Научный руководитель:
Костина Ольга Ивановна, кандидат экономических наук
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Калужский филиал
Пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на все сферы общественной жизни, в частности на экономику.
В марте 2020 года страны одна за другой объявляли локдауны и замораживали работу отраслей, чтобы остановить распространение инфекции. Это обернулось падением экономики во всех странах, столкнувшихся с пандемией. Наиболее болезненный удар получили страны с обширным сектором услуг и большей долей малого и среднего бизнесов, такие как Испания или Италия, зарабатывающие большую часть своего ВВП за счёт туризма. «Коронокризис» побил многие рекордные показатели.
В России за 2020 г. прекратили деятельность 947,5 тыс. индивидуальных предпринимателей и 16,5 тыс. фермерских хозяйств. Из них 68,9% закрылись по собственной инициативе. Больше всего пандемия «убила» представителей малого и среднего бизнесов в Москве – 71 348, меньше всего ликвидировано на Чукотке – 169. Лидерами по закрытию по видам деятельности стали компании в розничной торговле, сферах такси и грузоперевозок.
Налоговая также подвела итоги сложного 2020 года. Пережить его не смогли 964 индивидуальных предприятий (ИП) и крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Это абсолютный рекорд по закрытию малого и среднего бизнеса за последние годы.
По разным причинам в 2020 г. в России закрылось 947,5 тыс. ИП. Самым сложным для бизнеса оказался декабрь, когда прекратили существование 252,3 тыс. ИП, в том числе 105,7 тыс. по собственной инициативе.
Кризис подтолкнул руководство компаний к принятию сложных решений по оптимизации существующих бизнес-моделей, поиску путей сокращения издержек, а также к развитию новых направлений бизнеса. Таким образом, пандемия COVID-19 позволила компаниям заложить фундамент для будущего развития и освоения новых рынков уже после окончания эпидемии. В сложившейся ситуации выигрышную позицию заняло информационное пространство.
В 2020 году онлайн-продажи продемонстрировали устойчивый рост – на 39,6%, в то время как оборот ретейлеров в традиционной рознице упал на 11%. Однако спрос на одежду, обувь и аксессуары в обоих сегментах упал на 4,6% номинально (в реальных ценах падение оказалось еще выше – на уровне 10,9%). Снижение доходов и неуверенность в завтрашнем дне стали основными причинами сокращения трат россиян и активизации стратегии по экономии, что было заметно как для офлайн, так и для онлайн-ретейлеров, работающих с сегментом fashion.
Однако в период локдауна значительно повысился спрос на образовательные услуги. Сфера EdTech пережила взрывной рост, который вызывала самоизоляция во время пандемии коронавируса. Это открыло новые возможности для онлайн-проектов и стартапов. По данным исследования TalentTech, «Нетологии» и EdMarket, в 2019 году рынок онлайн-обучения в мире измерялся $6,5 трлн. Прогноз на 2025-й — $8 трлн, на 2030-й — $10 трлн.
В России в 2019-м рынок составлял ₽38,5 млрд, а к 2023-му может вырасти до ₽60 млрд. Но уже в 2020-м из-за пандемии рост составил рекордные 60%.
По данным РБК, новый рейтинг с выручкой ₽1,5 млрд возглавила онлайн-школа Skyeng, развивающая детское направление Skysmart, а в марте этого года запустившая онлайн-университет навыков и профессий Skypro. В первом квартале 2020 года первое место принадлежало одному из лидеров школьного образования Учи.ру, который теперь переместился на третью строчку рейтинга.который теперь переместился на третью строчку рейтинга.
С третьей на вторую строчку относительно I квартала 2020 года поднялся Skillbox с выручкой за квартал ₽1,4 млрд. Как отметили в компании, в основном на динамику повлиял запуск 98 новых курсов в I квартале 2021-го для удовлетворения спроса на рескиллинг в сторону актуальных цифровых профессий. Суммарно изменение выручки составило более 290% под влиянием короновирусной инфекции.
Также на рынке образования появились новые игроки – вузы. Крупнейшие университеты и институты начали массово выходить на рынок со своими онлайн-программами дополнительного образования. Кроме того, стали развиваться партнерские программы между вузами и онлайн-школами.
Услуги онлайн-образования стали востребованы не только среди учеников школ и вузов.
В 2020 году число работников, обучающихся по личной инициативе в онлайне, увеличилось в четыре раза, а количество работодателей, предоставляющих эту возможность — в пять раз. При этом наметились совершенно разные образовательные стратегии: работающие по найму предпочитают курсы личностного развития, а безработные были заинтересованы в получении знаний в области анализа данных, компьютерных наук, информационных технологий и бизнес индустрии.
Школы, обучающие бизнесу, оказались на втором месте по росту суммарной выручки — в I квартале 2021 года они заработали почти ₽1 млрд. Наибольший вклад внес Like Центр, оказавшийся на пятом месте топ-80 с результатом ₽564,9 млн (с учетом сети франчайзи). Также лидером по темпу роста стала московская школа управления Сколково, увеличившая выручку на два порядка — с ₽1,6 млн до ₽149 млн. Если сопоставлять этот показатель с выручкой от онлайна бизнес-школы за весь прошлый год, то первый квартал 2021 года принес ей более четверти (26,7%) от всего прошлогоднего дохода. Рост связан, в первую очередь, с эффектом низкой базы: в I квартале прошлого года у Школы была всего одна открытая комплексная онлайн-программа, которую прошли 58 студентов. Сейчас выручку формируют 12 очных программ и 18 корпоративных онлайн-программ, у которых более 2,5 тыс. слушателей. С начала 2021 года бизнес-школа запустила еще четыре новые программы. По словам представителей сегмента бизнес-образования, наибольшим спросом сейчас пользуются узкоспециализированные и краткосрочные курсы для предпринимателей. «Мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА, в сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — подтверждают в City Business School. В основном клиентов интересуют темы, связанные с удаленной работой, управлением командами и перенастройкой бизнес-процессов в условиях текущих изменений. Ожидается, что все эти направления будут популярны еще долго.
Сегмент EdTech вырос быстрее относительно других из-за вынужденного перехода на онлайн-сервисы из-за введённых карантинных мер и самоизоляции.
В онлайн-образовании постепенно усиливается тренд на персонализацию обучения, более глубокие внедрения технологий позволят сделать качественный рывок в IT-индустрии. Образование станет интерактивнее благодаря широкому применению VR и AR-технологий, доля которых в EdTech вырастет до $6,3 млрд к 2022 году. В итоге онлайн-формат перестанут рассматривать как вынужденную альтернативу.
Если раньше многие считали, что индустрия онлайна победит офлайн, то сейчас, наоборот, границы противостояния форматов сходят на нет. Многие представители компаний хотят добиться отсутствия разделения на офлайн и онлайн, очное и заочное, тренажеры и лекции и привести сферу к коллаборации между разными институциями. В нынешнее время офлайн и онлайн являются важным дополнением друг к другу.
Однако в Интернет-сфере есть значительное преимущество – отсутствие авторитетов. В отличие от офлайн индустрии, онлайн пока не имеет ярко выраженных монополистов. Маркетплейсы и социальные сети позволяют в кратчайший период выйти предпринимателю со своими товарами и услугами на рынок.
Онлайн-индустрия растёт в арифметической прогрессии и за полгода может достичь рекордных показателей в нише.
Рост интернет-торговли подтверждают и крупные ритейлеры. Так, оборот Wildberries в первом квартале 2021 года по сравнению с прошлым годом вырос на 79%, составив 134,7 млрд руб., сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе компании. Самый высокий рост был зафиксирован в категориях: товары для здоровья (+258%), продукты питания (+228%), спортивные товары (+191%), для дома и дачи (+172%), косметика (+126%). Количество заказов выросло на 108%, до 126,5 млн.
В 2020 году за счет интернет-торговли российский бюджет получил дополнительно 80 млрд руб. в виде налогов (без учета НДС) и около 2 млрд руб. в виде таможенных платежей, сообщила ассоциация.
Кроме того, развитие онлайн-ритейла повысило спрос на рабочую силу: за последний год появилось более 100 тыс. новых рабочих мест.
Многие потребители получили дополнительный опыт в плане удобства и постоянного совершенствования технологий онлайн-заказов продуктов питания, и здесь основную роль играет не сам локдаун, а новая привычка в отношении подобных покупок.
Но несмотря на снятие ограничений, онлайн-индустрия не понижает темп развития. В период локдауна общество изменило отношение к образованию, покупкам и услугам. Пробный период пользования, бесплатные подписки и безопасные доставки прямо до квартиры значительно повысили лояльность аудитории. Отсутствие возможности очного обучения и посещения офлайн-мероприятий, а также отсутствие привычного посещения торговых центов, спортивных залов, поставили людей в безвыходное положение и вызвали массовое использование интернет-сервисов. Особенно это увеличило процент использования онлайн-сервисов среди аудитории старше 45 лет.
Короновирус показал безопасность, доступность и многогранность интернет-сервисов и увеличил спрос на продукцию. Пандемия помогла российским компаниям начать перестройку организации бизнеса в сторону цифровизации. Подобные процессы будут иметь долгосрочные последствия и не остановятся после окончания пандемии COVID-19.
Библиографический список
- Айдарханов М. Основы экономической теории. Учебник. М.: Фолиант. 2017. 432 с.
-
Борисов Е. Ф., Петров А. А., Березкина Т. Е. Экономика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2020. 272 с.
-
Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт. 2019. 242 с.
-
Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я., Нуреев Р. М. Экономика общественного сектора (новая теория). Учебник. М.: Инфра-М, РИОР. 2016. 440 с.
-
Дерен В. И., Дерен А. В. Экономика и международный бизнес. Учебник и практикум для магистратуры. М.: Юрайт. 2019. 298 с.
-
Авдеева В.И., Губернаторова Н.Н., Костина О.И., Финансовый менеджмент. Учебник для бакалавров. М.: Кнорус, 2019. 428с.
Статья освещает актуальную для нашего времени тему. Автор анализирует множество фактов, статистических данных. К сожалению, не расставлены ссылки в тексте на приводимую аналитику.