ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Куликова Юлия Александровна
ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
студент 2 курса магистратуры по специальности: «Экономика наукоемких производств»

Аннотация
Данная статья посвящена определению стратегии развития высокотехнологичного предприятия.

Ключевые слова: , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Ю.А. Определение стратегии развития высокотехнологичного предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/12/16802 (дата обращения: 25.04.2024).

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития высокотехнологичного предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям [1].

Стратегическое планирование высокотехнологичного предприятия в широком смысле – это разработка долгосрочных направлений и целей развития организации, ее ключевых ценностей, стратегических альтернатив, и выбор стратегии на основе анализа внешней и внутренней среды фирмы, определения в потребностях в ресурсах и их распределения, обоснования необходимости и эффективности реализации выбранной стратегии, разработке систем управления и контроля ее внедрения [1].

Основоположником стратегического планирования считают И. Ансоффа. В его работе «Новая корпоративная стратегия» изложены основы разработки и выбора стратегии. Вместе с работами Ансоффа в начале второй половины XX века большой вклад внесли в изучение этого процесса Альфред Д. Чандлер и Кеннет Эндрюс. Чандлер обосновал подход, согласно которому рост компании, он же главная стратегическая цель, рассматривался как обоснованное согласование возможностей компании и потребностей рынка. При этом по мере роста компании усложняется ее структура, которая становится в основу управления компанией. Другими словами, практическая рекомендация для менеджеров такова: структура является следствием стратегии, и, следовательно, после выработки стратегических целей необходимо оптимизировать структуру. В 1980 году выходит книга Майкла Портера «Конкурентные стратегии», которая стала следующей наиболее известной работой в этой области. Он определил в качестве решающих фокусов внимания выработки стратегии отношение с поставщиками и потребителями. В то же время топ-менеджеры компании должны уделять большое внимание возможности появления как новых конкурентов на имеющихся рынках, так и товаров-заменителей. Таким образом, Майклом Портером было выделено четыре общих фактора для всех компаний, конкурирующих в отрасли между собой. Задача выработки стратегии состоит в том, чтобы опередить других. В 70-е годы на смену понятия «стратегическое планирование» приходит термин «стратегическое управление». Широкое распространение получают работы Генри Минцберга,  президент Общества Стратегического  Менеджмента, в своих работах критиковал стратегическое планирование и говорил о не востребованности этого  инструмента управления организации.  В 70 годы в США разработаны основные методы стратегического управления фирмой «Мак-Кинси» и применены на практике в 1972 году в компаниях «Дженерал Электрик», ИБМ, «Кока Кола» [2].

Принципы планирования – основные положения, являющиеся базой для разработки планов [2].

Можно выделить следующие принципы:

1) научность – соответствие основным экономическим законам;

2) системность – рассмотрение предприятия как системы;

3) целенаправленность планов – создание иерархической системы целей;

4) комплексность – рассмотрение деятельности всех подразделений;

5) непрерывность;

6) сбалансированность;

7) принцип эффективности.

В 1990-х годах возникли новые идеи и свежие взгляды на стратегическое развитие фирм. Вопросы долгосрочного стратегического плана стали заменяться целостной концепцией, в основе которой лежит адаптация компании к быстро меняющемуся миру. Одновременно с этим в рамках данной концепции стратегия перестает быть прерогативой лишь высшего звена управления компанией. Бартлетт и Гошал обосновывают новую модель выработки стратегии компании, согласно которой собственникам организации следует отойти от модели управления сверху, а вместо этого поощрять инициативы идущие снизу от операционных менеджеров, которые располагают большей информацией относительно изменения окружающей среды компании. Таким образом, выработка стратегии становится более массовым процессом, что позволяет расширить поле зрения стратегии [3].

Существует множество определений такому понятию как стратегия. Например, И. Ансофф определяет ее как единую концепцию, связывающую и направляющую рост сложной организации [3]. Стратегия по Ансоффу должна была стать средством, с помощью которого будущее компании может быть определено, спланировано и эффективно управляемо. По А. Чандлеру стратегия – это определение долгосрочных целей и задач предприятия, а также принятие курса действий и распределение ресурсов необходимых для достижения этих целей [3].

Стратегия выступает в качестве результата стратегического планирования. Рассмотрим этапы стратегического планирования [3]:

1) определение философии организации (видение, миссия, цели);

2) анализ внутренней и внешней среды фирмы;

3) формулировка стратегических альтернатив и разработка стратегии;

4) оценка стратегических альтернатив, выбор стратегии.

Для выбора стратегии необходимо выделить конкурентные преимущества организации, так как определение ключевой компетенции является залогом успеха предприятия. Ключевая компетенция компании – это набор взаимосвязанных навыков и технологий, который дает уникальный результат и вносит наибольший вклад в воспринимаемую потребителями ценность [3].

Такие особенности повышают конкурентоспособность компании на рынке. Ключевая компетенция должна быть существенной и соответствовать потребностям клиентов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегическое планирование тесно связанно с целями организации и оказывает сильное влияние на то, какой организация будет в будущем, а также на ее конкурентоспособность и эффективность ее деятельности.


Библиографический список
  1. Савчук В. П. Стратегия + финансы : базовые знания для руководителей / В. П. Савчук. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 301 с.
  2. Стратегический менеджмент : [учебник для вузов] / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – М. : Экономист, 2017. – 416 с.
  3. Стратегический менеджмент : [учеб. пособие для вузов по специальности «Менеджмент»] / Ю. Н. Лапыгин. – М. : ИНФРА-М, 2018. – 234 с.


Все статьи автора «Куликова Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: