АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ НА ГОЗ ПРЕДПРИЯТИЯ НПОА ИМЕНИ АКАДЕМИКА Н.А. СЕМИХАТОВА

Тарасова Дарья Дмитриевна1, Подоляк Ольга Олеговна2
1ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», студент кафедры «Организация машиностроительного производства»
2ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация машиностроительного производства»

Аннотация
В статье рассмотрены ключевые проблемы, связанные с политикой ценообразования на продукцию по государственному оборонному заказу.

Ключевые слова: , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Тарасова Д.Д., Подоляк О.О. Анализ проблем, возникающих при формировании цены на ГОЗ предприятия НПОА имени академика Н.А. Семихатова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2020/01/16956 (дата обращения: 08.10.2024).

Основной целью мероприятий действующей в настоящее время Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика Вооруженных сил и требований нормативных документов. В работе рассмотрены особенности реализации государственного оборонного заказа (ГОЗ), проблемы его исполнения и спрогнозированы их возможные решения.

ГОЗ представляет собой закупки для нужд Российской Федерации в целях обеспечения ее обороны и безопасности, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. Его утверждает Правительство Российской Федерации, сразу после подписания Президентом Российской Федерации закона о федеральном бюджете на очередной год.

Контроль предприятий, осуществляющий ГОЗ, выполняют Военные представительства Министерства обороны. Контроль использования средств, выделяемые на выполнение оборонного заказа, обеспечивается государственным надзором в сфере ГОЗ, который имеют право проводить плановые и внеплановые проверки государственных заказчиков, головных исполнителей. Контролирующие органы проверяют правильность соблюдения законодательства в области ГОЗ, а при выявлении несоответствий обращаются в суд.

Необходимо отметить, что рост ГОЗ в РФ продолжается уже свыше 10 лет. И, несмотря на то, что данные по его структуре на 2016 и 2017 годы пока не раскрываются, пик загрузки предприятий отечественного ОПК, по имеющимся оценкам, приходится на 2017 год. В условиях системного экономического кризиса государство стремится поддержать предприятия ОПК и усиливает антикризисные меры по обеспечению их устойчивой работы. Всего на указанные цели государством до 2020 года выделяются значительные средства – порядка 20 триллионов рублей. Для обеспечения выполнения этой грандиозной задачи предусмотрено также выделение 3 триллионов рублей для переоснащения предприятий ОПК [13].

Отношение к увеличению военных расходов не может быть однозначным. С одной стороны, рост военных расходов означает снижение затрат на инфраструктуру, здравоохранение и другие сферы, контролируемые правительством. В этом смысле рост военных расходов носит негативный характер. С другой стороны, экономическое воздействие военных расходов проявляется в решении проблем занятости, характерных для современного этапа развития мировой экономики. В то же время, утвержденный бюджет РФ предполагает сокращение оборонных расходов в ближайшие три года более чем на четверть [13].

Следует признать, что не всегда удается обеспечить выполнение ГОЗ в полном объеме. Так, например, в 2013 году ГОЗ был выполнен на 93%, в 2014 году – на 96,7%, в 2015 году – на 97,6%, в 2016 году – на 98% [13]. Это связано с объективными причинами, речь о которых пойдет далее. Для обеспечения своевременного исполнения ГОЗ российское военное ведомство усилило контроль за работой предприятий ОПК.

Были определены основные проблемы реализации ГОЗ: неэффективный механизм ценообразования, отсутствие действенной системы формирования кооперации, несостоявшиеся процедуры закупок, сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ, влияние санкций и ограничений в сфере производства ВВСТ, срывы сроков, несоответствующее качество продукции, производимой предприятиями ОПК, и др.

Далее в тексте будет подробно проанализирована только одна проблема из представленного выше списка – неэффективный механизм ценообразования.

Механизм ценообразования в значительной степени предопределяет финансовую политику компании. По мнению Зайцева Н.Л., цена – экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство продукта общественно необходимое рабочее время.

Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами.

Действующее законодательство о бюджетных закупках учитывает специфику ценообразования на ПВН. Так, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ) предусматривает возможность установления иными федеральными законами особенностей размещения государственного оборонного заказа, в том числе и по вопросам определения цены на ПВН. Как следствие, в 2006 г. в п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон о гособоронзаказе 1995 г.) были внесены изменения, согласно которым при размещении ГОЗ определение начальной цены государственного контракта, а также определение цены государственного контракта в случае размещения оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вступивший в силу с 1 января 2014 г. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) также содержит бланкетные нормы, согласно которым особенности определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках ГОЗ, устанавливаются Законом о гособоронзаказе 2012 г. (ч. 21 ст. 22, ч. 3 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, в Законе о гособоронзаказе 2012 г. закреплены специальные правила определения цены на ПВН.

1. Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о гособоронзаказе 2012 г. государственное регулирование цен на продукцию по ГОЗ осуществляется посредством:

1) утверждения перечней продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен;

2) установления правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) применения различных видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию;

5) утверждения методических рекомендаций по расчету цен на продукцию по государственному оборонному заказу при заключении государственных контрактов;

6) определения минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию по государственному оборонному заказу с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, а также с учетом финансовой поддержки, оказываемой государством в целях выполнения государственного оборонного заказа;

7) обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа;

8) государственной регистрации цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

9) ведения реестра цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

10) осуществления государственного контроля за применением цен на продукцию по государственному оборонному заказу при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа;

11) осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.

2. Порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” по государственному регулированию цен в сфере государственного оборонного заказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Стоит отметить что в последние годы позиция занятая предприятиями российского ОПК по вопросу определения цены на продукцию военного назначения стала более проблематичной. В условиях банкротства большинства конкурентов предприятия ОПК стали диктовать государственным заказчикам свои ценовые условия. Перспектива снятия госзаказа перестала пугать производителей ПВН, так как некоторые предприятия ОПК были приватизированы путем преобразования в акционерные общества и стали в дальнейшем диверсифицировать свое производство. Возможность диктата предприятиями ОПК своих условий предопределена высокой степенью монополизированности современного российского рынка вооружения, военной и специальной техники [5]. Для этого рынка характерно наличие максимум двух-трех исполнителей либо одного производителя.

Исключением не стало и предприятие Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова которое зарегистрировано как акционерное общество в 2014 году. Данное предприятие в своей сфере деятельности является монополистом по Свердловской области.

Данное предприятие одно из крупнейших предприятий России в области разработки и изготовления систем управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники, а также системы управления для автоматизации технологических процессов в различных отраслях промышленности.

Предприятие разрабатывает и производит:

  • автоматизированные системы управления технологическими процессами;
  • системы управления для автоматизации объектов энергетики;
  • системы управления для автоматизации объектов горнодобывающей промышленности;
  • системы управления и аппаратуру для автоматизации транспорта;
  • системы управления и аппаратуру для строительства и ЖКХ;
  • аппаратура связи, телемеханики;
  • датчики, микросборки и электрорадиокомпоненты.

Предприятие обеспечивает полный цикл создания продукции: от разработки идеи до изготовления и сервисного обслуживания изделия.

НПОА при планировании цен на ГОЗ сталкивается с определенными проблемами, которые будут описаны ниже.

1. Понуждение к заключению государственных контрактов.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон о гособоронзаказе 2012 г.) ГОЗ обязателен для принятия:

  1. Единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации [2], при условии, что ГОЗ обеспечивает уровень прибыли при расчете цены на поставляемую продукцию по ГОЗ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в отношении определения цены государственного контракта;
  2. Государственными унитарными предприятиями и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по ГОЗ, в случае, если претенденты на участие в торгах на размещение ГОЗ отсутствуют или по результатам проведения указанных торгов не определен головной исполнитель.

В случае понуждения производителя ПВН к заключению государственного контракта государственный заказчик должен определить цену контракта, которая, как минимум, должна покрывать производителю продукции военного назначения все убытки, которые могут быть причинены ему в связи с выполнением государственного контракта (п. 2 ст. 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вышеизложенные обстоятельства позволяют констатировать наличие проблем правового регулирования ценообразования на ПВН, закупаемую как у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и путем проведения торгов. В этой связи требуется повышение эффективности правового регулирования путем установления разумного баланса между интересами государственных заказчиков и производителей ПВН.

2. Цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения

Приступая к рассмотрению проблем правового регулирования ценообразования на ПВН, отметим, что наибольшую критику среди производителей ПВН вызывало общее правило, закрепленное в ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ [4]. Согласно указанному правилу цена государственного контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.

Применение данного правила вызвало резкое снижение на большинстве предприятий ОПК рентабельности производства ПВН, а также потерю производителями ПВН заинтересованности в получении ГОЗ. Использование твердой фиксированной цены при размещении ГОЗ в условиях непредсказуемого роста цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий приводило к тому, что предприятия ОПК были вынуждены учитывать в цене на ПВН финансово-экономические и производственно-технологические риски. В итоге это отражалось на существенном росте конечной цены на ПВН. Предприятия в стремлении снизить эту цену были вынуждены отказаться от создания современных образцов вооружения и техники и использовали старые образцы, иногда лишь дорабатывая их.

Кроме того, представители предприятий ОПК, осуществляющих ремонт военной техники, указывали на невозможность определения точной цены контракта на этапе его заключения, так как для этого требуется полная диагностика поступающей для ремонта техники. Только после полной диагностики можно определить весь комплекс ремонтных работ и их цену [14].

В связи с вышеизложенным предлагалось внести в законодательство изменения, позволяющие государственному заказчику использовать различные модели цен в зависимости от специфики ПВН: лимитные (предельные) цены или цены, возмещающие издержки до установленного предела.

Предложения о закреплении в законодательстве возможности государственного заказчика применять различные модели цен нашли отражение в п. 1 ст. 11 Закона о гособоронзаказе 2012 г. В этом пункте определено, что при заключении контракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяются следующие виды цен на продукцию по ГОЗ:

  • Ориентировочная (уточняемая) цена;
  • Фиксированная цена;
  • Цена, возмещающая издержки.

3. Отсутствие возможности при использовании нефиксированных видов цен расторгнуть государственный контракт, если затраты производителя ПВН превышают определенный предел.

Закон о гособоронзаказе 2012 г. не содержит норм, дающих государственному заказчику возможность при использовании нефиксированных видов цен расторгнуть государственный контракт, если затраты производителя ПВН превысят определенный предел, характеризующий военно-экономическую нецелесообразность дальнейшей реализации мероприятия [10].

Переход к новым моделям цен требует законодательного закрепления обязанности производителя ПВН обеспечить прозрачность использования бюджетных средств. В этих целях государственный заказчик вправе предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта (подп. 2 п. 2 ст. 12 Закона о гособоронзаказе 2012 г.). Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение ГОЗ и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

Заметим, что в Законе о гособоронзаказе 2012 г. отсутствует детальная регламентация порядка ведения головным исполнителем (исполнителем) ГОЗ раздельного учета затрат и установление ответственности за его нарушение. Считаем, что одного лишь требования об обязательности ведения раздельного учета, которое закреплено в подп. 7 п. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе 2012 г., явно недостаточно.

4. Снижение уровня рентабельности.

Так как Правительство Российской Федерации имеет право устанавливать предельный уровень прибыли при расчете начальной цены по государственному оборонному заказу, уровень рентабельности по государственному контракту может отличаться от рентабельности, которую самостоятельно устанавливает организация, выполняющая оборонный заказ, в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности.

Директор Департамента развития оборонно-промышленного комплекса при Министерстве промышленности и торговли РФ Сергей Довгучиц сообщил о том, что ведется интенсивная работа с Минобороны РФ по определению уровня рентабельности продукции ОПК. В настоящее время по ряду причин оборонная промышленность РФ вынуждена заключать контракты с Минобороны практически с нулевым уровнем рентабельности.

МО предложило ограничение рентабельности предприятий по формуле 20+1 (20% для самих предприятий и 1% для их смежников). Данное ограничение в значительной демотивирует развитие кооперации при том, что мировая практика идет к ее значительному расширению. Это говорит о коренном непонимании Минобороны сущности и процессов интеграции в производстве ВиВТ, поскольку при такой формуле фактическая рентабельность предприятий составит всего 4-5%.

5. Изменение цен, вызванное изменением индексов дефляторов.

Данная проблема связана с изменениями значений индексов-дефляторов для каждого отчетного периода отдельно. Стоит отметить, что прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. Индекс должен рассчитываться Госкомстатом России и публиковаться в “Российской газете”.

По сообщениям Госкомстата России индекс -дефлятор равен:

в 2016 г. – 105,9%;

в 2017 г. – 107,7%;

в 2018 г. – 105,5%;

в 2019 г. – 105,4%.


Рис. 1 – Изменение индексов-дефляторов по машиностроительной продукции

Таким образом, представленный период общий индекс дефлятор составил 126,8%, то есть по данным Госкомстата России рост цен на основные средства и иное имущество, приобретаемое предприятиями и организациями, составил 26,8%.

6. Предприятия поставщики для предприятия изготовителя завышают стоимость материалов больше ориентировочной цены.
7. Направление документов в ФАС если цены поставщиков более чем на 5% превышают цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов.

8. Начальная цена контракта не отражает реальную стоимость выпускаемой продукции и фактические производственные возможности организации-исполнителя.

Таким образом, на данный     момент политика, проводимая государством в рамках ГЗ оказывает существенное влияние на развитие отечественного ОПК. Правительству РФ следует разработать методики планирования и калькулирования продукции по ГОЗ.


Библиографический список
  1. Постановление РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465 о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства российской федерации.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 г. N 7
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ (ред. от 29.07.2018) “О государственном оборонном заказе”
  4. Федеральный закон N 44-ФЗ
  5. Архипов Н.Ф., Баханович Д.Н., Лавринов Г.А. Государственное регулирование цен на продукцию оборонного назначения // Военная мысль. 2007. N 12. С. 25.
  6. Головецкий Б.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования производства военной продукции и размещения государственного оборонного заказа. ФГБОУ ВО «Военный университет». Москва.
  7. Топчий П.П. Моделирование мероприятий по оптимизации затрат на предприятиях оборонно-промышленного комплекса как инструмент регулирования на макро- и микроуровне: теоретические и практические аспекты. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Москва.
  8. Афонина О.А. Влияние способов формирования стоимости выпускаемой продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса на методы учета по российским и международным стандартам финансовой отчетности. ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт химии и механики». Москва.
  9. Протас Е.В., Шорников Е.И. Основные проблемы реализации государственного оборонного заказа. ФГБОУ ВПО «МГИУ».
  10. Лавринов Г.А., Подольский А.Г. Ценообразование на продукцию военного назначения: от затратной к ценностной концепции.
  11. Литвинов И.М., Чертагонов И.А. Правовое регулирование государственного оборонного заказа в российской федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева». Москва.
  12. Кислуха А.Е., Федоров В.К., Кольцов Е.В. Принципы формирования ГОЗ в современных условиях развития предприятий ОПК. 2013г.
  13. Свининых Е.А.  Проблемы правового регулирования ценообразования в сфере государственного оборонного заказа
  14. Сборник материалов // Аналитический вестн. Совета Федерации. 2012. N 17. С. 32.
  15. https://naukovedenie.ru
  16. https://cyberleninka.ru
  17. https://elibrary.ru
  18. https://wiseeconomist.ru
  19. http://expert275.ru
  20. http://www.consultant.ru
  21. https://www.kommersant.ru
  22. https://ruxpert.ru
  23. https://www.fcaudit.ru
  24. https://goscontract.info
  25. https://fas.gov.ru
  26. https://www.npoa.ru


Все статьи автора «Тарасова Дарья Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: