Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» положил начало созданию системы документов стратегического планирования в рамках программно-целевого подхода. Прошло почти 5 лет, и программно-целевой подход в управлении в Российской Федерации еще не завершил свое становление, существуют пробелы, которые требует совершенствования использования данного механизма в государственном управлении.
Целью данной статьи является анализ соответствия государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» [2] (далее – Государственная программа «Развитие субъектов МСП»).
Проверка на соответствие Государственной программы будет осуществляться по следующим пунктам:
- соответствие программы задачам, функциям и полномочиям органов власти;
- соответствие программы основополагающим планово-прогнозным документам;
- соответствие программы законодательным требованиям;
- проблема, на решение которой направленна программа;
- корректность целей, результатов и мероприятий программы;
- оценка эффективности программы .
Разработчиком, заказчиком и основным исполнителем государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» на 2017-2022 годы является Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области.
«Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим:
государственное управление,
нормативное правовое и контрольное (надзорное) регулирование в сфере промышленности, торговли, предпринимательства
координацию и контроль за деятельностью находящихся в его ведении подведомственных государственных унитарных предприятий Новосибирской области и государственных учреждений Новосибирской области»[3].
Анализ списка установленных функций, задач и полномочий Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области показал, что направленность государственной программы соответствует функциям, задачам и полномочиям вышеуказанного органа власти.
Основополагающим планово-прогнозным документом государственной программы является «Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года»[4] (далее-Стратегия), которая определяет перспективные направления, стратегические цели и задачи социально-экономического развития региона, в том числе и в сфере развития предпринимательства.
Стратегическая цель Стратегии относительно развития субъектов малого и среднего предпринимательства сформулирована в общем виде и предполагает развитие предпринимательства для обеспечения Приоритета Стратегии «развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции».
Таблица 1. Соответствие Государственной программы основополагающим документам
Стратегия СЭР НСО до 2030 года | ГП НСО «Развитие субъектов среднего и малого предпринимательства» |
Приоритет 2. Развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции (Повторяется в Прогнозе СЭР НСО на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов):
п.5. Конкурентоспособная экономика пп. 5.4. Развитие предпринимательства |
Цель государственной программы
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, способствующих инновационному развитию и улучшению отраслевой структуры экономики, а также социальному развитию и обеспечению стабильно высокого уровня занятости. |
Стратегические цели:
4. Обеспечение прорывного экономического развития на базе важнейших конкурентных преимуществ Новосибирской области: знаний, технологий, компетенций. 5. Укрепление позиций региона как межрегионального оптово-логистического центра, содействие развитию многоформатной инфраструктуры торговли, обеспечение качества и безопасности потребительских товаров и услуг. 6. Максимальная реализация экспортного потенциала Новосибирской области, совершенствование межрегиональных и внешнеэкономических связей |
Задачи:
1. Повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения предпринимательской деятельности, развития и поддержки на территории Новосибирской области путем обеспечения доступности образовательной и информационно-консультационной поддержки. 2. Содействие территориальному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятости населения. 3. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в продвижении продукции (товаров, работ и услуг) на региональные рынки Российской Федерации. 4. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в повышении инвестиционной и инновационной активности, а также развитию кооперации. 5. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности |
Таким образом, Государственная программа «Развитие субъектов МСП» в целом соответствует основополагающим документам по направленности целей и задач, четкого повторения формулировок – нет.
В соответствии с «Порядком принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» [1] предъявляются требования к содержанию государственных программ. Составим таблицу соответствия выбранной нами Государственной программы требованиям к содержанию (Таблица 2).
Таблица 2. Соответствие государственной программы Новосибирской области «Развитие субъектов МСП» на период 2017-2022 гг. законодательным требованиям к содержанию государственных программ
1. Государственная программа содержит: | Программа «Развитие субъектов МСП» |
Паспорта программ и подпрограмм; | Содержит |
обоснование необходимости разработки государственной программы; | Содержит |
цели и целевые индикаторы; | Содержит |
задачи государственной политики, направленные на решение выявленных проблем, достижение поставленных целей; | Содержит |
систему основных мероприятий, направленных на решение задач, с указанием сроков реализации и ответственных исполнителей;
|
Содержит |
перечень включенных в состав государственной программы подпрограмм;
|
Подпрограмм не имеет |
механизм реализации и систему управления государственной программы;
|
Содержит |
ресурсное обеспечение реализации;
|
Содержит |
ожидаемые результаты реализации. | Содержит |
2. При разработке государственной программы одновременно формируются: | |
проект плана реализации мероприятий государственной программы; | Имеется |
дополнительные материалы. | Имеются |
3. Отражение в государственной программе расходов на ее реализацию. | Есть |
В Программе отражена проблема и проблемная ситуация, которая обосновывается стратегической целью и приоритетами социально-экономического развития Новосибирской области.
По сравнению со Стратегией, Государственная программа более детализировано описывает проблему, опираясь на статистические данные. Обозначены проблемные ситуации, и по каждой проблемной ситуации приводятся факторы, которые на них влияют. Этим подтверждается обоснованность Государственной программы.
Присутствует характеристика отрасли, с имеющимися условиями и факторами, которые могут влиять на развитие или способствовать решению проблемных ситуаций.
Программа содержит предполагаемые итоги и описывает методики по решению проблем.
Цель Программы ограничена по сроку самим периодом реализации Программы, конкретность, измеримость и достижимость цели можно проверить через соответствие поставленных задач целевым индикаторам, мероприятиям и финансовой обеспеченности данных мероприятий.
Цель программы отвечает на вопрос решения разрешения и предотвращения проблем. Цель делится на несколько блоков, которые отражены в задачах, то есть задачи соответствуют цели, однако и цель, и задачи имеют расплывчатые формулировки.
Программа содержит целевые индикаторы, то есть параметры, по которым можно оценить достижимость цели. Соотношение мероприятий задачам, целевых индикаторов мероприятиям и ожидаемым результатам, финансирование мероприятиям и ожидаемым результатам оказалось правильным: каждой задаче соответствуют мероприятия, каждому мероприятию соответствует ожидаемый результат и финансирование. Целевые индикаторы также соответствуют мероприятиям и ожидаемым результатам, но некоторые из них более широкие, и включают в себя мероприятия.
Оценка эффективности программы не включена в данную государственную программу, однако в Постановлении Правительства Новосибирской области от 28 марта 2014 года № 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» есть данный раздел, предполагающий оценку эффективности государственных программ без конкретных отраслей и сфер, то есть в общем для всех государственных программ в Новосибирской области.
В данной Программе нет определенной заказчиком-координатором интегральной оценки эффективности реализации программы, как и нет реально рассчитанной интегральной оценки эффективности программы на отчетные периоды. Методика расчёта интегральной оценки эффективности есть в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области, утвержденные Приказом министерства экономического развития Новосибирской области» от 09.11.2012 № 110 .
Таким образом, была проанализирована государственная программа Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2017-2022 годы.
Мы пришли к выводам:
- программа соответствует полномочиям, задачам и функциям органов власти, которые являются исполнителями, заказчиками и координаторами данной гос.программы;
- концепция и обоснованность гос.программы соответствуют основополагающим планово-прогнозным документам;
- программа соответствует законодательным требованиям;
- в программе отражена проблема, обоснованность программы, краткая характеристика отрасли, есть предполагаемые результаты, описаны методики реализации программы и ее мероприятий;
- цели, задачи, результаты, мероприятия и их финансовое обеспечение сформулированы корректно;
- оценка эффективности программы содержится лишь в «Методических указаниях по разработке и реализации государственных программ Новосибирской области» и в «Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ».
Таким образом, главным пробелом в документах стратегического планирования остается вопрос оценки эффективности достижения результатов реализации целевых индикаторов и показателей.
Библиографический список
- Постановление Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п (ред. от 16.04.2019) «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» // «Советская Сибирь», № 69, 16.04.2014.
- Постановление Правительства Новосибирской области от 31.01.2017 № 14-п (ред. от 02.04.2019) «Об утверждении государственной программы Новосибирской области “Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» // Официальный сайт Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nso.ru/
- Постановление Правительства Новосибирской области от 23 декабря 2014 г. N 514-п «О министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области» (включая Положение о министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области) / Официальный сайт Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://minrpp.nso.ru/page/656
- Постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 № 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.03.2019.
- Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Программно-целевое планирование: вчера, сегодня… Завтра? //Вопросы экономики. – 2016. – №. 6. – С. 76-90.
- Мастеров А. И. Проблемы и пути совершенствования программно-целевого бюджетирования в России //Финансы: Теория и Практика. – 2019. – Т. 23. – №. 2.