ОПТИМАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК ИЗ КИТАЯ В ЕВРОПУ

Бельницкий Данила Станиславович1, Достиярова Амина1
1Российский университет транспорта (МИИТ)

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации железнодорожного сообщения между портами Усть-Луга (Россия) - Ляньюньган (Китай) в рамках организации грузового интермодального сообщения между Азией и Европой.

Ключевые слова: , , , , , ,


Библиографическая ссылка на статью:
Бельницкий Д.С., Достиярова А. Оптимальное направление организации грузовых перевозок из Китая в Европу // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2019/06/16631 (дата обращения: 13.03.2024).

Развитие экономики Евразийского континента, растущие потребности внутренних рынков Российской Федерации, Казахстана и Китая ставят новые задачи перед транспортной отраслью. Недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и современных технологических решений не позволяют в полной мере удовлетворять потребности экономики в перевозках.

Рост экономики естественным образом формирует новые требования к транспортному комплесу: к его инфрастркутуре, техническим сретствам и технологическим решениям. Несоответствие логистической инфраструктуры и технико-технологических решений новым условиям и потребностям будет тормозить развитие экономических процессов, сдерживать рост товарооборота между заинтересованными в торговых взаимоотношениях странами, прежде всего Китая, Казахстана и России.

Комплексное решение задачи организации функционирования транспортно-технологического комплекса Усть-Луга (Россия) – Ляньюньган (Китай) позволит существенно повысить эффективность перевозочного процесса. Развитие международного транспортного коридора «Шёлковый путь» на направлении Усть-Луга (Россия) – Ляньюньган (Китай) и организации перевозочного процесса на его инфраструктуре, где в качестве основного вида транспорта предлагается использовать железнодорожный, и является одним из таких решений. Предполагаемая схема маршрута перевозки на направлении Усть-Луга (Россия) – Ляньюньган (Китай) представлена на рисунке 1.
Выбор такого направления обусловлен тем, что здесь сосредоточен значительный грузопоток, на этом направлении – это кратчайший маршрут, имеющаяся логистическая инфраструктура выполнена с учетом современных международных требований, что открывает возможности для применения самых совершенных технологий, позволяющих перерабатывать не менее

Расстояние между морским портом Усть-Луга и портом Ляньюньган по железной дороге составляет 9100 км, из них 2600 км по территории России, 2200 км по территории Казахстана и 4300 км по территории Китая. На инфраструктуре международного транспортного коридора «Шёлковый путь» в настоящее время организовано железнодорожное сообщение с возможностью пропуска поездов унифицированной длиной 850 м.

По территории Российской Федерации на участке около 2200 км перевозка осуществляется железнодорожным транспортом по двухпутному электрифицированному пути. Предполагаемая тяга поездов может быть реализована с использованием электровозов 2ЭС10 «Гранит» - грузовых двухсекционных, восьмиосных, магистральных. По территории Казахстана протяженность пути составляет около 2000 км, здесь грузовое железнодорожное сообщение может быть организовано на двухпутном электрифицированном участке с использованием грузового магистрального электровоза KZ8А. На Китайской части маршрута возможно использование электровозов HXD1, HXD2, HXD3 [4]. Протяженность всего железнодорожного маршрута модального сообщения составит 9100 км, который может быть преодолен всего за 12-14 суток, в то время как из Европы через Суэцкий канал в Китай грузы доставляют морским транспортом более чем за 30 суток [2].

Одной из крайних точек маршрута является модальный комплекс «Усть-Луга», дислоцированный на прибрежной территории Финского залива в Ленинградской области, инфраструктура которого позволяет осуществлять перевалку грузов на морской транспорт, открывая возможности сообщения с морскими европейскими портами. На территории комплекса функционирует многопрофильный перегрузочный комплекс МПК ЮГ-2, предназначенный для перевалки более 20 категорий грузов, в том числе автомобилей, крупногабаритной накатной техники, контейнеров (рисунок 2) [7]. В настоящее время в порту работают 12 терминалов, обеспечивающих перевалку наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования, терминалы позволяют применять передовые технологии перевозки грузов и способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.

В рамках программы “Новый Шелковый Путь”, инициированной Президентом Республики Казахстан Н.Н. Назарбаевым, реализуется большое количество крупных транспортных инфраструктурных проектов, в том числе и в железнодорожной сфере. В соответствии с соглашением от 11 сентября 1995 г. об использовании морского порта Ляньюньган для переработки и транспортировки казахстанских грузов в 2013 г. завершена разработка технико-экономического обоснования по строительству логистического контейнерного терминала в порту Ляньюньган. В 2015 году терминал в Ляньюньгане начал свою работу. Общая стоимость проекта составила 99,4 млн долларов (рисунок 3) [6].

Ляньюньган занимает 23 место среди крупнейших портов мира. Площадь порта составляет 100 кв. км из них 57 кв. км – общая площадь складов. Железнодорожная станция Ляньюнь (Ляньюньган) располагается на территории города Ляньюньган. Через порт транспортируются следующие категории грузов: в контейнерах, руды, продовольствие, уголь, кокс, продукция химической промышленности, автомобили, самоходная техника и «грузы на колесах». Порт способен перерабатывать до 200 млн. тонн груза.

Международный транспортный коридор вызывает интерес у крупнейших экспедиторов, которые заинтересованы в перевозке грузов на направлении Китай – Европа. Учитывая потенциал рынков России, Казахстана, Китая и стран Европы можно предположить, что грузопоток внутри этих стран будет существенным. Сегодняшние реалии свидетельствуют о перспективах развития этого направления перевозок, создание нового транспортного коридора на направлении Восток-Запад создаст конкурентную среду на этом направлении, открыв новые возможности для владельцев грузов, транспортных и экспедиционных компаний, модальных и PL-провайдеров.

Принципиальная схема организации модальной перевозки на направлении Китай – Европа через Казахстан и Россию – «Шелковый путь» представлена на рисунке 4. Основными перевозимыми грузами будут 40-футовые контейнера, которые складируются и хранятся в порту Ляньюньган. Контейнера грузят на грузовые вагоны (фитинговые платформы) затем перемещают на приграничную станцию Алтынколь, где производится таможенный контроль и перестановка тележек железнодорожных вагонов для перехода с узкой на широкую колею. Далее груз транспортируют до порта Усть-Луга, в этом порту с грузом в рамках интермодальной перевозки выполняется комплекс логистических услуг, включая погрузочно-разгрузочные работы и подготовку контейнеров для отправки в страны Европы.

Для определения ориентировочной стоимости перевозки контейнеров по международным маршрутам необходимо определить стоимость перевозки одного 40-футового контейнера. При расчете стоимости данного типа контейнера учтены основные виды расходов:
- тарифная ставка за перевозку крупнотоннажного контейнера и стоимость перемещения вагонов из морских портов Китая и России, ;
- сборы за перегрузку, ;
- сборы за переоформление документов, ;
- таможенные платежи в Китае и Таможенном союзе Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), ;
- сбор за предоставление перевозчиком оборудования и приспособлений, ;
- сборы за пломбирование на пограничной станции, ;
сборы за перестановку на тележки другой ширины колеи, ;
- услуги погрузочно-разгрузочных работ в порту (при необходимости), . [10]

На основании этих составляющих определим стоимость перевозки на транспортных коридорах:

      (1)

Кроме того, при организации перевозки нужно учитывать иные расходы, такие как оплата услуг таможенного представителя, страхование, простой вагона и другие дополнительные расходы. Естественно, экономическая эффективность определяется для каждой конкретной перевозки и сравнивается с возможными альтернативными вариантами.

Сегодня существует другие альтернативы железнодорожного сообщения, связывающие Азию, Россию и Европу.

Транссиб — это единственная альтернатива морскому транспорту из Восточной и Юго-Восточной Азии вокруг Африки через Суэцкий канал. Согласно информации предоставленной Международной ассоциацией «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам», объем транзитных перевозок контейнерными поездами по Транссибирской магистрали с начала 2017 года составил 68,3 тыс. 40-футовых контейнеров [9]. Однако, необходимо учитывать факт общего состояния Транссибирской магистрали, где большая часть пути остро нуждается в капитальном ремонте. Данный транспортный коридор загружен и встает вопрос о его пропускной способности. Еще одним недостатком является экономически невыгодная доставка груза в ЕС для Юго-Восточной Азии, что в свою очередь стало основой для создания нового МТК Ляньюньган-Баку-Тбилиси-Карс.

После ввода в эксплуатацию коридора Ляньюньган-Баку-Тбилиси-Карс товарооборот между Россией и КНР упал. Данное направление уступает предложенному коридору по своей более сложной транспортно-технологической схеме перевозки, у которой есть свое преимущество – оно состоит в том, что груз из КНР попадает в центральную часть Европы.

На основании анализа можно заключить, что предложенный рассматриваемый в настоящей статье маршрут перевозки может быть эффективнее существующих на 9% по основным экономическим показателям и может возрасти при увеличении трафика, что немало. Вместе с тем необходимо учесть и другие выгодные стороны маршрута, такие как расстояние, возможные особые условия при перевозке по территории таможенного союза, отсутствие перестановок тележек разных колей и другие.

Эффективность предлагаемого направления перевозок будет более ощутимой при применении инновационных решений в вагоностроении. Сегодня требуется решение ряда задач по обеспечению модальных перевозок на направлении «Шелковый путь», к ним в первую очередь можно отнести: техническое решение перехода вагонов с колеи 1520 мм на 1435 мм для пассажирских и грузовых поездов, одним из таких решений может быть применение раздвижных колесных пар с колеи 1520 мм на колею 1435 мм (рисунок 5) [1]; 80-ти футовые платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров; внедрение унифицированной системы тормозного оборудования подвижного состава стран СНГ и Китая; применение технических решений по взаимозаменяемости автосцепного оборудования подвижного состава стран СНГ и Китая.

Ряд отечественных производителей вагонов, такие как АО «Тихвинский Вагоностроительный Завод», ЗАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «Завод металлоконструкций», ОАО «Трансмаш» (Энгельс) спроектировали и ввели в эксплуатацию фитинговую платформу, предназначенную для перевозки крупнотоннажных контейнеров длиной 80 футов и оборудованная специализированными фитинговыми упорами, которые было бы целесообразно использовать как одно из технических решений для организации интермодальных перевозок (рисунок 6).

Взаимозаменяемость автосцепного оборудования разных стандартов является проблемой, решение которой возможно посредством конструкции унифицированных автосцепок. Также необходимо обеспечить гармонизацию технических требований и технологических регламентов в странах, участвующих в такого рода перевозках.
В перспективе при реализации этих мероприятий возможно организовать модальные перевозки контейнерных маршрутов на направлении от порта Усть-Луга до порта Ляньюньган за 12-14 суток, что позволит повысить эффективность перевозок между Европой и Азией.
Организация на рассматриваемом направлении международного транспортного коридора «Шелковый путь» с применением инновационных технических и технологических решений позволит странам-участницам обеспечить регулярное железнодорожное сообщение как элемента модальной перевозки из Китая в Европу. Соединение двух современных транспортно-логистических комплексов создает возможности формирования пулов для межтерминальных перевозок на направлении Китай – Казахстан – Россия – Европа (Восток – Запад). Главным преимуществом такого технологического решения является новая возможность снижения затрат на перевозку и транспортной составляющей в цене товаров.


Библиографический список
  1. Айкумбеков М.Н., Нургалиева А.М., Достиярова А.А. К вопросу развития транзитного потенциала республики Казахстан в проекте «Шёлковый путь». – Маркетинг и логистика: инновационные стратегии, технологии и решения: сб. статей межд. науч. конф. – Казахстан, Алматы, 2017. – 480 с. – каз., рус., англ.
  2. Гринев А.А., Достиярова А.А. Развитие международного транспортного коридора «Шёлковый путь», XVIII Научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов» Москва, РУТ (МИИТ), 2017. – С.VIII-5 – VIII-6.
  3. Единый транзитный тариф ОСЖД (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2018 года), Комитет ОСЖД, г. Варшава.
  4. Никитенко В. Локомотивы прогресса. Китай // [Электронный ресурс]. URL: https://vlad-hunrider.livejournal.com/362127.html (дата обращения 20.02.19).
  5. Раздвижная колесная пара: патент 2222447 Рос. Федерация. № 2000124335/04, заявл. 22.09.00; опубл. 27.12.2008, БИ: 36/2008.
  6. Порт Ляньюньган увеличит грузопоток товаров через Казахстан. Центр деловой информации «Капитал» // [Электронный ресурс]. URL: https: // kapital.kz / economic / 44060/ port – lyanyungan – uvelichit – gruzopotok – tovarov – cherez – kazahstan. html (дата обращения 20.02.19).
  7. Порт Усть-Луга // [Электронный ресурс]. URL: http://www.ust-luga.ru/activity/port (дата обращения 20.02.19).
  8. Резер С.М., Прокофьева Т.А., Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. – М.: ВИНИТИ РАН. 2010. – 312с., илл.
  9. Симонова Т. Рост транзитных перевозок контейнерными поездами по Транссибу с начала 2017 года составил 80,5%. ИА РЖД-Партнер.ру. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/news/rost-tranzitnykh-perevozok-konteynernymi-poezdami-po-transsibu-s-nachala-2017-goda-ostavil-80-5 (дата обращения 20.02.19).
  10. Тарифы (ставки сборов, плат) за работы и услуги, выполняемые АО «НК «АММТП» в порту Актау. [Электронный ресурс]. URL: http://www.portaktau.kz/content/uploads/2018/09/tarify-porta-aktau-s-01.10.2018.pdf (дата обращения 20.02.19).
  11. Экономика и логистика управления вагонными парками компаний-операторов. Монография / [Д.С. Бельницкий и др.]; М-во трансп. Российской Федерации, Федеральное агентство ж.-д. трансп., гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования Самарский гос. ун-т путей сообщ. Самара, 2009.


Все статьи автора «Бельницкий Данила Станиславович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: