Следует подчеркнуть, что развитие физкультуры и спорта в настоящее время входит в ряд стратегически важных задач, реализуемых в России не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях.
Стратегическому планированию развития физкультуры и спорта на региональном уровне уделяется достаточное внимание. В частности, в Свердловской области приняты:
- Стратегия развития физической культуры и спорта Свердловской области на период до 2035 года;
- Государственная программа Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года;
- Региональный проект «Спорт – норма жизни», реализующийся в рамках национального проекта «Демография»;
Кроме того, к механизмам реализации указанной Стратегии относится реализация мероприятий проектов «Займись спортом! Навстречу комплексу ГТО», «Спорт для всех (общедоступность спортивных объектов)» и «Workout. Фитнес-зал во дворе» программы «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017–2021 годы и др.
Таким образом, стратегическое планирование развития физкультуры и спорта является многоплановым и погруженным в многочисленные смежные разноотраслевые проекты и программы.
Следует отметить, что финансирование физкультуры и спорта увеличивается, в частности, 14 октября 2021 года Постановлением Правительства Свердловской области N 675-ПП внесены изменения в государственную программу Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта в Свердловской области до 2024 года», утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП, которыми объемы финансирования увеличены начиная с текущего 2021 года.
Следует отметить, что ретроспективно эффективность государственного федерального и регионального управления в анализируемой сфере подтверждается статистическими данными, в частности, доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Свердловской области за десять лет выросла более чем в два раза (рисунок 1).
Рисунок 1 – Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Свердловской области, 2019 год [3]
Более того, Свердловская область находится в ряду регионов – лидеров по численности населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом (рисунок 2).
Рисунок 2 – Численность населения, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом, в возрасте от 3 до 79 лет, 2019 год, тыс. человек [3]
Очевидно, что эффективность развития анализируемой сферы во многом зависит от масштабов финансирования, уровень которых в настоящее время не достаточен [2]. Анализ научной литературы и статистических данных показывает, что, не смотря на существующие риски, формируемые пандемией коронавируса и общим снижением поступательного развития экономики многие регионы, сохраняют и даже увеличивают статьи расходов на физкультуру и спорт [1]. Значение, которое придают регионы данной сфере обусловлено тем, что она является гарантом и механизмов не только здоровья населения, но и качества жизни граждан. Более того, социально-экономическая система физкультуры и спорта как отрасль национальной экономики сама вносит вклад в экономику страны за счет спортивных мероприятий, за счет осуществления коммерческой деятельности в спорте и реализации иных направлений, обеспечивая мультипликативный эффект.
Библиографический список
-
Богаревич Н.О. Роль и значение физической культуры и спорта в экономике // Бухгалтерский учет и анализ. 2020. № 11 (287). С. 9-11.
-
Тельных Д. А. О важности увеличения финансирования для развития физической культуры и спорта в регионах ЦФО //Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – Т. 10. – №. 1 (34). – С. 318-321.
-
Региональный проект «Спорт – норма жизни» национального проекта
-
«Демография» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsport.egov66.ru/tmp_file/file_5eda2c59a681c.pdf