НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Бельницкий Данила Станиславович
Российский университет транспорта (МИИТ)

Аннотация
Статья посвящена вопросам реального состояния транспортной отрасли и особенностям её развития, взаимозависимости экономики хозяйства государства российского и транспорта. Также рассмотрены предложения по совершенствованию транспортной системы.

Ключевые слова: ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бельницкий Д.С. Некоторые аспекты функционирования и развития транспорта в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/07/16626 (дата обращения: 25.04.2024).

Ввиду значительного влияния транспорта на экономику нашей страны, применение на транспорте самых передовых технологий и современной техники является определяющим для развития экономики государства. Чем больше новых технологий будет использоваться на транспорте, тем быстрее будет развиваться экономика.

Начиная с конца 70-х и в первой половине 80-х гг. ввиду низких темпов развития транспортной отрасли и недостаточного внимания со стороны государства к проблемам транспортников, многие предприятия ухудшили качество своей работы, хотя объемы перевозок не имели существенных и резких изменений. В этот так называемый «застойный» период почти повсеместно понизился уровень использования транспортных средств и, в первую очередь, подвижного состава; чаще, чем раньше, нарушались расписания движения поездов; возросла порча и утрата грузов в период транспортировки, а также аварийность; снизилось качество обслуживания пассажиров – все это было связано с ухудшением дисциплины и ослаблением материально-технического обеспечения транспорта.

Для преодоления упомянутых серьезных упущениях на транспорте существуют два главных рычага: укрепление во всех звеньях организационной структуры трудовой, технологической дисциплины и ускорение научно-технического прогресса.

Сегодня в транспортной отрасли занято около 3 млн. человек, что составляет 2 % от всего населения нашей страны.[1] Однако за период с 2005 года по 2015 годы численность работников занятых на транспорте постоянно сокращается, так за этот период она сократилась с 3160,8 до 2763,2 тыс. человек.1 Сокращение численности осуществлялось на всех видах транспорта, кроме трубопроводного. Трубопроводный транспорт – единственный вид транспорта, который развивается в нашей стране и имеет необходимую государственную поддержку. Численность работников этого вида транспорта увеличилась с 176,0 до 199,6 тыс. человек1 и будет увеличиваться и дальше. И это говорит, прежде всего, о развитии этого вида транспорта, так средняя заработная плата работников здесь составляет 71,0 тыс. руб.1 Самым многочисленным по числу работников является сухопутный транспорт, в котором заняты в 2015 году 995,2 тыс. человек,1 среднемесячная заработная плата работников которого сократилась 29,4 тыс. руб.1 Те же тенденции имеют место и на железнодорожном, внутреннем водном и воздушном видах транспорта. Так численность работников по видам транспорта в период с 2005 по 2015 годы сократилась на 412,8; 37,8 и 28,7 тыс. человек1 соответственно. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность за этот период также подверглась изменениям и численность занятых здесь работников за период с 2005 по 2015 выросла на 148,9 тыс. человек.1

Реальная дифференциация компенсации за труд руководителей и рядовых работников продолжает оставаться существенной и отличается от средней заработной платы в десятки раз, а высшего менеджмента – в сотни. Особенно это касается железнодорожного, морского и воздушного видов транспорта.

Такие показатели свидетельствуют о деградации транспортной отрасли, в связи с чем настоящее ее положение требует особого внимания и специальных мероприятий со стороны общества, бизнеса и правительства нашей страны.

В таких условиях повышение уровня культуры, дисциплины и ответственности всех участников перевозочного процесса невозможно без обеспечения адекватной компенсации труда работников, усиления требовательности менеджмента к исполнителям в части соблюдения ими своих должностных обязанностей, действующих правил и соответствующих предписаний, без совершенствования системы специальной подготовки и воспитания кадров: рабочего, инженерно-технического и управленческого состава в духе высочайшей ответственности всех работников транспорта перед законом и обществом.

Кадровая политика с низким уровнем социальной поддержки и мотивации работников не несет положительных тенденций для будущего экономики страны, а если говорить начистоту, то кадровая политика сегодня вообще отсутствует и, к сожалению, не только в транспортной отрасли.

Что касается научно-технического прогресса на транспорте в современных условиях – это задача многоплановая, сложная и капиталоемкая, но она должна быть решена, так как не существует другого пути для выхода транспорта на уровень, отвечающий всем перспективным требованиям экономики российского государства.

Несмотря на большой потенциал и мощность отечественного транспорта и выполняемую им огромную работу, его техническое и технологическое оснащение последние три десятилетия не обновлялось в той степени, в какой это было необходимо, а то, что внедрялось, не может быть признано совершенным в сравнении с лучшими образцами зарубежной и отечественной техники и технологии. Недостаточно развивалась сеть путей сообщения по сравнению с потребностями экономики и развития техники и технологий.

Перевооружение отечественного транспорта может и должно опираться на новейшие достижения науки и передовой техники. Транспорт, как особо динамичная система, всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных отраслей науки, включая фундаментальные. Более того, во многих случаях он выступал прямым заказчиком перед большой наукой и стимулировал ее собственное развитие. Трудно назвать область исследований, не имевшую отношения к транспорту. Особенно большое значение для транспортного прогресса имели фундаментальные исследования в области таких наук, как математика, физика, механика, термодинамика, гидродинамика, оптика, химия, геология, астрономия, гидрология, биология и другие. В этих областях транспорт часто выступал катализатором открытий важных общих объективных законов. Можно утверждать, что развитие в угольной, металлургической, нефтяной и ряде других отраслей экономики произошло на первых порах под воздействием потребностей соответствующих видов транспорта. В свою очередь некоторые открытия и достижения, полученные в рамках собственно транспортных наук, обогащают другие науки и широко используются во многих нетранспортных сферах народного хозяйства.

Кибернетика как наука о наиболее общих законах управления была подготовлена всем ходом развития человечества, но получила статус самостоятельной науки лишь на рубеже первой и второй половины 20-го столетия. Можно утверждать, что формирование кибернетики как науки связано, а вернее предопределено, в основном исследованием законов движения, что является сутью транспорта. Поэтому не случайно транспорт был первой отраслью, которая способствовала легализации этой науки в нашей стране, а затем и ее развитию. Не существует двух мнений о том, что прогресс транспорта зависит от самого широкого использования новейших результатов, добытых наукой и техникой, а также от организации глубоких исследований в рамках научных и конструкторских организаций и учреждений самого транспорта, т. е. в сфере транспортной науки.

Сегодня для обеспечения научно-технического прогресса на транспорте требуется использование последних, постоянно обновляемых результатов научных исследований и передовой техники и технологий, перспективных и результативных не сегодня, а завтра. И не только потому, что необходимо преодолеть допущенное отставание в транспортной отрасли, а в силу всеобщего закона усложнения, когда в убыстряющемся темпе развития наука и техника открывают новые пути и методы совершенствования всех отраслей экономики, включая транспорт. Фактически речь идет о синхронном развитии всех отраслей экономики, удовлетворяющих потребностям общества.

Важнейшее значение в современном обществе имеет степень удовлетворенности общества качеством транспортных услуг. Надо сказать, что данный показатель крайне низок, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований. Так пассажирский транспорт не удовлетворяет потребностям населения: по качеству подвижного состава, времени в пути, неразвитости транспортной инфраструктуры, разобщенности видов транспорта, необоснованно высоких транспортных тарифов в сравнении с прожиточным минимумом и реальными доходами населения. Грузовой транспорт и рынок грузовых перевозок испытывают серьёзные ограничения в развитии по следующим причинам: уровень развития транспортной инфраструктуры; отсутствие реальной государственной поддержки предприятий при обновлении подвижного состава и основных фондов; разобщенность видов транспорта; отсутствие регулирующей функции государства рынка транспортных услуг, особенно модальных перевозок; крайне низкое качество менеджмента; старение квалифицированных кадров, отсутствие преемственности поколений; отсутствие реальных деловых связей между учебными заведениями и транспортными предприятиями и т.д.

В самом общем виде транспортная наука занимается изучением специфических законов функционирования транспорта и взаимодействия его с другими отраслями народного хозяйства, а также с окружающей средой. Понятие «транспортная наука» по существу собирательное, поскольку эта наука слагается из многих, достаточно обособленных разделов, которые изучают научные проблемы отдельных видов транспорта и экономики не только отраслевой, но и государственной. Эффективность транспорта достигается прежде всего во взаимодействии со всеми участниками транспортной системы, а значит практически со всеми отраслями и рынками экономики страны.

Для разрешения сложных и дорогостоящих работ по модернизации транспорта большое значение приобретает составление прогнозов развития экономики и отдельных  отраслей, а с появлением Форсайт-технологий мы имеем возможность увидеть «картинку» будущего. Можно представить более детально и направить усилия по развитию транспортной отрасли на направления, которые будут актуальны в будущем, тем самым не тратя время и средства на развитие направлений, которые не будут востребованы завтра. Безусловно, это затратное и трудоемкое дело «рисовать картину будущего» сегодня да еще и в деталях, поскольку структура и функционирование транспорта определяются не только внутренними задачами, но и непосредственно зависят от уровня развития всех других отраслей экономики.

Современная жизнь характеризуется постоянным увеличением темпа и скорости развития экономики, науки и техники во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, с одной стороны, облегчает осуществление Форсайт-проектов и составление прогнозов, вооружая их новейшими средствами, математическими методами и IT-технологиями для предвидения реальных путей развития транспорта, но с другой – предопределяет более быструю смену характера техники и технологии во всех отраслях экономики, включая и сам транспорт. В наше время научно-технический прогресс развивается лавинообразно. Действительно, в прошлом от возникновения идеи до ее реализации проходили столетия и десятилетия, теперь – нередко считанные годы, а порой и месяцы. С увеличением темпа экономических и социальных процессов экономические системы не могут развиваться медленнее, в противном случае общество будет сталкиваться со сложными ситуациями, которые иногда называют коллапсом.

В результате чего происходит быстрое моральное старение техники, технологий и собственно производства и главное – моделей управления теми или иными процессами; возникает необходимость переподготовки (переориентации, переспециализации) кадров; растет объем денежных, материальных и трудовых затрат на реинжиниринг. В этих условиях развивать определенные направления и вкладывать значительные ресурсы в его развитие (как и любой другой отрасли) можно и нужно только имея некоторое обоснованное представление о будущем. Если говорить о развитии транспорта в целом, то горизонтом Форсайта следует выбирать 30-40 лет.

Сегодняшнее развитие общества и экономики формируют новые требования к транспорту будущего, который должен стать: быстрее (посредством новых технологий, техники и материалов), технологичнее (в результате новых научных технологий и разработок, например: Форсайт–технологии), мобильнее (за счет логистики и IT-технологий), дешевле (за счет синергетического эффекта) и эффективнее (за счет IT-технологий; взаимодействия и координация участников транспортного рынка; эффективного менеджмента).

Условия и тенденции развития экономики говорят о необходимости осуществлять завтрашнюю политику развития транспортной отрасли уже сегодня. Недооценка или неправильная оценка будущих перспективных направлений развития может обернуться омертвлением капиталов, нерациональным использованием материальных и трудовых ресурсов, отставанием в научно-техническом развитии, снижением эффективности работы транспортной отрасли, как следствие ростов транспортной составляющей в цене продукции. Не менее важное значение имеет социальная среда и мотивация персонала. Сегодня нужно обществу, бизнесу и государству объединить усилия и направить их на развитие отечественной экономики в целом и в частности на развитие транспортной отрасли (локомотива экономики), прежде всего транспортной инфраструктуры, использование новой техники, технологий перевозки грузов и пассажиров, создание комфортной социальной среды и мотивации работников транспорта.


Библиографический список
  1. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. – М., 2016. – 112 с.


Все статьи автора «Бельницкий Данила Станиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: