УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ: СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ОСНОВЕ ОБЗОРА РЕАЛЬНЫХ БИЗНЕС-КЕЙСОВ

Солнцева Елизавета Андреевна
ФБГОУ ВО «Московский авиационный институт (НИУ) Ступинский филиал»
студент 4-го курса

Аннотация
Статья посвящена управлению знаниями. Автор предпринял попытку проанализировать воздействие накопленных знаний в сфере IT-технологий на деятельность российских предприятиях в условиях высокой степени неопределенности рынка, возникшей в условиях коронавирусных ограничений и пандемии, за счет использования различных моделей ERP-систем. Рассматривается понятие ERP-системы, её модулей и их характеристика, а также рассматриваются сферы деятельности, в которых задействуется система. В данной статье были рассмотрены виды управления знаниями в условиях информационного общества. В статье дается объяснение, почему малому и среднему бизнесу приходится прибегать к покупке IT-знаний, а не к их аккумуляции: данные виды бизнеса не имеют достаточных финансовых, трудовых и иных ресурсов для формирования подобного пакета программного обеспечения. В качестве организаций, попавших под влияние пандемии COVID-19 и которым потребовалось новое решение в сфере управления знаниями и технологиями, рассматриваются коммерческие организации. Итоги, достигнутые в результате внедрения ERP-систем и её производных, состоят из повышения объема продаж, сохранения позиций на рынке и рост конкурентоспособности, сокращение операционного и производственных циклов, учет и снижение себестоимости продукции и производимых полуфабрикатов. Рассмотрены результаты внедрения ERP-систем и их польза не только в области управления знаниями в организации, но и координацией работы предприятия в целом.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Солнцева Е.А. Управление знаниями: современное управление знаниями в организации в условиях пандемии COVID-19 на основе обзора реальных бизнес-кейсов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17386 (дата обращения: 11.03.2024).

В условиях современного мира знания и информация играют ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности и жизнеспособности для любого предприятия или организации. Управление знаниями хоть и является относительно новой сферой знаний в науке управления организацией, однако за довольно короткий промежуток времени данная отрасль успела занять лидирующее направление в области ведения и управления бизнесом. Многие организации готовы вкладывать свой капитал в образование своего персонала, так как это обеспечивает возможность удовлетворить потребность потребителя в будущем за счёт улучшения конечного продукта, услуги, улучшение качества сервиса и так далее [1].
Пандемия COVID-19 в мире внесла серьезные коррективы в работу всех предприятий мира, вытеснив привычные устои и технологии ведения бизнеса, вынуждая предприятия уходить в online-сферу. Данная ситуация лишь ускоряет становление и развитие информационного общества. Однако для успешной информатизации и автоматизации управления организацией любому предприятию необходимо сначала аккумулировать знания для дальнейшего управления ими и внедрения знаний в производственный и управленческий процесс.

Управление знаниями включает в себя два основных направления [2]:

1. Управление знаниями как объектом на основе IT-технологий;

2. Управление знаниями как процесс на основе организационного поведения сотрудников.

Информационные технологии играют решающую роль не только в реализации интеллектуального капитала предприятия, который основан на знаниях, опыте и специализации сотрудников, но и обеспечить эффективную систематизацию, улучшение и ускорение управления знаниями и информацией на уровне крупномасштабного и локального управления организацией. Для такого подхода к управлению знаниями используются передовые технологии в сфере IT: Интернет, браузеры, хранилища и базы данных, методы интеллектуального анализа, в том числе на основе ИИ и так далее.

Тесно с этим связан следующий подход к управлению знаниями. Второй подход основан на том, что носителями знания являются люди, способные к генерации этих знаний, их распространению, накоплению и передаче, формируя таким образом объём знаний самой организации [3].

Третий подход к управлению знаниями увязывает воедино понятия «персонал» и «информационные технологии», преобразуя их в равнозначные элементы системы управления знаниями.

В условиях пандемии – в условиях неопределённости и нестабильности рынка – перед предприятиями встала сложная задача: как обеспечить не только прежний уровень конкурентоспособности и удерживать позиции на рынке, но и как повысить общую производительность труда, показателей KPI и так далее.

В качестве решения обозначенной проблемы современный рынок IT-систем предлагает широкий спектр различных модулей ERP-систем:

1. Финансовые модули;

2. Модули по управлению человеческим капиталом;

3. Модули операционного блока.

Под ERP- системами понимается организационная стратегия, интегрирующая операции и производство, финансовое управление и финансовый менеджмент организации, управление активами и трудовыми ресурсами организации. Ориентиром работы для данной системы служит оптимизация и балансировка ресурсов предприятия. ERP-система представляет собой набор взаимосвязанных между собой программ программного обеспечения, помогающие проводить оптимизацию в различных сферах бизнеса.

Сферы деятельности, в которых ERP-системы позволяют повысить эффективность деятельности организации, представлены в таблице 1 [4].

Таблица 1 – Сферы деятельности, оптимизируемые ERP-системами

Сфера деятельности

Характеристика улучшения

Обеспечение максимальной результативности Решения, основанные на решениях ИИ, позволяют провести более глубокую аналитику и анализ проблемы и принять наиболее рациональное решение на основе имеющихся данных с целью повышения эффективности операционной деятельности.
Ускорение принятия операционных решений Объединение процессов и данных в одном программном обеспечении позволяет улучшить их видимость и гибкость для персонала организации.
Обеспечение гибкости бизнеса ERP-системы можно адаптировать под конкретные требования пользователя данной системы, что позволяет адаптироваться к условиям рынка в условиях высокой неопределенности.

Более подробная характеристика модулей ERP-системы представлены на рисунке 1.

В связи с тем, что малому и среднему бизнесу разработать собственный интегрированный пакет программного обеспечения, представляющий собой ERP-систему, практически невозможно из-за необходимости крупных финансовых, трудовых и временных ресурсов, то для интегрирования подобной системы такой нише бизнеса предлагается воспользоваться самым простым методом получения знания – покупкой уже готового пакета с последующим его обслуживанием.

Рисунок 1– Модули ERP-системы и их характеристики

В качестве бизнес-кейсов в данной статье будет рассмотрен опыт интегрирования ERP-системы в коммерческих организациях [5].

Компания в 2020 году столкнулась с проблемой быстрого устаревания собственного информационного обеспечения, которое уже не справлялась с постоянно растущим объемом задач. Основной целью внедрения ERP-системы было как повышение лояльности клиентов, так и повышение географической экспансии. Внедрив платформу SAP предприятие достигла следующих результатов:

  • появилась возможность оценки себестоимости полуфабрикатов и готовой продукции, а также вести учет остатков.
  • увеличился объем продаж;
  • открылась возможность самостоятельно составлять производственную программу с учетом оценки срока выполнения заказ.

Внедрение данной информационной системы позволило организации нивелировать последствия влияния коронавирусной инфекции за счет повышения личного кредитного рейтинга, повышения лояльности клиентов и повышения объема продаж.

Ключевой задачей являлось сокращение производственного цикла. Добиться достижения данной цели позволила интеграция ERP-системы, давшая возможность внедрить новую концепцию планирования. Обеспечивает выполнение плана сбыта система S/4HANA–SAP PPDS, SAP SOP SAP BW. Данная система нового поколения решает следующий комплекс задач:

  • оптимизация стоимости продукции;
  • оптимизация сроков доставки продукции;
  • снижение длительности производственного цикла.

Данное управленческое решение позволило не только сохранить текущую позицию на рынке в условиях неопределенности, но и сократить длительность производственного цикла на 15%. Внедрение данной системы заняло 12 месяцев: с 2020 по конец 2021 года.

Предприятие полного цикла переработки древесного сырья в картон гофрированный и ящики из него предприятие в качестве цели поставило перед собой процесс автоматизации технического обслуживания и ремонта оборудования. Выполнять данную функцию «поручили» системе класса SAP TOPO, интегрировав её с технологической системой DSP (распределенной системой управления). Это позволило выявлять поломку до момента её появления за счет предупредительных сообщений при выходе показателей за допустимые значения, а также снизить себестоимость продукции за счет снижения объёма брака по причине неисправности оборудования.

Таким образом, можно сделать о том, что современный рынок IT-технологий готов предоставить предприятиям обширную базу по формированию, хранению, обработке, систематизации, использовании и распространении знаний и информации как внутри самой организации, так и обеспечить выгрузку данных знаний и информации на сторонние ресурсы. Используя современные методы управления знаниями, организация сможет обеспечить себе конкурентоспособность и жизнеспособность даже в условиях повышенной неопределенности рынка.


Библиографический список
  1. Марков Е.А. // Управление знаниями: современный взгляд на управление знаниями в организации [ТЕКСТ]/ Е. Марков // Современные тенденции развития науки и технологий. -2016. -№8-5. С113-115.
  2. Петров М.А. , Пивоварова М.М. //концептуальные основы управления знаниями и систем управления знаниями []/М. Петров, М. Пивоварова  //актуальные проблемы социологии и управления межвузовский сборник научных трудов. Санкт-Петербург, 2018 Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург) -2018. – С68-77.
  3. Дерябина М.А. Современные проблемы управления в научном наследии Б. З. Мильнера // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-upravleniya-v-nauchnom-nasledii-b-z-milnera (дата обращения: 26.12.2021).
  4. Что такое ERP и зачем это нужно? [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] Режим доступа: https://dynamics.microsoft.com/ru-ru/erp/what-is-erp/ (дата обращения 26.12.2021).
  5. Как ERP-системы нового поколения помогают компаниям получать прибыль в условиях неопределенности – Журнал РБК №1-2, 2022, с .54-56
  6. Резникова О.С., Межиба Е.Ю. Роль управления знаниями в организации // Приволжский научный вестник. 2017. – №4(68). – С. 83-85.


Все статьи автора «Солнцева Елизавета Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: