Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени экономическое развитие государства определяется, в первую очередь, интенсивностью и масштабностью инновационной деятельности и модернизацией производственных мощностей. Как показывает многолетняя практика преуспевших в этом государств, одну из основных ролей в инновационном процессе играют как крупные транснациональные корпорации, способные инвестировать значительные средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и международную инновационную деятельность, так и малые и средние предприятия, обеспечивающие масштабность инновационного развития государства. Малые и средние инновационные компании, ведущие свою деятельность в сфере наукоемких производств, обеспечивают высокую скорость инновационного процесса и выступают ядром коммерциализации НИОКР высших учебных заведений и научно-исследовательских центров. При этом важна не только ориентация частных компаний на создание и коммерциализацию интеллектуальной собственности (ИС), но и эффективность их взаимодействия с государством и промышленным сектором. Средой данного взаимодействия, а также технологического обмена, коммерческих и некоммерческих операций с ИС служит рынок интеллектуальной собственности. В условиях жесточайшей конкуренции на рынках ИС не каждый результат интеллектуальной деятельности (РИД) становится объектом успешной коммерческой сделки. Спрос имеется только на самые эффективные передовые объекты промышленной собственности, комплексно охраняемые законодательством соответствующих государств.
Соответственно, представляется целесообразным проанализировать роль и место коммерциализации объектов ИС в развитии наукоемких производств.
Интеллектуальная собственность – это один из главных факторов инновационного развития экономики в силу того, что человеческий, клиентский, организационный, в том числе марочный, капитал, а также гудвилл, другие нематериальные преимущества компании, которые могут быть превращены в стоимость, – это составляющие интеллектуального капитала, который, в свою очередь, выступает мощным фактором развития организаций и повышения их стоимости [1]. Управление стоимостью интеллектуальной собственности наравне с управлением стоимостью материальной собственности – это элементы стоимостного мышления. Но конвертироваться в стоимость объекты интеллектуальной собственности могут только при условии их коммерциализации. Сегодня коммерциализация объектов интеллектуальной собственности (ОИС) приобретает большое значение для инновационного развития предприятий и организаций, а также страны в целом.
На протяжении истории человечества основой национального богатства было владение материальными объектами. Между тем, сейчас данная схема изменилась и в качестве новых стимулов для формирования национального богатства в нынешнем обществе стали выступать ценности, основой которых являются знания. Интеллектуальное производство – это решающий фактор экономического развития, его ключевой формой является интеллектуальная собственность. От объектов интеллектуальной собственности существенно зависит обеспечение конкурентоспособности услуг и товаров, что превращает их в, решающий фактор экономического роста.
Наукоемкое производство – производство, в основе которого лежит интеллектуальный продукт в виде новых технологий, изобретений, ноу-хау и иной научно-технической продукции, и деятельности.
Увеличение важности интеллектуальной собственности может проявляться в разных формах – относительной и абсолютной. Если речь идет об абсолютных значениях значимости интеллектуальной собственности, то необходимо подчеркнуть, что увеличение ее значимости выражено в росте рыночной цены на различные виды объектов права интеллектуальной собственности, и размерах убытков правообладателей. Так, к примеру, стоимость лицензий на пользование объектами промышленной собственности и технологиями в целом по всему миру на настоящее время достигла более 50 млрд. долл. в год [3]. В соответствии с оценками экспертов, объем продаж в рамках международного рынка наукоемкой продукции, произведенной на основе пользования интеллектуальной собственностью, достигает 2,3 трилл. долларов в год. Названия торговых марок (брендов) стали ценнейшим нематериальным активом, зачастую превышая стоимость основного капитала (или материальных активов). Данную общую тенденцию увеличения абсолютных размеров стоимости интеллектуальной собственности можно продемонстрировать на примерах некоторых компаний.
Между тем важность интеллектуальной собственности выражается как в росте ее абсолютных размеров, так и относительных. К примеру, если рассматривать виды собственности, выступающие в качестве объектов торговли на рынках в наиболее развитых странах, наблюдается определенная тенденция: темпы роста показателей торговли интеллектуальной собственностью выше темпов роста торговли прочими видами собственности. Например, торговля лицензиями на пользование промышленной собственностью характеризуется приростом до 12% в год, одновременно с этим рост мирового промышленного производства не выше 2,5-3% в год. Определенная значимость интеллектуальной собственности выражена и в более высоких (в сравнении с прочими видами стоимости) темпах роста, и отражается в балансах организаций. Торговые и производственные предприятия от многонациональных компаний и средних и малых предприятий могут получать некоторую выгоду, накапливая активы в форме объектов интеллектуальной собственности и осуществляя их коммерциализацию. Данная деятельность способствует развитию конкуренции, а также выгодных перспектив для бизнеса, обеспечивает создание резерва рабочих мест, формирование кадров и профессиональное обучение, способствует наполнению рынка необходимыми услугами и товарами, увеличивает доходы отдельных людей и бизнеса [5]. Кроме того, коммерциализацией и охраной интеллектуальной собственности обеспечивается потенциальная возможность внесения положительного вклада в усилия государства, направленные на привлечение иностранных инвестиций, стимулирование внешней торговли, формирование условий, необходимых при передаче технологий в наукоемкой отрасли [2].
Одним из главных этапов коммерциализации интеллектуальной собственности является их выявление в организации и правовая охрана и поддержка. Дело в том, что именно зарегистрированные результаты интеллектуальной деятельности человека становятся, согласно законодательству РФ (ГК РФ), объектами интеллектуальной собственности.
В основе стратегии охраны ИС, обычно, лежит выбор одного из 3 способов, а именно: получение охранного документа (свидетельства, патента), защитная публикация или охрана в режиме ноу-хау. Наиболее надежной формой охраны РИД принято считать патент, который дает правообладателю монопольное право на распоряжение ИС, запрещая делать это кому-либо еще. Между тем, право на распоряжение интеллектуальной собственностью появляется только на территориях и на сроки, предусмотренные выданным патентом. На данный момент ключевая технология чаще всего охраняется целым пакетом патентов на изобретения, промышленных образцов, полезных моделей и ноу-хау.
Есть несколько базовых способов коммерциализации ИС:
- лицензионное соглашение (также и перекрестное лицензирование);
- продажа в соответствии с договором отчуждения исключительных прав;
- внедрение в собственной организации;
- договор коммерческой концессии;
- внесение прав на ИС в уставной капитал создаваемого предприятия;
- пользование правами на ИС как объектом залога [4].
В настоящее время положение России характеризуется недостаточным развитием рынка интеллектуальной собственности с целью обеспечения конкурентоспособного положения экономики страны на международном уровне. Несмотря на то, что сейчас зафиксировано участие отдельных субъектов экономики в международной торговле ИС, их, тем не менее, пока нельзя сравнить с основными участниками рынка ИС – Японией, США, Южной Кореей и Германией. Российский рынок услуг и товаров не может быть в полной мере назван цивилизованным, результаты интеллектуальной деятельности же не всегда защищены должным образом, что обуславливает нарушения прав собственников и выступает в качестве основного тормоза для внедрения инновационных производств, а также экономического развития страны [4].
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выступая в качестве важнейшего элемента успешной бизнес-деятельности, коммерциализация становится одним из главных условий для эффективного внедрения результатов инновационной деятельности в каждой стране. Индивидуальность инновационной продукции предполагает разработку собственного подхода к этому процессу на каждом предприятии. Потому для успешной коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и инноваций предприятия должны уделять пристальное внимание выбору способа коммерциализации. Предприятие, способное не только на разработку инновации, но и на правильную ее реализацию, способно также сохранять свою конкурентоспособность и повышать эффективность деятельности в отрасли наукоемких производств.
Библиографический список
- Домнина С.В. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности как фактор инновационной экономики // Инновационные стратегии развития экономики и управления. Сборник статей. – Самара, 2014. – С. 142-147.
- Костромитин П.А. Интеллектуальная собственность в постиндустриальной экономике // Вестник Евразийской науки. – 2018. – №2. – Том 10. – С. 1-7.
- Манякин М.А. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности в наноиндустрии как фактор повышения конкурентоспособности экономики России // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2016. – №3 (36). – С. 120-126.
- Николаева Л.П. Коммерциализация интеллектуальной собственности инновационной компании как фактор экономического развития // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013. – Выпуск №39. – С. 132-141.
- Победин Л.С. Интеллектуальная собственность и методы ее коммерциализации // Молодой ученый. – 2018. – №24. – С. 158-160.