Устойчивое экономическое развитие государства, как известно, основано на реализации долгосрочных стратегий развития государства и его регионов. Стратегическое планирование позволяет определять наиболее важные, приоритетные работы, целенаправленно использовать для их осуществления имеющиеся ресурсы, обеспечивать более эффективную реализацию последних.
Порядок и принципы формирования системы стратегического планирования в Российской Федерации, полномочия органов государственной власти – участников стратегического планирования, определены Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ «стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» [1].
По мнению Э.А. Уткина «стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей — плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды» [6 , с.21].
В соответствии со ст.8 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ «основными задачами стратегического планирования являются:
1) координация государственного и муниципального стратегического управления и мер бюджетной политики;
2) определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений, диспропорций, дисбалансов, возможностей, включая финансовые, социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
3) определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономической политики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования необходимых ресурсов;
5) формирование и проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих достижение целей и решение задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
6) определение ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономической политики и социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
7) координация действий участников стратегического планирования и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования, по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного обеспечения;
8) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования;
9) научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое обеспечение стратегического планирования;
10) создание условий, обеспечивающих вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в процесс стратегического планирования» [1].
Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятиях производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Обычно планирование относят к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование представляет немало выгод:
- помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
- способствует четкой координации предпринимаемых предприятиями усилий;
- формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
- готовит хозяйствующий субъект к возможным внезапным рыночным переменам;
- демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Итак, есть смысл разрабатывать план даже тогда, когда все время изменяются не только внешние, но и внутренние условия реализации плана, а само планирование превращается в непрерывную корректировку. Планирование необходимо, если мы хотим, чтобы нормальная деятельность хозяйствующих субъектов не была нарушена ходом будущих событий. Возможность корректировки планов должна сочетаться с необходимостью адаптации. Адаптация – непрерывное приспособление к изменяющимся условиям – является ключевой проблемой планирования.
Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями предприятия, его возможностями и шансами.
В развитии стратегического планирования и стратегического управления прослеживаются несколько этапов. Так, известный исследователь-стратег и родоначальник «школы планирования» И.Ансофф выделяет три основных этапа в развитии стратегического планирования:
I этап – с 80-х годов XIX века по 30-е годы XX века;
II этап — период с 30 по 50-е годы XX века и III этап – начиная с 60-х годов XX века по настоящее время [3, 4].
I этап исследователи квалифицируют как эпоху «массового производства». В этот период основным девизом предприятий был: «Как можно больше!». Главный фактор успеха заключался в насыщении рынка товарами массового спроса по низкой цене. Первый этап в развитии процесса планирования компании основывался на экстраполяции текущих тенденций и выражался в разработке бюджетов как основы технологии планирования.
II этап представляет собой эпоху массового сбыта. В развитии процесса планирования его называют – «рыночное планирование». Девиз данного этапа: «Как можно шире!». Рыночное планирование явилось закономерной реакцией компаний на «зрелые рынки», когда стало необходимым учитывать возрастающие запросы потребителей. Ключевой фактор успеха состоял в производстве широкого набора продуктов и поддержке высокого уровня продуктовых инноваций.
На III этапе (с 60-х годов XX века) началась постиндустриальная эпоха, которую П. Друкер [5] назвал «эпохой без закономерностей», и она продолжается до настоящего времени. К традиционным факторам (производство и рынок) добавились новые: влияние конкурентов, новые типы конкуренции в связи с усложнением и ростом динамизма внешней среды, ускорением темпов научно-технического прогресса. В такой усложненной предпринимательской среде, когда организация должна быть способна на быстрое реагирование и адаптацию к изменениям в окружении, и было введено стратегическое планирование, а уже в 70-е годы появилась необходимость в стратегическом управлении [2]. В научной среде общепринято считать, что концепция стратегического планирования возникла в ответ на возрастание динамизма и неопределенности внешней среды бизнеса.
Россия имеет многолетний опыт методологических разработок по стратегическому планированию, разработок долгосрочных планов развития экономики страны и уникальный опыт их реализации в своей практической деятельности ВСНХ и Госплана СССР.
Первый в мире государственный стратегический план был разработан в 1920 году в РСФСР Государственной комиссии по электрификации под руководством Г.М. Кржижановского и рассчитан на 10–15 лет. Предусматривалась коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны при преимущественном росте тяжелой промышленности и рациональном размещении промышленности по всей территории страны.
План был разработан по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально- промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Западно- Сибирскому, Кавказскому, Туркестанскому) с учетом их природных, сырьевых и энергетических ресурсов и специфических национальных условий.
Основные принципы плана ГОЭЛРО стали образцом для планирования.
Теория и методы планирования в России развивались одновременно с усложнением народного хозяйства и практикой планирования его развития. На каждом историческом этапе методология планирования, обобщая опыт решения задач предыдущего периода, учитывая усложнение экономических взаимосвязей, совершенствовалась для решения новых более сложных задач.
Можно сказать, что стратегическое планирование развития государства – важнейшее научное и социальное завоевание XX века.
Основоположниками теоретико-методологических основ государственного планирования являются: Н.Д. Кондратьев, сформулировавший основные условия эффективной организации плановой работы, В.В. Леонтьев, предложивший в 20-х годах XX века балансовый метод «затраты – выпуск», Г.М. Кржижановский, определивший основной принцип в методологии стратегического планирования «принцип непрерывности планирования», впоследствии названным «цепочкой Кржижановского», С.Г. Струмилин, выдвинувший в 1923 г. идею прогнозного баланса народного хозяйства.
Из зарубежных стран наибольший опыт получен во Франции и Японии, которые весь послевоенный период разрабатывали общенациональные планы экономического развития с целью быстрейшего восстановления разрушенных войной экономик.
Библиографический список
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017г) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения 07.05.2019)
- Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
- Ансофф И. Стратегическое управление/Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика,1989.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1999.
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / Пер. с англ. — М.-СПб.: Бук Чембер Интернешнл, 1992.
- Стратегическое планирование/Под ред. уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКСМОС, 1998.