В условиях рыночной экономики финансовая деятельность государства значительно усложняется: происходит увеличение объема движения финансовых ресурсов, возрастает роль государства в финансировании публичных функций, расширяется круг субъектов, использующих бюджетные средства. Функционирование экономики на рыночных принципах, а также произошедший финансовый кризис требуют пересмотра законодательного регулирования форм и методов государственного финансового контроля.
Полномочия органов государственного аудита и особенности его осуществления позволяют выделить основные виды аудита, получившие свое нормативное закрепление:
– финансовый;
– аудит эффективности;
– стратегический [1].
Каждый из представленных видов государственного аудита осуществляется с определенной целью.
Так, финансовый аудит применяют, чтобы осуществлять документальные проверки достоверности финансовых операций, бюджетный учет, бюджетную отчетность, целевое использование бюджетных средств.
Целеполагание аудита эффективности – установление эффективности использования бюджетных средств.
Стратегический аудит необходим для оценки осуществляемости рисков и последствий результатов осуществления стратегических целей обеспечить безопасность и социально-экономическое становление РФ.
Эффективное функционирование бюджетных учреждений и организаций имеет большое социально-экономическое значение. В обязанности различных контрольных органов входит аудит эффективности использования бюджетных средств, для принятия корректирующих мер по оптимизации затрат и деятельности бюджетных учреждений и организаций.
По определению Счетной палаты РФ, аудит эффективности представляет из себя контроль за деятельностью органов государственной власти и получателей государственных средств. Основная цель аудита эффективности заключается предоставлении законодателям и обществу объективную и независимую информацию качестве управления и эффективности использования государственных ресурсов исполнительной властью. Результат аудита эффективности должен показывать уровень достижения поставленных социально-экономических задач и целей.
К.А. Гонина указывает, что аудит эффективности – это независимая проверка эффективности и результативности государственных предприятий, организаций, программ или проектов, экономичного использования ресурсов, целью, которой является совершенствование деятельности объектов аудита [2].
Библиографический список
- Макарова Л.Г. Понятие и виды государственного аудита / Л.Г. Макарова // Экономический анализ: теория и практика. – 2018. – №5. – С.2.
- Гонина К.А. Аудит эффективности: основные понятия и особенности / К.А. Гонина // Общество. наука. Инновации. Сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет. – 2017. – C.396.