Создание сбалансированной системы показателей, дает возможность объединить ежедневные операции с долгосрочными планами университета, все же недостаточно отчетливо сформулированные стратегические цели, приводят к невозможности оценки эффективности международной деятельности университета, таким образом, подобранная стратегия носит формальный характер и практически не оказывает влияние на деятельность разных структурных подразделений. В следствии образуется несоответствие между текущими (оперативными) результатами и конечными (стратегическими) целями вуза. Для решения данной проблемы, необходимы инструменты, которые дадут возможность связать стратегические планы с оперативными действиями, осуществляемые сотрудниками международной службы университета. Одним из инструментов, является разработка системы взаимосвязанных показателей на различных уровнях управления, которые дадут возможность производить оценку и контроль эффективности реализации стратегии развития университета. [1]
Цель исследования: Разработать сбалансированную систему показателей эффективности международной деятельности Вятского государственного университета.
Задачи исследования:
- разработать стратегическую карту международной деятельности;
- определить перечень показателей эффективности международной деятельности;
- обосновать минимальные количественные значения для всех показателей, включенных в ССП эффективности международной деятельности.
Методы исследования
Основными методами, которые мы применяли в своем исследовании, являются: анализ, синтез, классификация.
Сбалансированная система показателей (ССП) (англ. – Balanced Scorecard (BSC)) – концепция переноса и декомпозиции стратегических целей для планирования операционной деятельности и контроль их достижения [2].
ССП основана на взаимосвязи 4-х основных блоков показателей, которые позволяют управлять финансовой устойчивостью предприятия:
– блок финансовых показателей;
– показателей состояния потребителей;
– показателей процессов;
– показателей роста и обучения персонала.
Результаты исследования, их обсуждение
Исследование проводилось в несколько этапов.
1. Разработка стратегическая карта международной деятельности ВятГУ (рис.1).
Одним из основных инструментов разработки сбалансированной системы показателей являются стратегические карты.
Стратегические карты (strategy maps) – это инструмент, позволяющий менеджменту предприятий формулировать и отображать то, как можно эффективно создавать ценность, согласовывая стратегические цели через цепь причинно-следственных связей”, – отмечает А.М. Кузьмин [3].
Рисунок 1 – Стратегическая карта международной деятельности Вятского государственного университета
2. Разработка сбалансированной системы показателей для ФБГОУ ВО «Вятский государственный университет», где возможными показателями эффективности работы университета в сфере международной деятельности могут стать показатели описанные в таблице 1.
Таблица 1 – Сбалансированная система показателей международной деятельности ВятГУ
Составляющая |
Цель |
Показатель эффективности |
Минимальное количественное значение показателя |
1. Финансы |
Увеличение объема средств от образовательной деятельности, привлеченных из иностранных источников | 1.1. Объем средств от реализации дополнительных общеобразовательных программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
1.2. Объем средств от реализации основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, полученных образовательной организацией от иностранных граждан и иностранных юридических лиц |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
||
Увеличение объема средств от научной деятельности, привлеченных из иностранных источников | 1.3. Объем средств от научной деятельности, полученный из иностранных источников |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
|
2. Клиенты
|
Увеличить контингент иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам |
2.1. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран Содружества Независимых Государств (далее – СНГ)), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) |
Увеличение на 0.104 по сравнению с предыдущим годом
|
2.2. Удельный вес численности иностранных студентов из СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент) |
Увеличение на 0.104 по сравнению с предыдущим годом
|
||
Развивать академические обмены с зарубежными университетами | 2.3. Удельный вес численности студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
|
2.4. Численность студентов иностранных образовательных организаций, прошедших обучение в образовательной организации по образовательным по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, не менее семестра (триместра) в расчете на 100 студентов, обучающихся по очной форме обучения |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
||
Создать условия для реализации образовательных и научных проектов различной направленности | 2.5. Количество заключенных соглашений или договоров с зарубежными университетами |
Увеличение на 1 по сравнению с предыдущим годом |
|
3. Процессы |
Подготовить иностранных граждан к освоению основных программ на русском языке | 3.1. Реализация дополнительных общеобразовательных программ подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке с учетом профилей |
5 |
Повысить привлекательности вуза для корпоративных и индивидуальных клиентов | 3.2. Реализация образовательных проектов в соответствии с соглашениями / договорами с иностранными образовательными организациями |
4 |
|
3.3. Реализация основных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ведущих к получению двух дипломов |
1 |
||
3.4. Реализация основных образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры на иностранном языке
|
1 |
||
4. Персонал и инновации |
Привлечь высококвали-фицированных иностранных научных работников | 4.1. Удельный вес численности иностранных граждан из числа НПР в общей численности НПР |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
4.2. Численность зарубежных ведущих профессоров, преподавателей и исследователей, работающих (работавших) в образовательной организации не менее 1 семестра |
Увеличение на 10% по сравнению с предыдущим годом |
||
Обеспечить условия для эффективной иноязычной коммуникации с иностранными клиентами | 4.3. Доля сотрудников международной службы университета, владеющих иностранным языком |
50% |
|
Создать условия для информирования клиентов об услугах университета | 4.4. Количество информационно-справочных систем (сайтов, порталов, веб-страниц), содержащих информацию об университете и реализуемых образовательных услугах, поддерживаемых в актуальном состоянии |
9 |
Показатели 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 4.1, 4.2 данные показателей эффективности международной деятельности университетов, утвержденных Минобрнауки России [4].
Для показателей 1.1, 1.2 и 1.3 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.
Сумма количественных значений показателей 2.1 и 2.2 по данным на конец 2017 года составила 1,96. Через 5 лет эта сумма должна достигнуть значения 3. Соответственно, ежегодно данные значения должны увеличиваться на 0,208. Поэтому для показателей 2.1 и 2.2 минимальное количественное значение определяется следующим образом: берется количественное значение из 1-Мониторинг за 2017 год и ежегодно прибавляется 0,104 (0,208/2).
Для показателей 2.3 и 2.4 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.
В настоящее время ВятГУ имеет 12 действующих договоров с иностранными организациями (Латвия, Китай, Чехия, Таджикистан). Предлагается увеличивать количество заключаемых договоров на 1 ежегодно.
В настоящее время в университете разработаны дополнительные общеобразовательные программы по 5 профилям:
- экономический;
- медико-биологический;
- инженерно-технический;
- естественнонаучный;
- гуманитарный.
Таким образом, общее количество готовых к реализации дополнительных общеобразовательных программ – 11. Как правило, слушатели подготовительного факультета выбирают обучение по 2-3 профилям. Поэтому минимальное количественное значение показателя 3.1 устанавливается на уровне 5 (2 профиля).
В настоящее время ВятГУ реализует следующие совместные с иностранными вузами-партнерами образовательные проекты:
- программа подготовки бакалавров 45.03.02 Лингвистика, профиль «Русский и английский языки для иностранных граждан» (с Хэйхэским университетом);
- программа подготовки бакалавров 45.03.01 Филология, профиль «Русский язык и литература» (с Хэйхэским университетом).
В 2019 году запланирован запуск нового проекта – программа подготовки бакалавров 45.03.02 Лингвистика, профиль «Китайский и английский языки» (с Хуанганским педагогическим университетом).
Перспективным является совместный с Хубэйским университетом проект разработки программы подготовки бакалавров 41.03.05 Международные отношения на английском языке.
В связи с вышеперечисленным целесообразным является установка количественного значения показателя 3.2 – 4 (два действующих проекта, которые требуют дальнейшего развития и расширения; два новых перспективных проекта).
Для показателя 3.3 целесообразно установить минимальное количественное значение 1, т.к. имеется потенциальная возможность заключения дополнительного соглашения к действующему договору с Балтийской международной академией (Латвия), предметом которого будет разработка программы подготовки магистров 38.04.02 Менеджмент, профиль «Master of business administration», ведущей к получению двух дипломов – российского и европейского.
Для показателя 3.4. также можно установить количественное значение 1, т.к. на переговорах с Хубэйским университетом достигнута договоренность о разработке программы подготовки бакалавров 41.03.05 Международные отношения на английском языке.
Для показателей 4.1 и 4.2 минимальное количественное значение устанавливается следующим образом: количественное значение предыдущего года увеличивается на 10%.
В связи с тем, что запланировано расширение сотрудничества как со странами ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан), которые являются в основном русскоговорящими, так и со странами дальнего зарубежья (Китай, Индия, страны Восточной Европы и другие), где рабочим языком является английский, то целесообразным является доведение доли сотрудников международной службы университета, владеющих иностранными языками, до 50%. Кроме того, работа со слушателями подготовительного факультета, которые еще не освоили русский язык, также проводится с использованием иностранных языков (преимущественно английский и французский). Введение показателя 4.3 в СПП также необходимо в связи с планами по разработке программ высшего образования на английском языке. Этот процесс потребует постоянной коммуникации с представителями вуза-партнера на этапе разработки и согласования программы, а на этапе реализации – с обучающимися, которые преимущественно будут общаться с сотрудниками международной службы на английском языке, хотя ФГОС и предполагает освоение ими русского языка как средства коммуникации.
В настоящее время университет размещает информацию о своих образовательных услугах для иностранных граждан на 7 информационных ресурсах:
- официальный сайт университета www.vyatsu.ru (на русском, английском и китайском языках);
- официальный сайт университета на английском языке www.vyatsu.com;
- сайт для иностранных абитуриентов и студентов info.vyatsu.ru;
- официальный сайт для отбора иностранных граждан для обучения в России russia.study;
- официальный сайт russia.edu;
- информационно-справочный портал ООО «Экспорт образования» all-study.com;
- информационно-справочный портал ООО «Ассоциация гуманитарного сотрудничества» rustudent.org;
- информационная система Unica с приложением для мобильных устройств на платформе Android и iPhone;
- страница подготовительного факультета вКонтакте.
Данные информационные ресурсы содержат разнообразную информацию о деятельности ВятГУ: перечень программ для приема иностранных граждан, количество мест для поступления на бюджет и контракт, описание особенностей прохождения легализации иностранных документов об образовании и процедуры признания иностранного образования, анонсы мероприятий и отчеты о проведенных мероприятиях и т.д. Поддержание всех этих ресурсов в актуальном состоянии требует значительных усилий. На наш взгляд, количество собственных и внешних информационных ресурсов достаточно для выполнения различных функций:
- информирование абитуриентов об услугах ВятГУ;
- информирование потенциальных партнеров (зарубежные школы, университеты, рекрутинговые агентства) о возможностях вуза;
- информационно-правовая поддержка иностранных студентов;
- освещение событий из жизни университета и другие.
В связи с вышесказанным предлагаем установить минимальное количественное значение показателя 4.4 – 9. Здесь главным будет не увеличение количества ресурсов, а обеспечение актуальности содержащейся информации.
Выводы
Таким образом, в результате исследования была разработана сбалансированная система показателей эффективности международной деятельности Вятского государственного университета, определены показатели эффективности и их минимальные значения. Разработанная сбалансированная система показателей учитывает как установленные государством требования к эффективности деятельности образовательной организации в сфере международной деятельности, так и требования, определенные внутри организации и обеспечивающие максимальное использование имеющегося потенциала организации (финансового, кадрового, материально-технического, лицензионного и пр.).
Перспективами дальнейшего исследования мы можем назвать следующие направления:
- разработка и реализация плана мероприятий по внедрению сбалансированной системы показателей, например, изменение организационной структуры международной деятельности ВятГУ для внедрения ССП;
- контроль за реализацией мероприятий по внедрению ССП;
- мониторинг показателей функционирования ССП международной деятельности.
Библиографический список
- Билалова Е.М., Кичиханова П.М. Применение системы сбалансированных показателей в вузе (на примере дагестанского государственного университета) // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-3. – С. 472-476; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39958 (дата обращения: 10.06.2019).
- Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон; Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. – 320 с.
- Кузьмин А.М. Метод “Стратегические карты”// URL: https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0032/ (дата обращения: 10.06.2019).
- Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения 11.06.2019)