В современном мире высокий инновационный потенциал является основным двигателем экономического развития региона. Инновационный потенциал определяется как совокупность финансовых, материальных, научно-технических ресурсов, используемых при осуществлении деятельности в области инновационного развития. Следовательно, важно оценивать эффективность использования инновационного потенциала, чтобы проводить грамотную инновационную политику, которая будет благоприятно влиять на общее развитие региона в социально-экономической сфере и в большей степени удовлетворять потребности общества.
Инновационный потенциал включает в себя развитую инфраструктуру, финансовые, человеческие, информационные, технические компоненты, позволяющие в совокупности осуществлять деятельность по созданию новшеств, а также их практическому применению. В Калужской области реализация инновационного потенциала осуществляется путем производства наукоемких товаров и услуг, создание рабочих мест для высококвалифицированных кадров, улучшение качества образования, увеличение финансирования инновационной деятельности как со стороны инвесторов, так и стороны государства.
Инновационный потенциал в свою очередь определяет инновационную политику региона, которая включает в себя основные ориентиры и конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности экономических процессов путем развития инновационной сферы. Инновационная политика учитывает существующий инновационный потенциал, а также содержит меры по его укреплению.
В Калужской области инновационная политика предполагает освоение новых источников доходов, мотивация ученых-инноваторов, развитие современного высокотехнологичного производства, что должно обеспечить устойчивый экономический рост региона. Инновационная политика Калужской области реализуется в том числе через государственные программы.
В государственной программе «Экономическое развитие в Калужской области» среди важнейших целей экономической политики региона присутствует создание инновационной инфраструктуры, поддержка инвестиционной и инновационной деятельности, а также обеспечение эффективного использования инновационного потенциала[1].
Одним из важных направлений инновационной политики Калужской области является реализация кластерной политики. Ее приоритетной задачей является достижение высоких темпов развития экономики путем повышения конкурентных преимуществ организаций, которые объединены в кластеры. Такие кластеры упрощают процесс внедрения наукоемких технологий в производство, осуществляемое группой связанных компаний, а также повышают конкурентоспособность региона.
Калужская область активно реализует инновационную политику, о чем говорят следующие факты:
- Калужская область занимает 3-е место в ЦФО по масштабу научно-исследовательских разработок.
- Калужская область занимает 6-е место в РФ по доле промышленной продукции, которая была произведена инновационно активными организациями.
- Калужская область занимает 6 место в инновационном рейтинге регионов РФ.
Также Калужская область характеризуется развитой инновационной инфраструктурой, которая включает в себя:
- пять бизнес-инкубаторов;
- инновационно-технологические центры;
- венчурный фонд региона;
- Обнинский Центр науки и технологий;
- технопарк в сфере высоких технологий «Обнинск»;
- более 5 индустриальных парков;
- сеть трансфера технологий;
- Фонд поддержки малых предприятий;
- система кластеров (фармацевтический, автомобильный, композитный, IT-кластер, ядерный, образовательный, туристический, агропромышленный) [2, с. 2].
Рассмотрим показатели, характеризующие инновационную деятельность в Калужской области в период 2014-2019 гг., представленные в таблице 1.
Таблица 1 – показатели, характеризующие инновационную деятельность в Калужской области в период 2014-2019 гг. [3]
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. (оперативные данные) |
Абсолютное изменение 2018 г. к 2014 г. (+/-) |
Относительное изменение, 2018 г. к |
Количество выданных патентов, ед. |
154 |
150 |
140 |
182 |
227 |
296 |
73 |
32,16 |
Количество разработанных передовых производственных технологий, ед. |
29 |
45 |
38 |
46 |
51 |
54 |
22 |
43,14 |
Количество используемых передовых производственных технологий, ед. |
2130 |
2446 |
2387 |
3176 |
4473 |
4487 |
2343 |
52,38 |
Затраты на технологические инновации организаций, млн. руб. |
13491,9 |
11604,9 |
9232,9 |
10539,7 |
10401,3 |
10421,5 |
-3090,6 |
-29,71 |
Затраты на технологические инновации малых предприятий, млн. руб. |
293,2 |
155,6 |
1322,6 |
1526,1 |
1622,3 |
1693,2 |
1329,1 |
81,93 |
Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем объеме организаций, % |
7,9 |
9,1 |
8,5 |
9,0 |
9,8 |
10,1 |
1,9 |
1,9 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % |
2,7 |
3,2 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
0 |
0,00 |
*Таблица составлена основе данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru/folder/14477
Проанализировав данные, указанные в таблице 1, можно сделать вывод о том, что в Калужской области политика в области инноваций проводится эффективно. В подтверждение этому факту можно отметить следующее:
- удельный вес организаций, осуществлявших инновации в 2018 г. составил 9,8%, что на 1,9 п.п. больше, чем в 2014 г.;
- затраты на технологические инновации в 2018 г. составили 10401,3 млн. руб. (в том числе малых предприятий – 1622,3 млн. руб.), за исследуемый период наблюдается снижение на 3090,6 млн. руб. или на 29,71%, что связано с оптимизацией расходов, а затраты малых предприятий на инновации, наоборот, увеличились на 81,93% за анализируемый период, что свидетельствует о большом вкладе малого бизнеса в развитие инноваций;
- наблюдается рост количества разработанных и используемых передовых производственных технологий на 43,14% и 52,38% соответственно в период с 2014 г. по 2018 г.
Анализ показал, что в Калужской области в период 2014-2018 гг. произошло увеличение вложения финансовых ресурсов малого бизнеса в развитие инноваций, все больше разрабатываются и используются инновационные технологии и удельный вес инновационных товаров растет. Поэтому в целом можно говорить о благоприятном инновационном климате Калужской области, а также о динамичном развитии инновационной экономики.
По оперативным данным за 9 месяцев 2019 г. наблюдается тенденция роста по всем анализируемым показателям, что свидетельствует об эффективной реализации инновационной политики в Калужской области и в настоящее время.
На территории Калужской области функционирует 41 организация инновационной направленности, а также порядка 34 научно-исследовательских организаций. Данные организации обладают высоким инновационным потенциалом и на их базе осуществляется непрерывная деятельность по созданию, внедрению и использованию научно-технических разработок [4].
Важно отметить, что государственная поддержка в Калужской области играет важную роль в укреплении и развитии инновационного потенциала. Наблюдается рост расходов бюджета Калужской области в сфере поддержки инновационных проектов: в 2016 г. – 94,8 млн. руб., в 2018 г. – 100 млн. руб. Данные средства перераспределяются в рамках государственной программы «Развитие предпринимательства и инноваций в Калужской области».
Также можно говорить о долгосрочных перспективах дальнейшего совершенствования инновационной политики региона. В области создан в состав IT-кластера входят более 100 участников, работающих в области информационных технологий и радиоэлектроники. Их будущее, в том числе, связано с формированием и передачей цифровых данных. В числе перспективных направлений для цифровизации Анатолий Артамонов (глава региона) назвал городскую инфраструктуру, в том числе транспорт, безопасность, а также образование. IT-школы и IT-лицей способствуют повышению цифровой грамотности, начиная с детского возраста [6].
В 2019 году семь малых инновационных предприятий и организаций инфраструктуры Калужской области получили грантовую поддержку Фонда содействия инновациям на реализацию своих проектов. Посредством реализации своих инновационных технологий и применении их в практике будет происходить развитие и укрепление инновационного потенциала Калужской области.
Финансирование по программе «Коммерциализация» получили 2 инновационных предприятия наукограда:
- Компания «ГЕДА» (г. Обнинск) в размере 20 млн рублей на реализацию проекта «Производство, продвижение и реализация на рынке специализированных диетических продуктов для лечебного питания на основе натуральных ингредиентов».
- Компания «ЭКСПРЕСС-ЭКО-ФИЛЬТР» (г. Обнинск) в размере 4,7 млн рублей на реализацию проекта «Создание серийного производства стерилизующих капсульных фильтров в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи РФ». ООО «ЭКСПЕРЕСС-ЭКО-ФИЛЬТР» является членом Ассоциации «Калужский фармацевтический кластер».
Финансирование по программе Старт-2 (продолжающие) получили 2 стартап-компании:
- ООО «ЭПИКОМ» (г. Калуга) в размере 3 млн рублей на выполнение исследовательского проекта «Высокоомные структуры арсенида галлия для нового поколения высоковольтных быстровосстанавливающихся диодов».
- ООО «СКАНИКС» (г. Обнинск) в размере 3 млн рублей на выполнение исследовательского проекта «Гибридный датчик присутствия для систем автоматизации «Scanix».
Финансирование по программе «Развитие – Цифровые технологии» в размере 20 млн рублей на реализацию исследовательского проекта «Автоматическая система ранней диагностики заболеваний яблоневых деревьев с помощью алгоритмов компьютерного зрения» получила компания ООО НПП «МИКРОСАД» [6].
Прогнозируется получение высокой прибыли от внедрения указанных разработок, что обеспечит развитие экономики Калужской области в целом. Перспективные организации приступят к реализации своих проектов уже в начале 2020 года, что усилит конкурентные преимущества региона.
Для систематизации текущего состояния и перспектив развития инноваций в Калужской области проведем SWOT-анализ факторов инновационной активности (Таблица 2).
Таблица 2 - SWOT-анализ факторов инновационной активности Калужской области [6]
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) |
- выгодное географическое положение (близость к крупному рынку сбыта – г. Москва)
- развитая транспортная сеть (высокий уровень логистики, наличие сухого порта) - широкая инфраструктура (индустриальные парки, кластерная сеть и т.д.) - финансовая поддержка государства, а также финансирование в рамках проектов Фонда содействия инновациям (для новых участников рынка) - высокий уровень квалификации кадров и цифровизация образования - инвестиционная привлекательность |
- отток квалифицированных кадров в более крупные города и за границу
- отсутствие баланса трудовых ресурсов («белые» и «синие» воротнички) - отсутствие четкого мониторинга и контроля инновационной деятельности - большое количество разработок, не используемых в практике - низкая производительность труда |
Возможности (O) | Угрозы (T) |
- экономический рост России и Калужской области
- рост товарно-денежных потоков на международном уровне - увеличение потребности в инновациях - приток иностранных инвестиций |
- преобладание и рост старшего поколения в структуре населения
- высокая стоимость создания и внедрения инноваций - нестабильность политических отношений на мировом уровне |
*Таблица составлена основе данных Инвестиционного портала Калужской области https://investkaluga.com
Несмотря на положительную динамику и отмеченные сильные стороны и возможные перспективы, существуют определенные проблемы, тормозящие инновационное развитие региона. Среди важнейших проблем можно выделить следующие:
- инвесторы предпочитают вкладывать большую часть финансовых ресурсов в строительство новых заводов, а не в модернизацию существующих;
- повышение потребности в инновационной инфраструктуре, которая не успевает развиваться необходимыми темпами;
- достаточное количество разработок не могут найти практическое применение;
- «утечка мозгов» в крупные города, как Москва;
- высокие риски и отсутствие их грамотной оценке при разработке и внедрении инноваций;
- отсутствие четкого понимания и точной оценки спроса на инновационные разработки [7, с. 3].
Снизить негативное влияние указанных проблем можно путем совершенствования методов оценки статистической информации в области инноваций, а также при помощи конкретизации целей инновационной политики Калужской области, в которой будут учтены спрос и предложение на инновационные разработки.
Улучшению ситуации в сфере инновационной деятельности будет способствовать:
- мотивация и аккумулирование высококвалифицированного персонала не только в сфере разработок, но и в сфере непосредственного использования инноваций в практике;
- повышение заинтересованности в реализации инновационных проектов малых предприятий, обладающих высокой гибкостью и адаптацией;
- усиление взаимодействия индустриальных партнеров и научно-исследовательских организаций;
- создание системы мониторинга инновационной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Калужская область показывает положительную динамику в сфере осуществления инновационной деятельности. В то же время в современном мире существует потребность в более быстром и эффективном развитии инноваций. Следуя этому пути, можно достичь высоких результатов в развитии экономики региона в целом. Поэтому модернизация инновационной политики, ее регулярный анализ и контроль являются неотъемлемой и важнейшей частью управления Калужской областью.
Библиографический список
- Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года»
- Ерохина Е.В. Инновационная дискриминация регионов РФ: причины и последствия // Проблемы теории и практики управления. 2018. -№4. – С. 41-58.
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/14477.
- Официальный сайт АО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.airko.org/.
- Смоленская С. В. Анализ развития инновационной экономики в современной России. Проблемы и перспективы развития // Вестник УлГТУ. 2018. №1 (81).
- Инвестиционный портал Калужской области[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://investkaluga.com.
- Евстигнеева Е. Е., Махрова Ю. В. Инновационное развитие России: стратегия, барьеры и способы их преодоления // Молодой ученый. – 2018. – №22. – С. 399-402.
- Гришковская Ю.Н., Костина О.И. Инновационное развитие Калужской области // Актуальные проблемы развития транспорта материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Нижегородский филиал // 2016. С. 164-167.
- Костина О.И. Обеспечение финансовой безопасности Калужской области в условиях экономической нестабильности //Материалы Научно-практической конференции КФ РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с международным участием. – Калуга: ИП Якунин А.В., 2018. – С.98-102.