КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУКОЕМКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Портнова Анастасия Игоревна
МИРЭА-Российский технологический университет
студент 2 курса магистратуры по специальности: «Экономика наукоемких производств»

Аннотация
На рынке товаров и услуг, техники, технологий с каждым годом борьба за потребителей становится все ожесточённой, что связано с ростом предлагаемых товаров и услуг, быстрым развитием технологий производства.
На современном этапе отмечается рост интеллектуальной составляющей производственных ресурсов, поэтому все острее и актуальней становится вопрос внедрения, использования, реализации и защиты результатов интеллектуального труда. Объекты интеллектуальной собственности активно вовлекаются в экономический оборот, становятся товаром, предметом коммерциализации. Очень важно иметь некие преимущества, которые позволять объектам интеллектуальной собственности приносить больше прибыли.
Именно процесс коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и его влияние на конкурентоспособность наукоемкого предприятия будет рассмотрен в данной статье.

Ключевые слова: , , , , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Портнова А.И. Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности как фактор повышения конкурентоспособности наукоемких предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/10/16733 (дата обращения: 11.03.2024).

В развитии мировой экономики экономический потенциал страны значительно зависит от уровня развития науки и техники, который невозможен без новаторства, появления и углубления инновационных процессов, повышения уровня информатизации общества.

В частности, для экономики России модернизация и усовершенствование технологической базы промышленности особенно актуальна именно сейчас, так как постсоветские технологии становятся неконкурентоспособными, их вытесняет современная техника, технологии, программное обеспечение, то есть существует необходимость в использовании эффективных технологий и нововведений.

Для того, чтобы обеспечить систему создания инноваций и их последующей коммерциализации, необходима концентрация ресурсов и объединение науки и менеджмента для создания и продвижения новых продуктов и технологий.

Основный целью данной статьи является изучение способов повышения конкурентоспособности продукции предприятия за счет коммерциализации объектов интеллектуальной собственности наукоемких производств.

В настоящий момент во всем мире среди всех видов собственности (недвижимость, банковский и промышленный капитал, ценные бумаги и т. д.) все более существенное значение приобретает собственность интеллектуальная. В условиях огромного количества товаров и услуг, продавцов и покупателей, конкурентная борьба становиться все сильнее, появляется необходимость в особых конкурентных преимуществах. Что обуславливает объективную потребность в оценке и защите объектов интеллектуальной собственности средств индивидуализации.

Интеллектуальная собственность представляет собой регулирование на законодательном уровне отношений, связанных с использованием и защитой объектов интеллектуальной деятельности. Следовательно, права лиц, вытекающие из отношений интеллектуальной собственности, – исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности [1].

В настоящий момент на предприятиях происходит расширение понятия интеллектуальной собственности. Всю большую значимость начинают приобретать человеческие знания, опыт, умения и информация, то есть собственность на управление (человеческий капитал). Сейчас при развитии любого производства невозможно не учитывать значение инновационных процессов, пренебрегать управлением интеллектуальной собственностью компании.

Индивидуальные преимущества, лидерство, все больше становятся следствием эффективного использования уникальных факторов нематериального, неосязаемого характера, которые включают в себя объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальные ресурсы обладают одной интересной особенностью – они неисчерпаемы, но, кроме этого, с их помощью можно рационально использовать ограниченные ресурсы.

Создание инноваций является конечным результатом успешного инновационного проекта, очень важно до конца разработок начать процесс коммерциализации.

Коммерциализация – это процесс привлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот, использования нематериальных активов в хозяйственной деятельности предприятия для достижения поставленных целей.

Он включает в себя несколько основных этапов:

— отбор наиболее интересных научно-технических разработок, анализ потенциального рынка (определение сегмента рынка, возможной доли продаж, востребованность продукта у потенциального покупателя и т.д.), проведение анализа сильных и слабых сторон (SWOT-анализ), расчет показателей экономической эффективности проекта, далее необходимо выявить потребности рынка, привлечь промежуточных инвесторов, которые обеспечат доведение технологии до стадии серийного или массового производства;

—  поиск инноваций для внедрения инновационного продукта;

— формирование финансовых средств, закрепление и распределение прав между участниками. Учитывая интересы каждого из участников, закрепление прав на результат интеллектуальной деятельности является единственным возможным механизмом внедрения инновационных продуктов в реальный промышленный сектор;

— запуск инновационной разработки в производственный процесс [2].

Таким образом, завершается процесс коммерциализации, на рынке появляется новый продукт, все участники начинают получать прибыль по обратной цепочке от предприятий-производителей до разработчиков.

Кроме того, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности может играть немаловажную роль – она может обеспечить повышение конкурентоспособности наукоемкого предприятия.

Внедрение различного рода инноваций в различные процессы деятельности предприятия позволит существенно укрепить производственную, научно-техническую, финансовую сферы деятельности предприятия. Конечный результат инновационной деятельности, получивший применение в дальнейшей деятельности предприятия, начнет давать экономический эффект. За счет инноваций организация может производить конкурентоспособную продукцию (товар), а благодаря инновационной активности – повышать уровень собственной конкурентоспособности.

Инновационная деятельность наукоемкого предприятия является важным фактором повышения конкурентоспособности, состоящая в способности к мобилизации инновационного, интеллектуального, ресурсного и другого потенциала, включающую степень интенсивности и энергичности деятельности осуществляемых действий по разработке, внедрению и распространению инноваций. То есть инновационная активность является эффективным механизмом стимулирования инновационной деятельности предприятия.

Не маловажную роль играет и менеджмент организации, который, имея множество гипотетических инноваций, должен определить возможность и необходимость внедрения их в производство на основе степени их новизны, взаимодействия данных инноваций в структуре организаций.

Управление интеллектуальной собственностью представляет собой совокупность действий и мероприятий, направленных на обеспечение эффективного планирования, организации и контроля процессов формирования, развития и использования интеллектуальной собственности предприятия, а также мотивации процессов накопления и умножения этих активов. Цель управления – обеспечение достижения максимального результата от их использования при минимизации затрат на эти активы.

На уровне предприятия основная задача управления интеллектуальной собственностью состоит в сохранении, развитии интеллектуального потенциала как стратегического ресурса предприятия и повышении его конкурентоспособности и экономической безопасности за счет удовлетворения потребностей рынка.

Наиболее важным влиянием инноваций на конкурентоспособность является удержание конкурентных преимуществ. Их степень устойчивости обуславливается возможностью постоянного совершенствование и расширение конкурентных преимуществ и их источников.

В следствии чего наукоемкое предприятие улучшает свои позиции на рынке и получает следующие основные эффекты:

—  повышение конкурентоспособности производимого товара, которое создает новые конкурентные преимущества на ближайшую и среднесрочную перспективу;

—  привитие потребителям новых потребностей, которые создают новые конкурентные преимущества на отдаленную перспективу;

—  повышение эффективности производства, которое преобразует конкурентоспособность товарной массы в конкурентоспособность наукоемкого предприятия [1].

Необходимо отметить, что инновационный тип конкурентного поведения – это состязание между организациями за возможность получения наибольшей прибыли посредством создания и введения на рынок новых товаров и услуг для потребительского и производственного секторов, за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции.  Главная цель предприятия при ведении конкурентной борьбы – обогнать и перегнать конкурентов-производителей уже знакомых рынку товаров и услуг.

В заключении хотелось бы отметить, что для эффективной реализации своей деятельности в условиях постоянно усиливающейся конкуренции, особенно на внешних рынках, наукоемким предприятиям необходимо постоянно создавать и обновлять свои уникальные конкурентные преимущества, которые зачастую реализуются в форме инноваций. Коммерциализация инноваций является фактором повышения конкурентоспособности за счет внедрения и использования изобретений, приводящих к сокращению издержек производства, наращиванию производственных мощностей, ускорению оборачиваемости продукции за счет сокращения производственного цикла и трудозатрат персонала, что в конечном итоге обеспечит предприятию не только устойчивое технологическое лидерство, но и возможность производства уникальной продукции и обеспечение монопольной власти.


Библиографический список
  1. Пфецер Д.И., Д.В. Научная статья на тему: «Влияние инноваций на конкурентоспособность организаций». Управление экономическими системами: электронный научный журнал //ООО «Д-Медиа», 2017.
  2. Мухопад  В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности //ИНФРА-М, 2019
  3. Щербаков В.Н., Финансирование и коммерциализация инноваций. Учебник для магистров// Дашков и КО, 2018


Все статьи автора «Портнова Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: