Анализируя ресурсы и результаты деятельности рассматриваемого машиностроительного предприятия можно сделать следующие выводы:
- незначительное снижение многих показателей за 2017 год показывает необходимость повышения эффективности использования всех ресурсов предприятия;
- показатели производства говорят об эффективном использовании имеющегося на предприятии оборудования;
- на данном этапе развития предприятия возможно повысить эффективность использования трудовых ресурсов, в том числе и за счет более эффективной оценки кадрового потенциала.
Основная проблема повышения эффективности использования трудовых ресурсов заключается в сложности проведения объективной оценки имеющегося на предприятии кадрового потенциала.
Для разработки мероприятий по повышению эффективности использования кадрового потенциала необходимо выбрать часть персонала деятельность которой требует оценки и систематизации.
Остановим своё внимание на студентах Базовой кафедры, работающих в технологическом бюро слесарно-сборочных работ по изделиям специальной техники технологического отдела. Данное структурное подразделение разрабатывает технологические процессы на сборку, отладку, испытания, окраску и упаковку изделий для оборудования атомных электростанций, министерства обороны и космической промышленности, которое составляет основную часть портфеля заказов предприятия.
С увеличением количества изготавливаемого оборудования стало увеличиваться и количество студентов, работающих в подразделении. Большинство выпускников данного проекта становятся ведущими специалистами и руководителями, определяющими дальнейшее развитие предприятия, поэтому в процессе обучения необходимо достоверно оценивать их деятельность и способности. Для этого на заводе в 2017 было разработано и утверждено положение «Об организации рабочей и учебной деятельности студентов Базовой кафедры «Технология машиностроения».
В процессе работы в 2017-2019 годах были выявлены недостатки данного положения и предложено его изменить. Предложение связано с тем, что в положении не было учтено структурное подразделение ТБССР по ИСТ и рабочая деятельность студентов регламентировалась и оценивалась по разделу для технологического бюро механической обработки по изделиям специальной техники, имеющему похожую специфику, но не учитывающему особенности рабочего процесса ТБССР по ИСТ. Также, в положении все процессы и критерии были описаны в общем, для студентов, независимо от курса обучения и занимаемой должности.
С целью проведения более эффективной оценки работы указанной группы персонала было предложено ввести в положение раздел, регламентирующий деятельность и её оценку студентов базовой кафедры технологии машиностроения в технологическом бюро слесарно-сборочных работ по специальной технике. В разделе должны быть учтены особенности рабочего процесса студентов в данном подразделении и описаны критерии оценки эффективности развития студентов в зависимости от занимаемой должности. Критерии оценки деятельности студентов в зависимости от занимаемой должности, требования к обучающим действиям наставника и нормативная документация, которую необходимо применять в процессе обучения на рабочем месте были сведены в таблицу.
Предлагаемое мероприятие позволит корректно выстраивать рабочий процесс студентов, оценивать деятельность студентов и наставников в рамках института наставничества, действующего на предприятии. Службой директора по персоналу предприятия предложение признано целесообразным. Раздел, регламентирующий деятельность студентов в технологическом бюро слесарно-сборочных работ рекомендован к внедрению в положение «Об организации рабочей и учебной деятельности студентов Базовой кафедры «Технология машиностроения», а градация критериев оценки в соответствии с занимаемой должностью будет распространена на разделы положения, определяющие работу студентов в других подразделениях завода.
Введение предлагаемых изменений в положение позволит оценивать и регламентировать деятельность студентов и наставников не только в технологическом бюро слесарно-сборочных работ по изделиям специальной техники, но и в технологическом бюро слесарно-сборочных работ по общей технике, численность студентов в котором, на настоящее время, составляет 4 человека.
В общей сложности предлагаемое мероприятие отразится на деятельности 8 действующих студентов Базовой кафедры технологии машиностроения и 8 наставников. Внедряемый в положение раздел позволит достоверно оценить перспективы развития и карьерного роста 11% из числа действующих студентов. Анализируя динамику роста поступивших на обучение за последние 3 года и необходимость указанных выше структурных подразделений в квалифицированных кадрах данная цифра увеличится в ближайшие несколько лет.
Оценка развития студентов согласно данному положению (после его корректировки) позволит выявить сотрудников не соответствующих требованиям предприятия, и в случае низкой успеваемости сотрудника в обучении СФ СамГТУ, принять решение об отчислении и увольнении не удовлетворяющей единицы персонала. Это позволит сократить расходы предприятия в размере стоимости обучения 1 студента за 1 год обучения. На настоящее время данные затраты составляют 112 000 рублей. Исходя из оценки динамики развития реализации проекта Базовая кафедра, приведенной в разделе 2, количество ежегодно отчисляемых студентов составляет 3 человека. При таких темпах отчисления экономия предприятия составит в среднем 336 000 рублей в год.
В завершение данного раздела можно сделать вывод о том, что мероприятия по повышению эффективности использования кадрового потенциала предприятия могут заключаться не только в прямых изменениях количества сотрудников или степени их образования, но и в составлении методики оценки деятельности сотрудников, способствующей выявлению потенциала работников либо их несоответствия занимаемой должности. Так же, основным результатом внедрения систем оценки и обучения персонала, будущих руководителей неуклонно ведет к более рациональному и эффективному использованию всего потенциала предприятия в целом.
Библиографический список
- Горемыкин, В.А. Планирование предпринимательской деятельности предприятия/ В.А. Горемыкин, А.Ю. Богомолов. – М.: Инфра-М, 2015. – 214 с.
- Как организовать и оценить работу рекламного отдела [электронный ресурс]. Режим доступа - http://www.advertology.ru/article22553.htm.
- Суханова И.М., Скриптунова Е.А. Комплексная оценка менеджеров по продажам по количественным и качественным показателям // Управление сбытом. – №6. – 2014. – с. 7-12.