В научной литературе продолжается полемика об алгоритмах, методах, моделях и инструментах разработки стратегии развития муниципального образования, а универсальных методик разработки стратегии не выработано. Каждое муниципальное образование имеет право на свой собственный подход к стратегическому управлению, вместе с этим оно может самостоятельно определять формат и содержание самой стратегии, однако является необходимым включение в этот документ общих подходов к содержанию.
В любом случае процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования должен основываться на нормативно-правовых актах и начинаться с анализа итогов развития муниципального образования за предыдущие периоды времени.
По итогам анализа развития муниципального образования за предыдущие периоды времени выявляются недостатки, основные проблемы и разрабатываются мероприятия по решению данных проблем, которые оформляются документально в виде нормативно-правовых актов муниципального образования, целевых программ, решений, распоряжений и т.д.
При разработке стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа были изучены и учтены основные аспекты муниципального образования. Были оценены сильные и слабые стороны Пышминского городского округа, их финансовая самостоятельность. Оценены возможности развития при благоприятных и пессимистичных прогнозах.
Пышминский городской округ расположен в юго-восточной части Свердловской области, его площадь составляет 1899 кв.км. Площадь земель сельскохозяйственного назначения – 98,4 тыс. га.
На территории городского округа расположено 44 населенных пункта, в которых по состоянию на 01.01.2017 года проживало 19667 человек. Административный центр района – рабочий поселок Пышма. Численность населения, проживающего в районном центре – 9711 человек, в сельских населенных пунктах – 9956 человек.
Пышминский городской округ является преимущественно сельскохозяйственным муниципальным образованием, с незначительным развитием промышленного производства. Аграрный сектор в 2019 году представлен 6 коллективными и 2 крестьянскими хозяйствами. Ведущими отраслями промышленности являются «машиностроение» и «добыча полезных ископаемых». Промышленность района в настоящий момент представлена 3 основными, относительно стабильно работающими предприятиями, производственные мощности которых располагаются на территории муниципалитета. Перспективной отраслью является «легкая промышленность». Основными ресурсами муниципального образования являются пахотные земли и месторождения строительных песков. В городском округе имеются гидроминеральные ресурсы, а также несколько месторождений глины и торфа.
В целом, анализ основных показателей социально-экономического развития Пышминского городского округа в период 2017-2019 гг. свидетельствует о положительной динамике по большинству из них, хотя по отдельным показателям имели место спады, как в социальной, так и в экономической сферах.
Процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в Российской Федерации регулируется нормативно-правовыми актами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В соответствии с 172-ФЗ от 28.06.2014 «О Стратегическом планировании в Российской Федерации» администрацией Пышминского городского округа принят ряд внутренних документов, регламентирующих разработку, принятие и реализацию стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа. Полномочия Пышминского городского округа в части разработки, утверждении и реализации документов стратегического планирования выполнены в полной мере.
Документы, принятые и внедренные администрацией Пышминского городского округа в стратегическом планировании Пышминского городского округа, носят координационный характер стратегического управления и бюджетной политики.
Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа до 2030 г. является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Пышминского городского округа, определяющим долгосрочное социально-экономическое развитие муниципального образования, стратегические и приоритетные направления, задачи развития городского округа, основные механизмы решения задач и соответствующие им целевые показатели.
На основе Стратегии осуществляется процесс муниципального управления, а именно:
- среднесрочное и долгосрочное планирование социально-экономического развития Пышминского городского округа;
- документы территориального планирования, программы развития коммунальной инфраструктуры и другие программные документы развития Пышминского городского округа, разрабатываемые и реализуемые в координации со Стратегией;
- организация деятельности администрации городского округа и ее подразделений осуществляется с учетом стратегической цели, стратегических и приоритетных направлений, задач и целевых показателей реализации Стратегии.
Главной целью социально-экономического развития Пышминского городского округа является достижение муниципальным образованием к 2030 году следующего качественного состояния – привлекательная территория для жизни и развития человека, предоставляющая своим жителям сопоставимые с региональным уровнем возможности для обучения, работы, продуктивного и здорового долголетия, конкурентоспособный в региональной экономике, с развитым аграрным сектором и промышленным производством, инженерной инфраструктурой муниципалитет.
В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделено 8 приоритетных направлений социально-экономического развития Пышминского городского округа.
Главная цель стратегии объединяет три стратегические цели, соответствующие выделенным приоритетам:
-новое качество жизни – создание наиболее конкурентоспособных условий накопления и сохранения человеческого потенциала;
- развития наиболее конкурентоспособных на региональном уровне экономических компетенций Пышминского городского округа;
- территория устойчивого социально-экономического развития – создание условий для сбалансированного развития территорий Пышминского городского округа, обеспечивающих потребности человеческого экономического развития современной инфраструктуре.
Для реализации целей под каждое направление разработаны программы по реализации данных целей и задач. Разработанные программы для реализации задач по развитию социально экономического развития городского округа включают в себя проекты для решения конкретных задач для развития городского округа.
Утверждено положение об организации проектной деятельности в Пышминском городском округе, утвержден Порядок формирования и деятельности проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики Пышминского городского округа, утверждены составы проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики Пышминского городского округа, назначены ответственные должностные лица за организацию проектной деятельности.
На сайте Пышминского городского округа создан раздел «Проектная деятельность», в котором размещены НПА, а также представлена информация о структуре органов управления проектной деятельностью, составы Совета стратегического развития, Проектного офиса, проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики.
В целях информирования населения Пышминского городского округа о ходе реализации проектной деятельности в Пышминском городском округе ежеквартально утверждается график размещения информации о ходе реализации проектной деятельности в средствах массой информации.
Уже сегодня в рамках проектной деятельности администрацией Пышминского городского округа реализуется ряд важнейших для района муниципальных проектов. Основные проекты по развитию городского округа находятся под личным контролем главы Пышминского городского округа, и это дает положительный результат по их реализации.
При разработке стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа выявлены следующие проблемные аспекты:
отсутствие в структуре администрации Пышминского городского округа отдела, занимающегося профильным стратегическим планированием;
трудности при обсуждении с общественностью и экспертными советами стратегии в связи с большим количеством профильных и узких терминов, сложных для восприятия обывателю.
Одним из важных этапов разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа является определение механизмов ее реализации.
Особенность механизма реализации стратегии социально-экономического развития МО Пышминский городской округ – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации. Для муниципального образования ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся:
- сокращением общей численности населения и численности занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса;
- растущей напряженностью в сфере обеспеченности квалифицированными кадрами;
- недостаточным качеством и доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.
Мероприятия Стратегии при прочих равных условиях пользуются приоритетом при планировании расходов местного бюджета, привлечении федеральных и областных ресурсов. Кроме того, включение в Стратегию определенных проектов служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.
Для эффективной реализации стратегических инвестиционных проектов предполагается активное сотрудничество администрации Пышминского городского округа с хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти Свердловской области.
Финансирование реализации Стратегии будет обеспечиваться за счет средств бюджета Пышминского городского округа, привлечения на согласованных условиях средств федерального и областного бюджета, в рамках реализации федеральных и областных программ, а также за счет внебюджетных источников (средств частных инвесторов, кредиторов, населения).
Объем ресурсов, требуемый для реализации Стратегии в соответствующем периоде, рассчитывается в процессе бюджетного планирования, путем расчета затрат на реализацию программ, проектов и других мероприятий Стратегии, распределения их по источникам финансирования, а также на основе заключенных соглашений, договоров и контрактов с участниками реализации мероприятий Стратегии.
В целях анализа результативности и эффективности реализации Стратегии будут проводиться мониторинг и оценка реализации Стратегии по итогам завершения соответствующего этапа реализации Стратегии и реализации Стратегии в целом, в том числе степени достижения целевых показателей Стратегии.
По итогам мониторинга принимаются решения по корректировке выполнения плановых мероприятий, с целью повышения их эффективности с точки зрения достижения долгосрочных стратегических целей развития городского округа. Изменения и дополнения в Стратегию утверждаются в установленном порядке решением Думы Пышминского городского округа не чаще 1 раз в 5 лет.
В последние годы в МО Пышминский городской округ были достигнуты положительные изменения в социально-экономическом развитии, улучшаются значения показателей состояния инфраструктуры, состояния экономики округа.
Но остается широкий спектр нерешенных проблем в социально-экономическом развитии МО Пышминский городской округ, для решения которых и улучшения процесса управления территорией необходимы мероприятия в сфере повышения эффективности механизма реализации стратегии социально-экономического развития МО Пышминский городской округ.
Библиографический список
- О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
- Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа Свердловской области до 2030 года. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=wY9TqpUNu0Nb1gEcL3yTMmqtLRF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vaSsxN3lyMlpMbHJsRUdSR0I1VGRZdTZLMWNPU09tclRPWU5aalBrNG5aL2tkcEZDc0JObVAvOERQU0xZQUo4TnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PTov0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsInRpdGxlIjoi0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjE1NDg2NjQ2MzQwLCJ5dSI6IjcyMjA1Nzk4MjE2MDQ4MjI4MzIifQ%3D%3D