ВЛИЯНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Сейпышева Дана Ромазановна
Павлодарский государственный университет им.С.Торайгырова

Аннотация
В настоящее время одной из важных проблем является железнодорожный транспорт, который связывает между собой экологию и экономику. Без решения данной дилеммы мы не сможем продвигаться вперед и развивать экономику страны. В данной статье мы рассматриваем проблему и пути его решения, нанеся ущерб экономике страны. Ведь в нынешнее время экология имеет важную роль в окружающей среде.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Сейпышева Д.Р. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/09/16585 (дата обращения: 13.03.2024).

Характер влияния  транспорта на внешнюю среду устанавливается ассортиментом техногенных факторов, насыщенностью их влияния, экологической  весомостью  на частицы природ. Техногенное воздействие подразделяется на локальное зависит  от единичного фактора. Либо групповое  зависит  от группы разных факторов, квалифицирующееся коэффициентами  экологической  весомости, так как они зависят от вида влияния, от характера и объекта воздействия .Чтоб дать оценку уровня влияния объектов транспорта на экологическое положение природы, нам нужно применить следующие интегральные параметры: абсолютные потери внешней среды; компенсационные шансы экосистем; аварийность нарушения  природного  баланса,  появления неожиданных потерь; уровень  экологических  утрат,  вызываемых  влиянием   объектов транспорта на внешнюю среду и локальных природоохранных  сдвигов. В нынешний период согласно статистике  удел железнодорожного  транспорта составляет  75%  грузооборота  и 40% пассажирооборота  транспорта  общего  пользования  в  РК. Данная величина работ тесно связана с тем что мы много используем природные ресурсы и одновременно с  выбросами вредных веществ в окружающую среду.  Воздействие железнодорожного  транспорта  на  экологическое состояние дает о себе знать. Так как мы можем ощутить прежде всего это в биосфере, гидросфере. литосфере и при строительных стройках ,и эксплуатации стальных дорог. Не только отходы продуктов сгорания топлива приносят вред, но и ежегодно при перевозке и перезагрузке грузов из вагонов  внешнюю среду выбрасывается около 3,4 млн тонн руды, 0,20 млн тонн солей и 0,40 млн минеральных удобрений. Более 18%   развернутой  длины  железнодорожных  линий  играют значительный  уровень   загрязнения  пылящими  грузами. По приезду поездов  из  буксируемых  колесных  пар выходят  наружу жидкие  смазочные материалы.  Из  вагонов-цистерн   в период перевозок ,  из за не проницаемости клапанов  и  сливных  приборов  цистерн,  неплотностей  люков  пропадают  нефтепродукты.  Так как они проникают  через почвенные горизонты и загрязняют водную среду. Факторы, влияющие на экологическое состояние из-за   объектов  железнодорожного  транспорта подразделяются по следующим критериям:  механические(твердые отходы);физические (тепловые  излучения,  электрические поля,  шум, инфразвук,  ультразвук,  вибрация,  радиация);химические  вещества  и  соединения(кислоты,  щелочи,  соли  металлов, ароматические  углеводороды,  краски  и  растворители,

органические  кислоты  и  соединения  и  др.), которые между собой делятся на уровни опасности и последний биологические(макро- и микроорганизмы, бактерии, вирусы). Данные факторы  влияют на экологическую среду: длительный срок, относительно недолго, кратковременно и мгновенно. Промежуток времени не всегда показывает размер ущерба, нанесенной природе. По объему   действия   нежелательные факторы квалифицируются :  на  действующие  на  небольших  площадях,  действующие  на определенном участки местности, глобальные. Химические вещества и соединения в ходе развития и миграции  могут распространяться в биосфере, водной среде, почвах, тем самым нанося обратимый,  частично  обратимый  и необратимый вред природе. В  миграции  химических  веществ  и  инфекционных микроорганизмов особую роль играет транспорт. Одним из способом понижения уровня загрязнения внешней среды являются тщательно обдуманный выбор технологических процессов  для  производства  готовой  продукции  и  ее  транспортирования; использование  средств  защиты  внешней среды и  поддержание  их  в исправном состоянии

Методы и материалы исследования Исключительное опасение с  точки  зрения  экологической  безопасности  провоцирует перевозка  опасных  грузов. К опасным грузам мы можем отнести вещества  и  изделия ,которые  в  силу  присущих  им  свойств  и  особенностей  при  экстремальных обстоятельствах  в  процессах  перемещения  или  хранения  могут  нанести  ущерб окружающей  среде,  вызвать  взрыв,  пожар  или  повреждение  транспортных средств,  зданий  и  сооружений,  а  также  гибель,  отравление, заболевания людей либо животных(таблица1).

Удельные выбросы загрязняющих веществ при очистке цистерн таблица 1

Тип  обрабатываемой

цистерны.

Выделяющиеся

вещества,  кг/

цистерна

Бензол Ксинол Углеводороды
Цистерны

вместимостью 60  т  из-под

светлых  нефтепродуктов

(бензин,  керосин,

дизельное топливо)

4,58 2,80 8,50
Цистерны

вместимостью 60  т  из-под

темных  нефтепродуктов

(мазут, нефть)

- - 3,98

Казахстанским   железным  дорогам  перевозятся  опасные  грузы 900 наименований,  однако при и нарушений условий  перевозки  и  в случаи возникновении  аварийных  ситуаций  могут  вызвать  различные   виды  опасности:  пожарно и взрывоопасность,  токсичную,  радиационную, инфекционную  и коррозионную.  Любой химический  груз  несет  потенциальную  опасность, в связи с тем что имеет токсичные признаки. Некоторые  вещества,   не являющиеся опасными и  ядовитыми могут превратиться в  них ,например  при резком изменении  внешних  условий, таких как (попадании  в  огонь,  изменении  давления, соединении с другими веществами и пр.).Одним из распространённых и частых случаев чрезвычайного происшествия является пожар, так как из-за него возникает возгорания, взрыв и выделения токсичных веществ, заражения территории высокотоксичными продуктами. Казахстан занимает сто двадцать девятое место по загрязнению экологии. Ежедневно  на  Земле выгорает до 700  пожаров, в год более 6 млн. В  данную статистику входят пожары,  которые  происходят  на  железных  дорогах, в частности при перевозке опасных грузов. Согласно данным статистике   крушений  и  аварий  поездов  с  опасными  грузами  в  Казахстане довольна выше. Однако загрязнение в отличии от автомобилей, от железнодорожных транспорт гораздо меньше. Рассмотрим причины почему от данного вида транспорт меньше ущерба, смотреть таблицу 2

Причины таблица 2

Причины
низким  удельным  расходом  топлива  на единицу транспортной работы(меньший  расход  топлива  обусловлен  более  низким  коэффициентом сопротивления  качению  при  движении  колесных  пар  по  рельсам  по сравнению с движением авто шин по дороге);
широким  применением  электрической  тяги (в  этом  случае

выбросы загрязняющих веществ от подвижного состава отсутствуют);

меньшим  отчуждением  земель  под  стальные  дороги  по

сравнению  с  автодорогами

 

 

Из  пассажирских  вагонов  происходит  загрязнение  железнодорожного полотна сухим  мусором.  и  сточными  водами, но количество веществ меньше,  в отличии от машин.

Результаты исследования и их обсуждение Для того , чтобы доказать выше наше утверждение мы сделаем расчёт выбросов вредных веществ от автомобильного транспорта и железнодорожного. В  качестве примера возьмем данные о количестве пассажиров от г.Павлодар- Астана. Длина до ближайшей станции  Калкаман 93 км .Ежедневно  от  станции  отправляется приблизительно 500 человек.   Сделаем расчёты количество  загрязнения,  если  бы все  эти  граждане   передвигались  автобусами  и  индивидуальным  транспортом. Рассматриваться  будут  рассматривать  только  несколько  показателей,  а именно: окислы углерода, углеводороды и окислы азота. По данным таблицы 3  находим  суммарное значение выбросов от автомобилей и автобусов.

Выбросы загрязняющих веществ различными видами автотранспорта таблица 3

Удельный  выброс

окиси углерода, г/км

Удельный  выброс

углеводородов, г/км

Удельный  выброс

окислов азота, г/км

Индивидуальный

транспорт

Автобус

 

Индивидуальный

транспорт

Автобус

 

Индивидуальный

транспорт

Автобус

 

21

18

2,8 6,5

 

2,9 8,6

 

 

Окислы углерода:

Для автобуса: 18г/км* 93 км= 1674г

Для автомобиля: 21 г/км*93 км= 1953г

Углеводороды:

Для автобусов: 2,8 г/км*93 км= 260,4г

Для автомобиль : 6,5 г/км*93 км= 604,5г

Окислы Азота

Для автобусов: 8,6  г/км*93 км= 799,8 г

Для автомобилей: 2,9 г/км*93 км=269.7 г

 

Вторым  шагом наших  расчетов  будет,  расчет  общего  количества

загрязняющих веществ с учетом числа пассажиров

Для  перевозки  людей  автобусом  необходимо  учитывать  один  важный

фактор,  а  именно -  вместимость  автобуса.  Средняя  вместимость  рейсового автобуса, маршрут которого Павлодар- Астана  50  человек.

Поэтому  для  перевозок 500  человек  автобусами  нам  понадобится 10

автобусов,  персональным  транспортом 500  автомобилей  и 5

электропоездами. На основе этих факторов произведем пересчет выбросов.

АВТОБУС

Окислы углерода: 1674г*10=16740г=0.01674т

Углеводороды:: 260,4 г*10=2604г=0.002604 т

Окислы Азота: 799,8г*10=7998г=0.007998 т

АВТОМОБИЛЬ

Окислы углерода: 1953*500=976500г=0.9765 т

Углеводороды: 604,5 *500=0.30225 т

Окислы Азота: 269,7 *500=0.13485 т

 

Суммарные значения выбросов загрязняющих веществ. Таблица 4

Удельный  выброс

окиси углерода, г/км

Удельный  выброс

углеводородов, г/км

Удельный  выброс

окислов азота, г/км

Индивидуальный

транспорт

Автобус

 

Индивидуальный транспорт Автобус

 

Индивидуальный

транспорт

Автобус

 

0.9765 т 0.01674т

 

0.30225 т 0.002604 т

 

0.13485 т 0, 007998 т

 

В  таблице 4  не  представлены  показатели  загрязнения  от электропоездов  так как их нет. Они приходятся  только  на  ремонтные  работы  и  составляют:  окислы  азота– 0,004 т  в  год  и  оксиды  углерода– 0,473  т  в  год.  Эти  значения  не  сопоставимы  со значениями полученными ранее. Средняя стоимость проезда от Павлодара до ближайшей станции составит для  бензиновых  автомобилей 780 тенге ,  а  для  дизельных  560 тенге .  Тогда стоимость билета на электричку составляет 1180 тенге . Разница   и  во времени,   затраченное  на  дорогу. Рассмотрим таблицу 6

Время пути

Вид транспорта Расстояние Количество остановок Время  пути
Авто 93 1 4 –вечер/ утро
Автобус 93 8 4,5 – ввечер /утро
Электричка 90 10 2,5- вечер /утро

Таким  образом,  можно  сделать  вывод   о  том,  что железнодорожный  транспорт  является  более  экологически  чистым транспортом.  Как  мы  видим  из  полученных  результатов,  выбросы  от перевозок  рейсовыми  автобусами  и  индивидуальным  транспортом  в несколько  раз  превышают  даже  годовые  выбросы  от  поездов.  Однако    они  значительно  проигрывают  по  комфортности  и  стоимости,  поэтому  во  всем мире  до  сих  пор  автомобильный  транспорт,  несмотря  на  его  высокие показатели  по  выбросам  загрязняющих  веществ,  является  главным конкурентом железной дороги .Исследования  в  области  транспортной  безопасности  показали,  что основной  причиной  большинства  аварий  и  катастроф  на  транспорте  является антропогенный фактор. Для  других  видов  транспорта  вклад  человеческого  фактора  в аварийность  вполне  сопоставим:  в  авиационном  и  водном  транспорте ошибки  управления  порождают70-80%  несчастных  случаев,  и только в железнодорожном- около50%.До  недавнего  времени  железные  дороги  считались  наиболее безопасным  видом  транспорта.  Однако  более  строгий  анализ  показывает,  что по  показателям  безопасности  движения  железнодорожный  транспорт занимает  третье  место  после  автомобильного  и  воздушного.  Статистические данные  последних  лет  свидетельствуют  о  значительном  числе  пострадавших погибших  в  результате  крушений  пассажирских  поездов.  Аварийные ситуации  при  перевозке  по  железным  дорогам  опасных  и  особо  опасных грузов  приводят  к  значительным  разрушениям,  заражению  местности  и поражению  токсичными  веществами  больших  масс  людей.  При  ликвидации последствий  таких  инцидентов  помимо  организации  медицинской  помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер. Анализ  причин  возникновения  ЧС  убеждает  в  том,  что«человеческий фактор»  по-прежнему  остается  решающим.  Многие  крушения  и  аварии произошли  вследствие  халатного  отношения  персонала  к  своим  служебным обязанностям,  недостаточного  контроля  за  выполнением  действующих требований к эксплуатации подвижного состава, отсутствия систематической работы  по  предупреждению  и  устранению  различных  технических неисправностей.  Согласно  нашим  расчетам,  доля  транспортных происшествий  по  этим  причинам  достигает 50%.  Большинство  инцидентов происходит  из-за  ошибочных  действий  машинистов  локомотивов.  Известно, что  работа  на  локомотиве  требует  от  машиниста  максимальной  мобилизации психологических,  эмоциональных  и  волевых  возможностей.  На  основани многолетних  наблюдений  МПС,  согласующихся  с  данными  других исследователей,  деятельность  машиниста  характеризуется  высоким  уровнем темповой  и  эмоциональной  напряженности,  а  стрессы  в  работе  являются обычным  явлением.  В  подобных  условиях  надежность  работы  машиниста резко  снижается,  следствием  чего  являются  ошибки  в  управленческих решениях.

Вывод: Проведенные исследования показали, что железнодорожный транспорт в отличии от других более безопасный и самый быстрый . Однако мы должны предохраняться ,также не навредив экологической обстановке в целом, изучив все меры предосторожности


Библиографический список
  1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2009.- 556 с
  2. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. – СПб.: Химия, 2007. -238с.
  3. Житков В.А., Ким К.В. Методы оперативного планирования грузовых автомобильных перевозок. -М.: Транспорт, 2012. – 184 с.
  4. Напольский Б.М., Прокофьев М.Б., Яцукович В.И., Гуджоян О.П. Методические указания к курсовому проекту по курсу “Организация перевозок, механизация грузовой и коммерческой работы”. М.: Мади, 2010. – 24 с.


Все статьи автора «Сейпышева Дана Ромазановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: