АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕГО ОПЫТА ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА (НА ПРИМЕРЕ ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)

Соколов Виктор Васильевич
Уральский государственный экономический университет
студент

Аннотация
Разработка и реализация Стратегии социально-экономического развития муниципального образования является важнейшей задачей, стоящей перед органами власти.
Несмотря на актуальность темы, единые методики и правила разработки стратегий социально-экономического развития муниципальных образований отсутствуют.
Необходима разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизма повышения эффективности разработки и реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
В статье рассмотрен опыт по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Соколов В.В. Анализ сложившего опыта по разработке и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа (на примере Пышминского городского округа) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17251 (дата обращения: 22.06.2024).

В научной литературе продолжается полемика об алгоритмах, методах, моделях и инструментах разработки стратегии развития муниципального образования, а универсальных методик разработки стратегии не выработано. Каждое муниципальное образование имеет право на свой собственный подход к стратегическому управлению, вместе с этим оно может самостоятельно определять формат и содержание самой стратегии, однако является необходимым включение в этот документ общих подходов к содержанию.

В любом случае процесс формирования Стратегии социально-экономического развития муниципального образования должен основываться на нормативно-правовых актах и начинаться с анализа итогов развития муниципального образования за предыдущие периоды времени.

По итогам анализа развития муниципального образования за предыдущие периоды времени выявляются недостатки, основные проблемы и разрабатываются мероприятия по решению данных проблем, которые оформляются документально в виде нормативно-правовых актов муниципального образования, целевых программ, решений, распоряжений и т.д.

При разработке стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа были изучены и учтены основные аспекты муниципального образования. Были оценены сильные и слабые стороны Пышминского городского округа, их финансовая самостоятельность. Оценены возможности развития при благоприятных и пессимистичных прогнозах.

Пышминский городской округ расположен в юго-восточной части Свердловской области, его площадь составляет 1899 кв.км. Площадь земель сельскохозяйственного назначения – 98,4 тыс. га.

На территории городского округа расположено 44 населенных пункта, в которых по состоянию на 01.01.2017 года проживало 19667 человек. Административный центр района – рабочий поселок Пышма. Численность населения, проживающего в районном центре – 9711 человек, в сельских населенных пунктах – 9956 человек.

Пышминский городской округ является преимущественно сельскохозяйственным муниципальным образованием, с незначительным развитием промышленного производства. Аграрный сектор в 2019 году представлен 6 коллективными и 2 крестьянскими хозяйствами. Ведущими отраслями промышленности являются «машиностроение» и «добыча полезных ископаемых». Промышленность района в настоящий момент представлена 3 основными, относительно стабильно работающими предприятиями, производственные мощности которых располагаются на территории муниципалитета. Перспективной отраслью является «легкая промышленность». Основными ресурсами муниципального образования являются пахотные земли и месторождения строительных песков. В городском округе имеются гидроминеральные ресурсы, а также несколько месторождений глины и торфа.

В целом, анализ основных показателей социально-экономического развития Пышминского городского округа в период 2017-2019 гг. свидетельствует о положительной динамике по большинству из них, хотя по отдельным показателям имели место спады, как в социальной, так и в экономической сферах.

Процесс разработки Стратегии социально-экономического развития муниципального образования в Российской Федерации регулируется нормативно-правовыми актами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии с 172-ФЗ от 28.06.2014 «О Стратегическом планировании в Российской Федерации» администрацией Пышминского городского округа принят ряд внутренних документов, регламентирующих разработку, принятие и реализацию стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа. Полномочия Пышминского городского округа в части разработки, утверждении и реализации документов стратегического планирования выполнены в полной мере.

Документы, принятые и внедренные администрацией Пышминского городского округа в стратегическом планировании Пышминского городского округа, носят координационный характер стратегического управления и бюджетной политики.

Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа до 2030 г. является одним из основополагающих документов системы стратегического планирования Пышминского городского округа, определяющим долгосрочное социально-экономическое развитие муниципального образования, стратегические и приоритетные направления, задачи развития городского округа, основные механизмы решения задач и соответствующие им целевые показатели.

На основе Стратегии осуществляется процесс муниципального управления, а именно:

- среднесрочное и долгосрочное планирование социально-экономического развития Пышминского городского округа;

- документы территориального планирования, программы развития коммунальной инфраструктуры и другие программные документы развития Пышминского городского округа, разрабатываемые и реализуемые в координации со Стратегией;

- организация деятельности администрации городского округа и ее подразделений осуществляется с учетом стратегической цели, стратегических и приоритетных направлений, задач и целевых показателей реализации Стратегии.

Главной целью социально-экономического развития Пышминского городского округа является достижение муниципальным образованием к 2030 году следующего качественного состояния – привлекательная территория для жизни и развития человека, предоставляющая своим жителям сопоставимые с региональным уровнем возможности для обучения, работы, продуктивного и здорового долголетия, конкурентоспособный в региональной экономике, с развитым аграрным сектором и промышленным производством, инженерной инфраструктурой муниципалитет.

В условиях существующей экономической ситуации, с учетом имеющихся ресурсов для реализации Стратегии, выделено 8 приоритетных направлений социально-экономического развития Пышминского городского округа.

Главная цель стратегии объединяет три стратегические цели, соответствующие выделенным приоритетам:

-новое качество жизни – создание наиболее конкурентоспособных условий накопления и сохранения человеческого потенциала;

- развития наиболее конкурентоспособных на региональном уровне экономических компетенций Пышминского городского округа;

- территория устойчивого социально-экономического развития – создание условий для сбалансированного развития территорий Пышминского городского округа, обеспечивающих потребности человеческого экономического развития современной инфраструктуре.

Для реализации целей под каждое направление разработаны программы по реализации данных целей и задач. Разработанные программы для реализации задач по развитию социально экономического развития городского округа включают в себя проекты для решения конкретных задач для развития городского округа.

Утверждено положение об организации проектной деятельности в Пышминском городском округе, утвержден Порядок формирования и деятельности проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики Пышминского городского округа, утверждены составы проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики Пышминского городского округа, назначены ответственные должностные лица за организацию проектной деятельности.

На сайте Пышминского городского округа создан раздел «Проектная деятельность», в котором размещены НПА, а также представлена информация о структуре органов управления проектной деятельностью, составы Совета стратегического развития, Проектного офиса, проектных комитетов по направлениям социально-экономической политики.

В целях информирования населения Пышминского городского округа о ходе реализации проектной деятельности в Пышминском городском округе ежеквартально утверждается график размещения информации о ходе реализации проектной деятельности в средствах массой информации.

Уже сегодня в рамках проектной деятельности администрацией Пышминского городского округа реализуется ряд важнейших для района муниципальных проектов. Основные проекты по развитию городского округа находятся под личным контролем главы Пышминского городского округа, и это дает положительный результат по их реализации.

При разработке стратегии социально-экономического развития Пышминского городского округа выявлены следующие проблемные аспекты:

отсутствие в структуре администрации Пышминского городского округа отдела, занимающегося профильным стратегическим планированием;

трудности при обсуждении с общественностью и экспертными советами стратегии в связи с большим количеством профильных и узких терминов, сложных для восприятия обывателю.

Одним из важных этапов разработки и реализации стратегии социально-экономического развития городского округа является определение механизмов ее реализации.

Особенность механизма реализации стратегии социально-экономического развития МО Пышминский городской округ – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Уровень конкурентоспособности современной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации. Для муниципального образования ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, характеризующихся:

- сокращением общей численности населения и численности занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса;

- растущей напряженностью в сфере обеспеченности квалифицированными кадрами;

- недостаточным качеством и доступностью социальных услуг в сферах здравоохранения и образования.

Мероприятия Стратегии при прочих равных условиях пользуются приоритетом при планировании расходов местного бюджета, привлечении федеральных и областных ресурсов. Кроме того, включение в Стратегию определенных проектов служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

Для эффективной реализации стратегических инвестиционных проектов предполагается активное сотрудничество администрации Пышминского городского округа с хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти Свердловской области.

Финансирование реализации Стратегии будет обеспечиваться за счет средств бюджета Пышминского городского округа, привлечения на согласованных условиях средств федерального и областного бюджета, в рамках реализации федеральных и областных программ, а также за счет внебюджетных источников (средств частных инвесторов, кредиторов, населения).

Объем ресурсов, требуемый для реализации Стратегии в соответствующем периоде, рассчитывается в процессе бюджетного планирования, путем расчета затрат на реализацию программ, проектов и других мероприятий Стратегии, распределения их по источникам финансирования, а также на основе заключенных соглашений, договоров и контрактов с участниками реализации мероприятий Стратегии.

В целях анализа результативности и эффективности реализации Стратегии будут проводиться мониторинг и оценка реализации Стратегии по итогам завершения соответствующего этапа реализации Стратегии и реализации Стратегии в целом, в том числе степени достижения целевых показателей Стратегии.

По итогам мониторинга принимаются решения по корректировке выполнения плановых мероприятий, с целью повышения их эффективности с точки зрения достижения долгосрочных стратегических целей развития городского округа. Изменения и дополнения в Стратегию утверждаются в установленном порядке решением Думы Пышминского городского округа не чаще 1 раз в 5 лет.

В последние годы в МО Пышминский городской округ были достигнуты положительные изменения в социально-экономическом развитии, улучшаются значения показателей состояния инфраструктуры, состояния экономики округа.

Но остается широкий спектр нерешенных проблем в социально-экономическом развитии МО Пышминский городской округ, для решения которых и улучшения процесса управления территорией необходимы мероприятия в сфере повышения эффективности механизма реализации стратегии социально-экономического развития МО Пышминский городской округ.


Библиографический список
  1. О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 20.07.1995 г. № 15-ФЗ с изменениями от 08.09.2000 г. // Собрание Законодательства РФ. – № 30.
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ.
  3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.
  4. Стратегия социально-экономического развития Пышминского городского округа Свердловской области до 2030 года. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=wY9TqpUNu0Nb1gEcL3yTMmqtLRF7InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vaSsxN3lyMlpMbHJsRUdSR0I1VGRZdTZLMWNPU09tclRPWU5aalBrNG5aL2tkcEZDc0JObVAvOERQU0xZQUo4TnEvSjZicG1SeU9Kb25UM1ZvWG5EYWc9PTov0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsInRpdGxlIjoi0KHRgtGA0LDRgtC10LPQuNGPLnppcCIsIm5vaWZyYW1lIjpmYWxzZSwidWlkIjoiMCIsInRzIjoxNjE1NDg2NjQ2MzQwLCJ5dSI6IjcyMjA1Nzk4MjE2MDQ4MjI4MzIifQ%3D%3D

 



Все статьи автора «Соколов Павел Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: