СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА

Вьюков Александр Анатольевич
Уральский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Статья посвящена анализу мер государственной и региональной поддержки малого и среднего предпринимательства на примере Свердловской области. По результатам исследования отмечается, что особое значение в деле поддержки предпринимательства необходимо уделять на региональном уровне.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Вьюков А.А. Состояние малого предпринимательства: региональная специфика // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2021. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2021/12/17191 (дата обращения: 12.06.2024).

Актуальность исследования развития малого бизнеса в региональном измерении обусловлена существенным влиянием предпринимательства на экономику территорий, а также все возрастающим социальным значением для населения.

Следует отметить, что переход российской экономики на рыночные рельсы ознаменовал начало эры самостоятельного принятия решений на уровне территорий, в том числе в сфере развития предпринимательской деятельности.

В данном исследовании регион позиционируется в формально-юридическом смысле, т.е. как субъект Российской Федерации, что обуславливает учет федерально установленных императивов развития малого и среднего предпринимательства в рамках стратегических документов, а также каскадирование данных императивов на уровень региона и территории.

Опираясь на заданные рамки исследования, отмети, что в настоящее время развитию малого и среднего предпринимательства уделяется большое внимание, оно интерпретируется как один из сановных инструментов развития экономики как на национальном, так и на региональном уровне.

Значение, которое придается анализируемому сектору экономики обусловлено следующими характеристиками:

Гибкость и адаптивность к меняющимся условиям;

Наличие инициативности, активная позиция акторов предпринимательской деятельности;

Социальная значимость, реализующаяся в создании новых рабочих мест и самозанятости населения.

В настоящее время государство разработало целый спектр механизмов поддержки малого предпринимательства, в ряду наиболее значимых можно назвать следующие.

Прежде всего необходимо обратиться к созданным федеральными органами власти структурам по поддержке бизнеса. В этой категории наиболее значимым на сегодняшний день является Федеральное государственное автономное учреждение «Фонд развития промышленности», основанное в 2014 г. для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ путем преобразования Российского фонда технологического развития [5].

Еще одним инструментом развития малого бизнеса можно назвать Фонд развития моногородов, созданный также в 2014 г., с миссией содействия в развитии инфраструктуры и диверсификации экономики моногородов с целью стабилизации их социально-демографического и экономического статуса. Основная цель проекта — реализация инфраструктурных и инвестиционных проектов за счет привлеченных инвестиций [6].

К важнейшим мероприятиям по активизации предпринимательской деятельности следует отнести запуск механизма проектного финансирования [4].

В непростых экономических условиях, когда доступ к кредитным ресурсам для малого бизнеса фактически ограничен, заемщик, представивший качественные инвестиционные проекты, сможет получать средства по фиксированной ставке. Для улучшения инвестиционного климата реализуются мероприятия 11 «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы в различных сферах экономики, в том числе в сфере доступа малого бизнеса к закупкам и налогового администрирования [2].

Также следует обратить внимание, что государство запустила широкий спектр цифровых ресурсов для предпринимателей, в частности, в рамках «МФЦ для бизнеса» представляет особый интерес бесплатный сервис помощи предпринимателям «Бизнес-навигатор МСП», который предлагает инструменты поиска рыночной ниши для организации бизнеса. И также помогает найти информацию о конкурентах, подобрать объекты недвижимости для бизнеса, составить бизнес-план, найти меры по поддержке предпринимательства [3].

В то же время, практически во всех субъектах Российской Федерации разработаны и действуют соответствующие стратегии социально-экономического развития регионов, включающие направления развития малого и среднего предпринимательства. Следует отметить, что рамках стратегирования территорий, предпринимательство представляет собой социально-экономическую систему, включенную во все общественные отношения регионального развития.

Почеркнем, что в настоящее время действия региональный и муниципальных властей в значительной степени способны повлиять на развитие данной системы.

В частности, следует отметить, что в Свердловской области принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года, включающая в качестве ключевого ориентира совершенствование отраслевой структуры МСП с планомерным увеличением к 2035 году доли промышленного и высокотехнологичного информационного секторов экономики, а также сферы услуг при одновременном сокращении удельного веса количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере торговли.

Стабильно положительных тенденций развития МСП в Свердловской области удалось достичь благодаря последовательной реализации бизнес-ориентированной региональной политики, которая позволила создать разветвленную инфраструктуру организаций поддержки предпринимательства.

Основу многоуровневой инфраструктуры поддержки МСП составляет Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, созданный в 2002 году.

На базе Фонда действуют региональная гарантийная организация, региональная микрофинансовая организация, центр координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области (далее – международный центр), центр поддержки предпринимательства, центр инноваций социальной сферы, центр кластерного развития. Банками – партнерами Фонда выступают 42 финансово-кредитные организации и пять иных организаций, финансирующих субъекты МСП [1].

Таким образом, следует констатировать, что в Свердловская область, имея достаточно развитую сеть малых предприятий, уделяет достаточное внимание сохранению и развитию социально-экономической системы малого и среднего предпринимательства на территории.


Библиографический список
  1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года: Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 N 515-ПП [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW071;n=256929#6naA8nSOQSK3QeGz
  2. Ищенко Т. Л., Павлив А. И. Сущность малого предпринимательства в оценке эффективности развития региона //Бизнес. Образование. Право. – 2021. – №. 2. – С. 146-150.
  3. Пчелинова А. А., Юденко М. Н. Влияние цифровой экономики на развитие малого бизнеса в Санкт-Петербурге //Весенние дни науки.—Екатеринбург, 2021. – 2021. – С. 959-962.
  4. Чеснокова В. А., Гагай И. В. Проблемы оказания финансовой государственной поддержки малому и среднему бизнесу // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. Т. 1. № 3. С. 171—173.
  5. Фонд развития промышленности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://frprf.ru/o-fonde. 14. Фонд развития моногородов. URL: http://www.frmrus.ru/?page_id=2.
  6. Российский фонд прямых инвестиций. Общая информация. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://rdif.ru/About.


Все статьи автора «kafedranacha»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: