МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АУДИТА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Ефремова Анастасия Сергеевна
ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет»
студент 3 курса магистратуры по специальности: «Финансы и кредит»

Аннотация
В данной статье речь пойдет о роли государственного аудита в системе государственного контроля. Автор даёт определение государственному аудиту, государственному контролю и определяет функции государственного аудита.

Ключевые слова: , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Ефремова А.С. Место и роль государственного аудита в системе государственного контроля // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/11/16863 (дата обращения: 11.03.2024).

Актуальность статьи определена тем, что особое значение в системе государственного контроля имеет государственный аудит. Однако, несмотря на широкое использование в правовой доктрине, нормативного закрепления понятие «государственный аудит» до сих пор не имеет. Проблема введения термина «государственный аудит» в законодательство обусловлена, прежде всего, тем, что термин «аудит» носит преимущественно частноправовой характер. В Российской Федерации понятие «аудит» прежде всего, характерно для проверок достоверности финансовой отчетности, осуществляемой независимыми организациями.

Определение «государственного аудита» разъясняется Е.С. Клименко. Она поясняет, что институт государственного аудита в российских условиях – это не только система независимой обратной связи, которая дает государству и обществу объективную информацию о реальном положении дел, но и инструмент эволюции экономики, который способен эффективно влиять на процессы экономического развития в силу универсального характера и особого общественного предназначения [1].

Проявление государственного аудита в системе государственного контроля проявляется, в частности, в реализации его функционала.

Установим границы между понятиями аудита и государственного контроля.

Аудит – это деятельность частного аудитора (предпринимателя) или частной аудиторской фирмы по осуществлению проверки достоверности операций, отраженных в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и касаемых сферы частных финансов с целью разработки рекомендаций, способствующих улучшению финансового состояния и исключению выявленных нарушений. Необходимо отметить тот факт, что аудиторы и аудиторские фирмы работают не только с частными финансами. В исключительных случаях, возникает необходимость привлечения независимых специалистов к проведению государственного финансового контроля, с закреплением данного рода отношений договорными обязательствами.

Государственный контроль – деятельность, осуществляемая государственными органами (служащими), предполагаемая проведение контрольных мероприятий над операциями с государственными, муниципальными средствами (государственным бюджетом), государственным имуществом, с целью выявления отклонений от законодательства, нормативных актов, и наложению санкций на нарушителей [2].

Понятия «государственный контроль» и «аудит» имеют множество точек соприкосновения, в связи с чем изолировать друг от друга эти виды осуществления проверок невозможно, хотя и при их взаимодействии может возникнуть ряд трудностей. Основные сходства заключаются в следующем:

-единая нормативно-правовая база, являющаяся основанием для качественного составления финансовой отчетности и документации. Так как в отличии от регламентации аудита, в РФ отсутствует Федерального закона с возможным наименованием «О государственном контроле», возникают сложности с четким определением функций, задач и целей государственного контроля, что уравнивает законодательную (нормативную) базу аудита и контроля. По факту осуществления ревизионной деятельности, многие государственные служащие опираются на нормативную базу аудиторов;

-сходство в применении частных используемых процедур и приемов при проведении проверки;

-обязательный характер проведения контрольных мероприятий;

-форма организации проведения контрольных мероприятий.

Главными функциями государственного аудита являются:

-  Оценивающая. С помощью данной функции государственный аудит производит официальную оценку финансовой деятельности государственных органов и их должностных лиц путем отражения степени ее социальной эффективности;

- Прогностическая. Данная функция государственного аудита заключается в предвидении негативных последствий ошибочных решений и возможных рисков. Основная задача данной функции состоит в минимизации финансовых рисков;

-Информационная, которая проявляется путем воздействия на общественное сознание и социальную жизнь, выступая важным информационным фактором [3].

На основании выше изложенного можно сказать, что функции государственного аудита взаимосвязаны между собой, следовательно, наивысший уровень их эффективности достигается при системной их реализации.

Важное место государственного аудита в системе государственного контроля отводится его задачам, основные из которых заключаются в:

- Проверке эффективности использования организациями государственных финансовых ресурсов, направленных на достижение конкретных результатов;

- Проверке рациональности использования предприятиями их организационного капитала, основными элементами которого являются трудовые и финансовые ресурсы, информационные системы и технологии;

- Проверке результативности деятельности проверяемого учреждения в отношении выполнения перед ним поставленных задач и достижения фактических показателей по сравнению с плановыми значениями, с учетом выделенного объема финансовых ресурсов.

В практике органов государственного контроля, государственный аудит реализуется по следующим направлениям: оценка достоверности и соответствия нормам отчетных материалов, оценка эффективности и экономичности работы.

В настоящее время в РФ происходит процесс интеграции аудита и государственного контроля, результатом чего выступает выделение направления аудита – аудит эффективности.

Аудит эффективности проводится аудиторскими организациями на договорной основе, либо органами государственного финансового контроля. Качество данной проверки напрямую зависит от осуществляющего его субъекта. На основании мирового опыта доказано, что проведение аудита эффективности именно независимыми аудиторами значительно повышает результат проверки, в отличии от осуществления ревизии государственными органами, но факт проведения государственного финансового контроля остается неизменным.

Исходя из выше сказанного следует, что именно государственный аудит является основным инструментом контроля за выделяемыми из Федерального бюджета финансовыми средствами.

Проведенный в работе анализ показал, что сущность государственного аудита в системе государственного контроля обусловлена его структурными элементами, функциями и задачами и заключается в определении рациональности и эффективности использования государственных финансов.

Подводя итог, стоит отметить, что государственный аудит имеет важное значение в системе государственного контроля, поскольку его основная направленность заключается в выявлении нарушений, ошибок и отклонений от законов и установленных правил, а также признаков злоупотреблений финансовыми средствами. Также следует отметить, что государственный аудит позволяет выявить нерациональное использование финансов, на основании чего становится возможным разработка мероприятий, направленных на устранении отклонений и повышение эффективности использования государственных финансов.


Библиографический список
  1. Клименко Е.С. Государственный аудит в системе государственного контроля / Е.С. Клименко // Проблемы и перспективы развития рынка аудиторских услуг России. Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2015. – С.78.
  2. Зарипова Р.Р. Понятие «Государственный контроль» / Р.Р. Зарипова // Инновационная наука. – 2017. – №1. – С.146.
  3. Жданович Д.В. Сущность государственного аудита в системе государственного контроля / Д.В. Жданович // Форум молодых ученых. – 2019. – №6. – С.496.


Все статьи автора «Ефремова Анастасия Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: