Научный руководитель: доцент, к.т.н., Мишанова В.Г.
Ступинский филиал МАИ, каф. «ЭиУ».
Рентабельность — это показатель, при котором размер прибыли сравнивается с другим показателем, отражающим условия ведения бизнеса, например, с суммой выручки от продаж, размером собственного капитала и т.д. Рентабельность означает доходность предприятия, отражает уровень эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов на предприятии [1].
Существует 2 группы факторов, влияющих на рентабельность организации. К внутренним факторам относится количество и качество производимой продукции, издержки производства организации. Качество и количество реализованной продукции зависит от размера валовой продукции и от степени товарности: это все влияет на размер прибыли и денежной выручки. К внешним факторам относятся рыночный спрос и предложение на продукцию, а также конкуренция (рис.1) [2].
Рис.1. Факторы, влияющие на рентабельность организации
Организация является рентабельной, если сумма выручка от реализации продукции покрывает размер затрат на производство и формирует сумму прибыли, которая необходима для нормального деятельности предприятия. Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.
К основным коэффициентам рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия, относятся следующие показатели:
1.Коэффициент рентабельности продаж – показывает величину прибыли на один рубль объема реализованной продукции.
Крен.продаж=Прибыль от продаж/ (Выручку)*100% (1)
2.Коэффициент общей рентабельности – отражает сколько прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, приходится на единицу выручки.
Кобщ.рен=(Прибыль до налогооб.)/Выручка*100% (2)
3.Коэффициент рентабельности собственного капитала – определяет эффективность использования собственного капитала.
Крен.соб.кап=(Прибыль до налогооб.)/(Собств.капитал)*100% (3)
4. Коэффициент экономической рентабельности – показывает эффективность использования всего имущества организации.
Кэкон.рен=(Прибыль до налогооб.)/(Активы предприятия)*100% (4)
5. Коэффициент рентабельности перманентного капитала – показывает эффективность использования капитала, вложенные в деятельность предприятия на длительный срок.
Крен.перм.кап= (Прибыль до налогооб.)/(Собств.капитал+долгосрочные обязательства)*100% (5)
6. Период окупаемости собственного капитала- показывает количество лет, в течение которых полностью окупаются вложенные средства в данное предприятие.
Кпериод окупаем= (Собств.капитал)/(Прибыль до налог.) (6)
Объектом исследования является деятельность ООО «****».
Для расчета рентабельности деятельности ООО “****” используются данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «****» за 2020 год (таб.1).
Таблица 1. Данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «****»
Наименование показателя |
Код строки |
Начало 2020 года, руб. |
Конец 2020 года, руб. |
Собственный капитал |
1300 (форма №1) |
65 665 941 |
59 135 512 |
Долгосрочные обязательства |
1400 (форма №1) |
1 123 095 |
1 119 126 |
Активы предприятия |
1600 (форма №1) |
93 919 316 |
97 031 648 |
Выручка |
2110 (форма №2) |
139 238 369 |
139 536 535 |
Прибыль от продаж |
2200 (форма №2) |
23 816 326 |
20 661 062 |
Прибыль до налогообложения |
2300 (форма №2) |
24 220 912 |
22 911 544 |
1. Коэффициент рентабельности продаж (формула 1):
Крен.нач.года = 23816326 / 139238369 * 100% = 0,17 %
Крен.кон.года = 20661062 / 139536535 * 100% = 0,15 %
2. Коэффициент общей рентабельности отчетного периода (формула 2):
Кобщ.рен.нач.года = 24220912 / 139238369 * 100% = 0,17%
Кобщ.рен.кон.года = 22911544 / 139536535 * 100% = 0,16%
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (формула 3):
Крск.нач.года = 24220912 / 65665941 * 100% = 0,4%
Крск.кон.года = 22911544 / 59135512 * 100% = 0,4%
4. Коэффициент экономической рентабельности (формула 4):
Кэр.нач.года = 24220912 / 93919316 * 100% = 0,3%
Кэр.кон.года = 22911544 / 97031648 * 100% = 0,2%
5. Коэффициент рентабельности перманентного капитала (формула 5):
Крпк.нач.года = 24220912/ 65665941+ 1123095 * 100% = 0,4%
Крпк.кон.года = 22911544 / 59135512 + 1119126 * 100% = 0,4%
6. Коэфф. периода окупаемости собственного капитала (формула 6):
Кпо.нач.года = 65665941/ 24220912 = 2,7 лет
Кпо.кон.года = 59135512 / 22911544 = 2,6 лет
Сведем полученные данные в таблицу 2 и сделаем выводы.
Таблица 2. Оценка результатов финансовых показателей рентабельности предприятия ООО “****”
Показатель | Нормативное значение |
Результат |
Вывод | |
Начало года | Конец года | |||
Коэффициент рентабельности продаж (%) |
- |
0, 15 |
0,17 |
Значения данного коэффициента показывают, что предприятие низкорентабельно |
Коэффициент общей рентабельности отчетного периода (%) |
0,17 |
0,16 |
||
Коэффициент рентабельности собственного капитала (%) | От 10 до 12 |
0,4 |
0,4 |
Предприятию ООО “****” необходимо нарастить доходность собственного капитала |
Коэффициент экономической рентабельности (%) |
>0 |
0,3 |
0,2 |
Положительный результат свидетельствует о том, что организация не терпит убытки, а также экономическая рентабельность в норме |
Коэффициент рентабельности перманентного капитала (%) |
- |
0,4 |
0,4 |
ООО “****” не эффективно использует капитал, вложенный в деятельность организации на длительный срок |
Коэффициент периода окупаемости собственного капитала (число лет) |
- |
2,7 |
2,6 |
Снижение окупаемости свидетельствует о повышении эффективности работы компании |
Уровень рентабельности в организации можно увеличить путем осуществления следующих мероприятий:
- увеличить объем реализации продукции, а также улучшить ее качество, ассортимент, дизайн и сервисное обслуживание;
- расширить объемы деятельности, что возможно реализовать с помощью заемных средств;
- производить реализацию продукции путем улучшения политики, отвечающей за сбыт продукции, что приведет к снижению цен на определенную продукцию, а также установление системы скидок;
– снижение себестоимости продукции путем целесообразного использования основных фондов;
- внедрение новых технологий в производство;
- ликвидация неиспользуемого оборудования, сдача оборудования в аренду, лизинг (рис.2).
Рис.2. Мероприятия, направленные на повышение рентабельности
На современном этапе не следует забывать о таком факторе повышения рентабельности, как ресурсосбережение и энергосбережение (рис.3). Это приводит к снижению затрат и повышению прибыли. Достижение успехов в производственной деятельности невозможно без профессиональной подготовки персонала по технологии производства и рационального использования рабочего времени [3].
Рис.3. Факторы повышения рентабельности
Библиографический список
- Экономика предприятия: учеб. для студ. / под ред. В. И. Гришина, Я. П. Силина. — М.: Кнорус, 2019. — 472 с.
- Быкова, Н. Н. Понятие рентабельности предприятия / Н. Н. Быкова // Молодой ученый. — 2016. — № 29. — С. 372–374.
- Поиск резервов и путей повышения рентабельности производства на предприятии: под. ред. М.В.Жилина, Э.Р.Самкова. – Экономический вестник ДонГТИ № 7, 2021.- 15-24 с.