УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЗДОРОВОГО УРОВНЯ ЖИЗНИ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Орлова Ангелина Вячеславовна1, Серегина Любовь Юрьевна1
1ФГБОУ ВО Московский авиационный институт, Ступинский филиал

Аннотация
В данной статье рассматривается сущность дистанционного обучения и информационных технологий. Информационные технологии являются одним из негативных факторов, влияющих на здоровье студентов, поэтому необходимо внедрять информационные технологии и управлять ими в процессе дистанционного обучения. В процессе исследования был проведен опрос и сделан вывод о том, что в настоящее время существует проблема, связанная с здоровьесберегающей культурой использования информационных технологий. Представлены пути решения проблемы здоровья студентов на дистанционном обучении.

Ключевые слова: , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Орлова А.В., Серегина Л.Ю. Управление информационными технологиями для поддержания здорового уровня жизни на дистанционном обучении // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17381 (дата обращения: 06.11.2024).

Дистанционное обучение является одним из актуальных нововведений в российском образовании. Дистанционные технологии внедряются как в систему школьного образования, так и в систему вузовского образования. Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любое расстояние от образовательных учреждений с помощью информационно-образовательных средств обмена учебной информацией. Цель дистанционного обучения заключается в предоставлении учащимся непосредственно по месту жительства возможностей для развития базовых и дополнительных профессиональных программ высшего и среднего профессионального образования, соответственно, в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Широкое применение дистанционных технологий приводит к совершенствованию стратегии и методологии организации учебного процесса как обучающимся, так и педагогам.

Информационные технологии – это программные средства, которые основаны на применении вычислительной техники, обеспечивающие хранение и обработку образовательной информации, доставку информации до обучающегося, а также взаимодействие обучающегося с преподавателем.  Информационные технологии являются одним из негативных факторов, влияющих на здоровье студентов, поэтому необходимо внедрять информационные технологии и управлять ими в процессе дистанционного обучения.

При продолжительном использовании в учебном процессе информационных технологий позволили выявить острую потребность в ведении здоровьесберегающей среды.  Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет большое значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья студентов. Качество здоровьесберегающей среды во много зависит от компетентности и ответственности педагогов. Здоровьесберегающая среда включает в себя приемы, методы, принципы работы в процессе дистанционного обучения, которые дополняют традиционные технологии.

Задача практического внедрения в дистанционное обучение технологий, сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, чрезвычайно важна. Опрос, проведенный среди студентов высшего учебного заведения, выявил важность и приоритетность решения здоровьесберегающих задач участников образовательного процесса.

В опросе на тему “Влияние дистанционного обучения на здоровье” участвовало 125 человек. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе исследования было выявлено, что проблемы со здоровьем (повышенное/пониженное давление, заболевания позвоночника, частые головные боли) отметили 42% опрошенных. Проблемы со зрением имеют 34%. Абсолютно здоровыми считают себя 14%, 10% студентов затруднились ответить.

Все участники опроса отметили также часто присутствующее чувство тревоги и дискомфорта во время занятий.

Проведенный нами опрос позволил выявить тот факт, что 76% опрошенных отдают высокий приоритет здоровью во время дистанционного обучения, и 24% не волнуются о таком факторе, как здоровье.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует проблема, связанная с здоровьесберегающей культурой использования информационно-коммуникационных технологий.

Для реализации этой задачи мы выбрали конкретную модель формирования здоровьесберегающей компетентности участников процесса дистанционного обучения.

Определив задачу, можно выделить следующие направления работы:

- способствовать сохранению здоровья участников процесса дистанционного обучения;

- сформировать у студентов дистанционного обучения представления о нормах безопасности и гигиены труда и правилах работы с персональным компьютером;

- формировать у студентов ответственность за собственное здоровье;

- предоставить студентам необходимую информацию для формирования их собственных стратегий и технологий, которые позволят им поддерживать здоровье в процессе дистанционного обучения.

Решением данной проблемы является введение основных здоровьесберегающих технологий, которые будут применяться при организации дистанционного обучения (рис.1).

Рисунок 1 – Основные здоровьесберегающих технологий, применяемые при организации дистанционного обучения

Поставленная задача может быть решена в следующих сферах деятельности организаторов и преподавателей процесса дистанционного обучения:

1. Введение оздоровительных элементов в учебную программу занятий, как в организации, так и в содержании (ознакомление студентов с требованиями СанПиНов, правилами техники безопасности, комплексами оздоровительных упражнений для снятия общей усталости, утомления глаз);

2. Контроль соответствия санитарно-гигиенических условий дистанционного обучения требованиям СанПиНов: чистота в помещении, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов, проветривание;

3. Проведение занятий по физической подготовке и пауз общих и специальных эффектов на каждом уроке. Мониторинг и отслеживание наступления фаз неуклонного снижения производительности;

4. Постоянное внимание к защите зрения: проведение упражнений по гигиене зрения, своевременная коррекция освещенности.

В заключение хочется сказать, что формирование культуры оздоровительной образовательной деятельности у студентов при дистанционном обучении с помощью информационно-коммуникационных средств массовой информации и интернет-ресурсов, обеспечение здоровья всех участников процесса дистанционного обучения на современном этапе российского образования является основными задачами дистанционного обучения.


Библиографический список
  1. Городецкая Н.И. Лабораторные работы в системе Ргоп1Рае // Информатика и образова-ние.-2017.-№ 10.-С. 49-62;№ 11.-С. 72-76.
  2. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека – 5. Материалы V международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2018. -С. 42-43.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2016. – С. 48-51.
  4. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. -400 с.
  5. Рыжова Е.А. Здоровьесберегающие технологии при организации дистанционного обучения // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 4.


Все статьи автора «Орлова Ангелина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: