Управление является неотъемлемой частью каждой организации. В современном мире все более популярней становится профессия менеджера, которые берет на себя одну из важнейших функций-управление. К этому работнику предъявляют множество требований, включая искусство управления, талант, лидерские качества, развитая интуиция, творчество и безусловно профессиональные навыки. Работодатели все больше осознают важность инвестирования в свой персонал и часто имеют структуры и процессы, которые предоставляют возможности для обучения и развития своих сотрудников.
Тем не менее, руководители должны нести личную ответственность за обновление своих навыков и знаний в течение всей трудовой жизни. Личное развитие – это непрерывный процесс воспитания, формирования и совершенствования навыков и знаний на протяжении всей жизни для обеспечения максимальной эффективности и постоянной возможности трудоустройства. [1, с. 79]
В информационном пространстве на данный момент есть множество способов для развития навыков и компетенций, поэтому при особом желании каждый из пользователей интернет-ресурсов может обучаться или совершенствоваться. В научной статье рассмотрены несколько направлений обучения, к которым прибегают наши современные менеджеры. Одним из наиболее часто применяемых методов приобретения новых знаний являются интернет-тренажеры и симуляторы. Подключив симулятор управленцы получают готовый виртуальный бизнес в мобильном устройстве, исполняют обучающие задания и миссии, управляют бизнес-процессами, экспериментируют, совершают ошибки и конечно развиваются.
Одним из достижений инновационных тренажеров это возможность создать собственную виртуальную модель бизнеса в реалистичной конкурентной среде. Именно благодаря такому механизму можно без особых затрат проверить на рентабельность свои идеи, бизнес-решения и гипотезы. Ещё один плюс такого направления в приобретении новых знаний и навыков управленцу это то, что есть возможность проверить в симуляторе идеи, которые хотелось бы реализовать в реальном бизнесе, тем самым минимизируя риски внедрения новых решений. И, конечно, обучение в таких приложениях – это нетворкинг, способ найти партнеров, единомышленников не только в своей стране, но и во всем мире.
Еще одним из популярных направлений самостоятельного обучения является решение кейсов. Кейс- это определенная ситуация, в которую необходимо войти управленцу и решить поставленные в ней задачи. Сборники с такими кейсами можно найти в неограниченном количестве и постоянно прорабатывать новые подходы к решению и выходу из таких ситуативных задач.
Следующее направления развития менеджера –это оффлайн и онлайн тренинги и мастер-классы. Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Главная задача тренинга – тренировка навыка. Результат тренинга – это не столько получение новой информации, сколько умение применять полученные знания на практике. Вторая задача тренинга – изменение внутреннего отношения к чему-либо. Важно, чтобы человек не просто умел что-то делать, а искренне желал этого и понимал важность своих действий.[2, с.211]
Сами по себе тренинги исследуют навыки и компетенции, необходимые для высокоэффективных менеджеров. Они включают в себя диагностические тесты, помогают участникам установить личные цели и задачи и позволяют им выполнять различные действия для развития своих навыков и способностей. Современные мастер-классы по саморазвитию для менеджеров направлены на то, чтобы дать участникам инструменты и методы, необходимые для достижения успеха в их роли. Помогая им развивать свои личные навыки и способности и тем самым помогая обеспечить успех вашей организации.[3, с. 162]
У онлайн направлений обучения менеджера существуют как положительные, так и отрицательные черты, нами были рассмотрены некоторые из них.
Из положительных можно выделить:
1. Невысокая стоимость в отличие от оффлайн образования. Довольно банальный, но для многих работодателей определяющий фактор. В этом плане онлайн формат выгоднее, так как позволяет оценить преимущества курса изначально и определиться с продолжением либо прекращением обучения.
2. Территориальная независимость и гибкость расписания. Онлайн-обучение предоставляет уникальную возможность участвовать в мастер-классе, вебинаре, а также пользоваться бизнес-симуляторами и тренажерами из любой точки мира, в которой есть доступ к интернету. И, безусловно, одно из преимуществ такого обучения –это пластичность. Ведь можно выбрать удобный день, время, интересующую тему, спикера и даже скорость произведения видео-форматов.
3. Темп обучения и возможность выбирать формат это одни из тех факторов, которые привлекают менеджеров. Нынешние технологии позволяют использовать и скайп-конференцию, и онлайн-вебинар, а также получать быструю обратную связь с помощью мессенджеров.
Если же говорить о недостатках и отрицательных сторонах онлайн обучения, то можно выделить следующие факторы:
1. Недостаточный уровень профессионализма – это то, что отталкивает многих менеджеров при выборе пути развития и образования. К сожалению, на данный момент большинство учебной онлайн-деятельности в никак не лицензируется и не сертифицируется. Это позволяет вести онлайн-программу абсолютно любому человеку, имеющему желание и возможности. Эта доступность формата часто приводит к тому, что специалисты не обладают глубинными знаниями и слабо преподносят материал.
2. Нехватка личного контакта и не сосредоточенность. К сожалению, переход к онлайн-образованию исключает физические факторы, поэтому многим пользователям может не хватать эффекта присутствия и сопричастности. Именно поэтому не каждый из обучающихся по онлайн-программе может обладать самоконтролем и сосредоточиться во время обучения, исключив возможность пользования социальными сетями. [4, с.116]
Нами была разработана примерная программа вебинаров, которая может быть объединена в целый видеокурс по развитию профессиональных навыков менеджера.
Таблица 1- Рекомендованная программа вебинаров
Тема вебинара | Основные положения |
Организация управления отделом | Причины, не позволяющие эффективно распределять ресурсы
3 ошибки руководителя при организации работы 4 инструмента без которых не обойдётся ни один менеджер Оплата труда и система мотивации на результат Основные факторы организационной культуры |
Тайм – менеджмент для специалиста | Достижение большего за меньшее время
Как научиться ставить дедлайны Эффективное распределение ресурсов Баланс карьеры и личной жизни Как перестать переживать из-за времени |
Эффективные способы разрешения споров и конфликтов | Прогнозирование конфликтов
Анализ возможности защиты прав Комплекс мер, позволяющий избежать рисков и ошибок Действия в случае нарушения норм закона |
Мастерство переговоров | Подготовка и реализация стратегии ведения переговоров
Грамотное использование в переговорах профессиональные, технические и психологические факторы Анализ поведения оппонента в различных ситуациях Правила убеждения |
Повышения вовлеченности и мотивация персонала | Оптимизация и трансформация мотивационных схем. Способы мотивации
Новые подходы к мотивации сотрудников Различия в мотивации отдельных групп сотрудников На сколько материальная нематериальная мотивация? |
Подводя итоги, можно сказать, что путь развития и обучения менеджер сложный, так как продолжается в течение всей профессиональной деятельности. Каким способом воспользоваться и получить новые компетенции и навыки решать самому управленцу, но то, что в современном информационном пространстве достаточно просто, легко, и даже без материальных затрат это возможно. Основными факторами являются желание, настойчивость и упорство, что есть ключевые характеристики для профессионала.
Библиографический список
- Антонец В. А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. А. Антонец [и др.] ; под редакцией В. А. Антонца, Б. И. Бедного. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с.
- Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.
- Гончаренко Л. П. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, Т. С. Булышева, В. М. Захарова ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 487 с
- Веприкова М.Я. Кадровая политика, как инструмент повышения эффективности муниципальной службы // Экономика и предпринимательство. – № 9 (ч.1),2017 г., С.1008-1013