Дистанционное обучение является одним из актуальных нововведений в российском образовании. Дистанционные технологии внедряются как в систему школьного образования, так и в систему вузовского образования. Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любое расстояние от образовательных учреждений с помощью информационно-образовательных средств обмена учебной информацией. Цель дистанционного обучения заключается в предоставлении учащимся непосредственно по месту жительства возможностей для развития базовых и дополнительных профессиональных программ высшего и среднего профессионального образования, соответственно, в высших и средних профессиональных учебных заведениях. Широкое применение дистанционных технологий приводит к совершенствованию стратегии и методологии организации учебного процесса как обучающимся, так и педагогам.
Информационные технологии – это программные средства, которые основаны на применении вычислительной техники, обеспечивающие хранение и обработку образовательной информации, доставку информации до обучающегося, а также взаимодействие обучающегося с преподавателем. Информационные технологии являются одним из негативных факторов, влияющих на здоровье студентов, поэтому необходимо внедрять информационные технологии и управлять ими в процессе дистанционного обучения.
При продолжительном использовании в учебном процессе информационных технологий позволили выявить острую потребность в ведении здоровьесберегающей среды. Здоровьесберегающая среда в условиях дистанционного обучения имеет большое значение для устойчивого иммунитета и сохранения здоровья студентов. Качество здоровьесберегающей среды во много зависит от компетентности и ответственности педагогов. Здоровьесберегающая среда включает в себя приемы, методы, принципы работы в процессе дистанционного обучения, которые дополняют традиционные технологии.
Задача практического внедрения в дистанционное обучение технологий, сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, чрезвычайно важна. Опрос, проведенный среди студентов высшего учебного заведения, выявил важность и приоритетность решения здоровьесберегающих задач участников образовательного процесса.
В опросе на тему “Влияние дистанционного обучения на здоровье” участвовало 125 человек. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.
В ходе исследования было выявлено, что проблемы со здоровьем (повышенное/пониженное давление, заболевания позвоночника, частые головные боли) отметили 42% опрошенных. Проблемы со зрением имеют 34%. Абсолютно здоровыми считают себя 14%, 10% студентов затруднились ответить.
Все участники опроса отметили также часто присутствующее чувство тревоги и дискомфорта во время занятий.
Проведенный нами опрос позволил выявить тот факт, что 76% опрошенных отдают высокий приоритет здоровью во время дистанционного обучения, и 24% не волнуются о таком факторе, как здоровье.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в настоящее время существует проблема, связанная с здоровьесберегающей культурой использования информационно-коммуникационных технологий.
Для реализации этой задачи мы выбрали конкретную модель формирования здоровьесберегающей компетентности участников процесса дистанционного обучения.
Определив задачу, можно выделить следующие направления работы:
- способствовать сохранению здоровья участников процесса дистанционного обучения;
- сформировать у студентов дистанционного обучения представления о нормах безопасности и гигиены труда и правилах работы с персональным компьютером;
- формировать у студентов ответственность за собственное здоровье;
- предоставить студентам необходимую информацию для формирования их собственных стратегий и технологий, которые позволят им поддерживать здоровье в процессе дистанционного обучения.
Решением данной проблемы является введение основных здоровьесберегающих технологий, которые будут применяться при организации дистанционного обучения (рис.1).
Рисунок 1 – Основные здоровьесберегающих технологий, применяемые при организации дистанционного обучения
Поставленная задача может быть решена в следующих сферах деятельности организаторов и преподавателей процесса дистанционного обучения:
1. Введение оздоровительных элементов в учебную программу занятий, как в организации, так и в содержании (ознакомление студентов с требованиями СанПиНов, правилами техники безопасности, комплексами оздоровительных упражнений для снятия общей усталости, утомления глаз);
2. Контроль соответствия санитарно-гигиенических условий дистанционного обучения требованиям СанПиНов: чистота в помещении, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов, проветривание;
3. Проведение занятий по физической подготовке и пауз общих и специальных эффектов на каждом уроке. Мониторинг и отслеживание наступления фаз неуклонного снижения производительности;
4. Постоянное внимание к защите зрения: проведение упражнений по гигиене зрения, своевременная коррекция освещенности.
В заключение хочется сказать, что формирование культуры оздоровительной образовательной деятельности у студентов при дистанционном обучении с помощью информационно-коммуникационных средств массовой информации и интернет-ресурсов, обеспечение здоровья всех участников процесса дистанционного обучения на современном этапе российского образования является основными задачами дистанционного обучения.
Библиографический список
- Городецкая Н.И. Лабораторные работы в системе Ргоп1Рае // Информатика и образова-ние.-2017.-№ 10.-С. 49-62;№ 11.-С. 72-76.
- Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека – 5. Материалы V международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2018. -С. 42-43.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2016. – С. 48-51.
- Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. -400 с.
- Рыжова Е.А. Здоровьесберегающие технологии при организации дистанционного обучения // Международный школьный научный вестник. – 2021. – № 4.