ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Орлова Ангелина Вячеславовна1, Серегина Любовь Юрьевна1
1ФГБОУ ВО Московский авиационный институт, Ступинский филиал

Аннотация
В данной статье рассматривается пути повышения рентабельности предприятий пищевой промышленности. Относительные коэффициенты рентабельности показывают эффективность деятельности предприятия в целом, рентабельность других направлений деятельности и др. Они более точно отражают конечные результаты управления, так как их величина отражает соотношение эффекта с использованными средствами или ресурсами. Представлены факторы, влияющие на рентабельность хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Орлова А.В., Серегина Л.Ю. Пути повышения рентабельности на предприятии пищевой промышленности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17329 (дата обращения: 25.04.2024).

Научный руководитель: доцент, к.т.н., Мишанова В.Г.

Ступинский филиал МАИ, каф. «ЭиУ».

Рентабельность — это показатель, при котором размер прибыли сравнивается с другим показателем, отражающим условия ведения бизнеса, например, с суммой выручки от продаж, размером собственного капитала и т.д. Рентабельность означает доходность предприятия, отражает уровень эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов на предприятии [1].

Существует 2 группы факторов, влияющих на рентабельность организации. К внутренним факторам относится количество и качество производимой продукции, издержки производства организации. Качество и количество реализованной продукции зависит от размера валовой продукции и от степени товарности: это все влияет на размер прибыли и денежной выручки. К внешним факторам относятся рыночный спрос и предложение на продукцию, а также конкуренция (рис.1) [2].

Рис.1. Факторы, влияющие на рентабельность организации

Организация является рентабельной, если сумма выручка от реализации продукции покрывает размер затрат на производство и формирует сумму прибыли, которая необходима для нормального деятельности предприятия. Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в него капитал.

К основным коэффициентам рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия, относятся следующие показатели:

1.Коэффициент рентабельности продаж – показывает величину прибыли на один рубль объема реализованной продукции.

Крен.продаж=Прибыль от продаж/ (Выручку)*100% (1)

2.Коэффициент общей рентабельности – отражает сколько прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, приходится на единицу выручки.

Кобщ.рен=(Прибыль до налогооб.)/Выручка*100% (2)

3.Коэффициент рентабельности собственного капитала – определяет эффективность использования собственного капитала.

Крен.соб.кап=(Прибыль до налогооб.)/(Собств.капитал)*100% (3)

4. Коэффициент экономической рентабельности – показывает эффективность использования всего имущества организации.

Кэкон.рен=(Прибыль до налогооб.)/(Активы предприятия)*100% (4)

5. Коэффициент рентабельности перманентного капитала – показывает эффективность использования капитала, вложенные в деятельность предприятия на длительный срок.

Крен.перм.кап= (Прибыль до налогооб.)/(Собств.капитал+долгосрочные обязательства)*100% (5)

6. Период окупаемости собственного капитала- показывает количество лет, в течение которых полностью окупаются вложенные средства в данное предприятие.

Кпериод окупаем= (Собств.капитал)/(Прибыль до налог.) (6)

Объектом исследования является деятельность ООО «****».

Для расчета рентабельности деятельности ООО “****” используются данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «****» за 2020 год (таб.1).

Таблица 1. Данные бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «****»

Наименование показателя

Код строки

Начало 2020 года, руб.

Конец 2020 года, руб.

Собственный капитал

1300 (форма №1)

65 665 941

59 135 512

Долгосрочные обязательства

1400 (форма №1)

1 123 095

1 119 126

Активы предприятия

1600 (форма №1)

93 919 316

97 031 648

Выручка

2110 (форма №2)

139 238 369

139 536 535

Прибыль от продаж

2200 (форма №2)

23 816 326

20 661 062

Прибыль до налогообложения

2300 (форма №2)

24 220 912

22 911 544

1. Коэффициент рентабельности продаж (формула 1):

Крен.нач.года = 23816326 / 139238369 * 100% = 0,17 %

Крен.кон.года = 20661062 / 139536535 * 100% = 0,15 %

2. Коэффициент общей рентабельности отчетного периода (формула 2):

Кобщ.рен.нач.года = 24220912 / 139238369 * 100% = 0,17%

Кобщ.рен.кон.года = 22911544 / 139536535 * 100% = 0,16%

3. Коэффициент рентабельности собственного капитала (формула 3):

Крск.нач.года = 24220912 / 65665941 * 100% = 0,4%

Крск.кон.года = 22911544 / 59135512 * 100% = 0,4%

4. Коэффициент экономической рентабельности (формула 4):

Кэр.нач.года = 24220912 / 93919316 * 100% = 0,3%

Кэр.кон.года = 22911544 / 97031648 * 100% = 0,2%

5. Коэффициент рентабельности перманентного капитала (формула 5):

Крпк.нач.года = 24220912/ 65665941+ 1123095 * 100% = 0,4%

Крпк.кон.года = 22911544 / 59135512 + 1119126 * 100% = 0,4%

6. Коэфф. периода окупаемости собственного капитала (формула 6):

Кпо.нач.года = 65665941/ 24220912 = 2,7 лет

Кпо.кон.года = 59135512 / 22911544 = 2,6 лет

Сведем полученные данные в таблицу 2 и сделаем выводы.

Таблица 2. Оценка результатов финансовых показателей рентабельности предприятия ООО “****”

Показатель Нормативное значение

Результат

Вывод
Начало года Конец года
Коэффициент рентабельности продаж (%)

-

0, 15

0,17

Значения данного коэффициента показывают, что предприятие низкорентабельно
Коэффициент общей рентабельности отчетного периода (%)

0,17

0,16

Коэффициент рентабельности собственного капитала (%) От 10 до 12

0,4

0,4

Предприятию ООО “****” необходимо нарастить доходность собственного капитала
Коэффициент экономической рентабельности (%)

>0

0,3

0,2

Положительный результат свидетельствует о том, что организация не терпит убытки, а также экономическая рентабельность в норме
Коэффициент рентабельности перманентного капитала (%)

-

0,4

0,4

ООО “****” не эффективно использует капитал, вложенный в деятельность организации на длительный срок
Коэффициент периода окупаемости собственного капитала (число лет)

-

2,7

2,6

Снижение окупаемости свидетельствует о повышении эффективности работы компании

Уровень рентабельности в организации можно увеличить путем осуществления следующих мероприятий:

- увеличить объем реализации продукции, а также улучшить ее качество, ассортимент, дизайн и сервисное обслуживание;

- расширить объемы деятельности, что возможно реализовать с помощью заемных средств;

- производить реализацию продукции путем улучшения политики, отвечающей за сбыт продукции, что приведет к снижению цен на определенную продукцию, а также установление системы скидок;

– снижение себестоимости продукции путем целесообразного использования основных фондов;

- внедрение новых технологий в производство;

- ликвидация неиспользуемого оборудования, сдача оборудования в аренду, лизинг (рис.2).

Рис.2. Мероприятия, направленные на повышение рентабельности

На современном этапе не следует забывать о таком факторе повышения рентабельности, как ресурсосбережение и энергосбережение (рис.3). Это приводит к снижению затрат и повышению прибыли. Достижение успехов в производственной деятельности невозможно без профессиональной подготовки персонала по технологии производства и рационального использования рабочего времени [3].

Рис.3. Факторы повышения рентабельности


Библиографический список
  1. Экономика предприятия: учеб. для студ. / под ред. В. И. Гришина, Я. П. Силина. — М.: Кнорус, 2019. — 472 с.
  2. Быкова, Н. Н. Понятие рентабельности предприятия / Н. Н. Быкова // Молодой ученый. — 2016. — № 29. — С. 372–374.
  3. Поиск резервов и путей повышения рентабельности производства на предприятии: под. ред. М.В.Жилина, Э.Р.Самкова. – Экономический вестник ДонГТИ № 7, 2021.- 15-24 с.

 



Все статьи автора «Орлова Ангелина Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: