УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Коричкин Евгений Александрович
Ступинский филиал Московского государственного института
студент

Аннотация
В настоящее время именно знания сотрудников, организаций – важный ресурс в условиях внешней неопределенности, разрастающей конкуренции и ограниченных ресурсов.
Чтобы своевременно принять эффективные решения в условиях быстрого изменения рынка, стратегически необходимо иметь не только знания, которые были наработаны в организации, но и рационально использовать все знания, которые были наработаны в организации. Управлять знаниями на сегодняшний день весьма важно из-за повышения эффективности организационно-производственных процессов по современным требованиям, что, в итоге, приводит к увеличению конкурентоспособности предприятий. Основная задача исследования - анализ системы управления знаниями, применяемых в организациях отечественного и иностранного происхождения.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Коричкин Е.А. Управление знаниями в современных организациях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17380 (дата обращения: 11.03.2024).

Материалы и методы. Реализация исследований осуществлялась путем изучения источников научных данных, чтобы выяснить теоретические основы управления знанием, изучение опыта иностранных и российских компаний, применения методов и методик управления знанием персонала.

Управление знанием – система, которая появилась в 90-е годы. Она предусматривает целостный подход к работе над поиском, сбором, оценкой, восстановлением и распространением всего информационного актива организации. Это может быть база данных, документы, процедуры и знания отдельных сотрудников, то есть весь бесценный набор знаний, обладающими почти любая современная организация.

На данный момент общепринятое понятие «управление знаниями» включает в себя два этапа: создание и контроль за их производством. Это дает возможность осуществлять два вида деятельности: производство – направленные непосредственно к созданию знаний с помощью парадигм, подхода, методологии, технологий и управления – обеспечения производства знаний с помощью построения системы управления на основе парадигмы управления, методологии, технологий.

Изучив различные определения и понятия можно сделать вывод, что в каждой организации или на предприятии должно быть четко сформулировано то определение, которое будет отражать специфические процессы, понимаемые под термином «управление знаниями».

Несмотря на то, что управление знаниями является одной из основных концепций управления, влияющих на современные тенденции развития бизнеса, следует отметить, что часто в организациях и на предприятиях существует неправильное представление об управлении знаниями, которое строится на основе тех инструментов управления, которые в организации использует в определенный момент.

При этом есть мнение о том, что это только технологическая составляющая управления знанием, т.е. инструменты, а простое использование их – это еще не управление знанием. Организация может развивать обратное понятие о менеджменте знаний, если она сфокусирована на работе со своими сотрудниками, обучение и другую деятельность в области управлении персонала.

Рассмотрим опыт компаний в управлении знаниями. Начнем с зарубежных компаний.

Признанным мировым лидером в области управления знаниями является Британская нефтегазовая компания British Petroleum (ВР) – вторая по величине публично торгующая нефтегазовая компания в мире. Используемая ею система управления знаниями состоит из следующих элементов:

1. Банк знания. То, что знает ВР, нужно формировать, доступ к нему должен предоставляться всем сотрудником.

2. Инструменты знания. Необходимо стандартное сочетание инструментов, технологий и процесса обработки данных с понятными инструкциями.

3. Окружающая информационная среда. Необходима инфраструктура культуры и технологий, чтобы поддерживать управление знанием.

4. Сообщество практики. Необходимо полное вовлечение работников.

5. Роли в Системе Знаний.

Компания Nokia уделяет внимание формированию культуры обмена знаний. Здесь разработано и эффективно функционирует специальное поощрительное пособие за использования и обмена знаниями сотрудников компании.

Фирмы IBM и Lotus предложили формулу управления знаниями, которая включает три объекта управления:

1. люди (People);

2. место (Place);

3. информация (Things).

Все решения для управления знанием в рамках формулы трехкомпонентных подразумевают, что существуют продукты, обеспечивающие три взаимосвязанные процесса:

1) поиск нужного человека;

2) предоставление ему общедоступного пространства виртуального места;

3) обеспечение контроля за информацией, ищущее или создающее эти люди.

Перейдем к российским компаниям. Согласно полученным данным, наиболее популярная система управления знаниями в отечественных организациях используется новостные порталы, внутренние консультанты, библиотеки и базы данных в Интернете, система наставничества и т. д.

Однако, по мнению российских исследователей, менеджмент знаний российских предприятий принципиально различается от иностранных и состоит в первую очередь в культуре корпоративного доверия к обмену знаниями. Если у зарубежных компаний корпоративный уровень доверия обычно не превышает 70%, то у России этот уровень составляет только 35-45%.

Хотя в России есть позитивные примеры. К примеру, в “Лаборатории Касперского” уровень доверия к корпоративному сообществу и обмену знаниями составляет 85-90%, что редкость даже для западных компаний.

В качестве положительных примеров применения в России систем управления знаниями можно назвать систему управления знаниями СУЗИ компании Газпром нефть, в которой входят 5 ключевых инструмента:

- сообщества практиков;

- обучение;

- профиль сотрудника;

- база знаний;

- банк идей.

В рамках системы корпоративного управления знанием ПАО «Лукойл» осуществляется обмен профессиональными знаниями и опытом сотрудников и организаций Группы «Лукойл», в системе работают более 10 тыс. сотрудников, создано 240 экспертных объединений. Развитие молодого специалиста и кадрового состава происходит в процессе сотрудничества с признанными экспертами корпоративной сферы.

Система дает возможность объединить людей в группы и сеть, получить доступ к внутренним знаниям, сохранять знания, создавать и распространять лучшие практики и совместно реализовать проекты развития. Система обеспечит объединение людей в сообщества и сети, доступ к знаниям, опыту, создавать и распространять лучшие

Подводя итог, можно сказать, что уровень отечественных компаний в управлении знаниями, к сожалению, пока ниже чем у зарубежных, но он постепенно повышается и все больше предприятий внедряют систему управления знаниями. Главная проблема заключается в психологических барьерах при обмене знаниями, что является основным препятствием для эффективного управления знаниями. В России только 14 % респондентов оценивают систему управления знаниями в своей компании как неперспективную на ближайшие пять лет. Это говорит о перспективе СУЗ.

Что касается зарубежных компаний, то здесь большинство предприятий имеют эффективную СУЗ, позволяющую сотрудникам использовать весь накопленный опыт для решения необходимых им задач.

Главным отличием двух сторон можно назвать пренебрежение руководителей отечественных компаний к знаниям своих сотрудников.


Библиографический список
  1. Соснин, П. И. Управление знаниями и опытом в проектной организации : учебное пособие / П. И. Соснин. — Ульяновск : УлГТУ, 2018. — 213 с.
  2. Нестик, Т. А. Модели управления знаниями в российских организациях: социально-психологический анализ / Т. А. Нестик // Современные технологии управления. – 2017. – № 1 (37). – С. 30-37.
  3. Маслов, А. В. Практика внедрения систем управления знаниями на российских предприятиях / А. В. Маслов // Инновационные технологии в машиностроении : сб. тр. VIII Междунар. науч.-практ. конф. – Томск : Изд-во ТПУ, 2017. -С. 186-189.


Все статьи автора «Коричкин Евгений Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: