
Тесно с этим связан следующий подход к управлению знаниями. Второй подход основан на том, что носителями знания являются люди, способные к генерации этих знаний, их распространению, накоплению и передаче, формируя таким образом объём знаний самой организации [3].
Третий подход к управлению знаниями увязывает воедино понятия «персонал» и «информационные технологии», преобразуя их в равнозначные элементы системы управления знаниями.
В условиях пандемии – в условиях неопределённости и нестабильности рынка – перед предприятиями встала сложная задача: как обеспечить не только прежний уровень конкурентоспособности и удерживать позиции на рынке, но и как повысить общую производительность труда, показателей KPI и так далее.
В качестве решения обозначенной проблемы современный рынок IT-систем предлагает широкий спектр различных модулей ERP-систем:
1. Финансовые модули;
2. Модули по управлению человеческим капиталом;
3. Модули операционного блока.
Под ERP- системами понимается организационная стратегия, интегрирующая операции и производство, финансовое управление и финансовый менеджмент организации, управление активами и трудовыми ресурсами организации. Ориентиром работы для данной системы служит оптимизация и балансировка ресурсов предприятия. ERP-система представляет собой набор взаимосвязанных между собой программ программного обеспечения, помогающие проводить оптимизацию в различных сферах бизнеса.
Сферы деятельности, в которых ERP-системы позволяют повысить эффективность деятельности организации, представлены в таблице 1 [4].
Таблица 1 – Сферы деятельности, оптимизируемые ERP-системами
Сфера деятельности |
Характеристика улучшения |
Обеспечение максимальной результативности | Решения, основанные на решениях ИИ, позволяют провести более глубокую аналитику и анализ проблемы и принять наиболее рациональное решение на основе имеющихся данных с целью повышения эффективности операционной деятельности. |
Ускорение принятия операционных решений | Объединение процессов и данных в одном программном обеспечении позволяет улучшить их видимость и гибкость для персонала организации. |
Обеспечение гибкости бизнеса | ERP-системы можно адаптировать под конкретные требования пользователя данной системы, что позволяет адаптироваться к условиям рынка в условиях высокой неопределенности. |
Более подробная характеристика модулей ERP-системы представлены на рисунке 1.
В связи с тем, что малому и среднему бизнесу разработать собственный интегрированный пакет программного обеспечения, представляющий собой ERP-систему, практически невозможно из-за необходимости крупных финансовых, трудовых и временных ресурсов, то для интегрирования подобной системы такой нише бизнеса предлагается воспользоваться самым простым методом получения знания – покупкой уже готового пакета с последующим его обслуживанием.
Рисунок 1– Модули ERP-системы и их характеристики
В качестве бизнес-кейсов в данной статье будет рассмотрен опыт интегрирования ERP-системы в коммерческих организациях [5].
Компания в 2020 году столкнулась с проблемой быстрого устаревания собственного информационного обеспечения, которое уже не справлялась с постоянно растущим объемом задач. Основной целью внедрения ERP-системы было как повышение лояльности клиентов, так и повышение географической экспансии. Внедрив платформу SAP предприятие достигла следующих результатов:
- появилась возможность оценки себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции, а также вести учет остатков.
- увеличился объем продаж;
- открылась возможность самостоятельно составлять производственную программу с учетом оценки срока выполнения заказ.
Внедрение данной информационной системы позволило организации нивелировать последствия влияния коронавирусной инфекции за счет повышения личного кредитного рейтинга, повышения лояльности клиентов и повышения объема продаж.
Ключевой задачей являлось сокращение производственного цикла. Добиться достижения данной цели позволила интеграция ERP-системы, давшая возможность внедрить новую концепцию планирования. Обеспечивает выполнение плана сбыта система S/4HANA–SAP PPDS, SAP SOP SAP BW. Данная система нового поколения решает следующий комплекс задач:
- оптимизация стоимости продукции;
- оптимизация сроков доставки продукции;
- снижение длительности производственного цикла.
Данное управленческое решение позволило не только сохранить текущую позицию на рынке в условиях неопределенности, но и сократить длительность производственного цикла на 15%. Внедрение данной системы заняло 12 месяцев: с 2020 по конец 2021 года.
Предприятие полного цикла переработки древесного сырья в картон гофрированный и ящики из него предприятие в качестве цели поставило перед собой процесс автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования. Выполнять данную функцию «поручили» системе класса SAP TOPO, интегрировав её с технологической системой DSP (распределенной системой управления). Это позволило выявлять поломку до момента её появления за счет предупредительных сообщений при выходе показателей за допустимые значения, а также снизить себестоимость продукции за счет снижения объёма брака по причине неисправности оборудования.
Таким образом, можно сделать о том, что современный рынок IT-технологий готов предоставить предприятиям обширную базу по формированию, хранению, обработке, систематизации, использовании и распространении знаний и информации как внутри самой организации, так и обеспечить выгрузку данных знаний и информации на сторонние ресурсы. Используя современные методы управления знаниями, организация сможет обеспечить себе конкурентоспособность и жизнеспособность даже в условиях повышенной неопределенности рынка.
Библиографический список
- Марков Е.А. // Управление знаниями: современный взгляд на управление знаниями в организации [ТЕКСТ]/ Е. Марков // Современные тенденции развития науки и технологий. -2016. -№8-5. С113-115.
- Петров М.А. , Пивоварова М.М. //концептуальные основы управления знаниями и систем управления знаниями []/М. Петров, М. Пивоварова //актуальные проблемы социологии и управления межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018 Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург) -2018. – С68-77.
- Дерябина М.А. Современные проблемы управления в научном наследии Б. З. Мильнера // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-upravleniya-v-nauchnom-nasledii-b-z-milnera (дата обращения: 26.12.2021).
- Что такое ERP и зачем это нужно? [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] Режим доступа: https://dynamics.microsoft.com/ru-ru/erp/what-is-erp/ (дата обращения 26.12.2021).
- Как ERP-системы нового поколения помогают компаниям получать прибыль в условиях неопределенности – Журнал РБК №1-2, 2022, с .54-56
- Резникова О.С., Межиба Е.Ю. Роль управления знаниями в организации // Приволжский научный вестник. 2017. – №4(68). – С. 83-85.