Малое предпринимательство – это важный субъект экономики страны, без него развитие и формирование экономики практически невозможно. Оно выполняет важные социально-экономические задачи, например: создание рабочих мест, повышение конкурентоспособности, формирование бюджета региона и страны в целом.
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. [6]
Оно характеризуется небольшим размером бизнеса и дохода. Так же характерной чертой малого бизнеса является ограничение в количестве сотрудников – предприятие с количеством 100 сотрудников- малое, а с количеством работников от 101 человека уже считается средним. [1]
По данным Росстата в 2017 г. в России субъектов малого и среднего предпринимательства зарегистрировано 6039,2 тыс. ед., в том числе юридических лиц — 2817,51 тыс. ед. и индивидуальных предпринимателей — 3221,7 тыс. ед. Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет примерно 22%. [4]
А по данным института экономики роста, доля малого и среднего бизнеса в ВВП других стран составляет 50–60%. Например, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63%. [3]
Для того чтобы позволить малому предпринимательству развиться, государство реализует определенную социальную и экономическую политику. Так оно вводит различные льготы, например: меры финансовой поддержки, упрощенный порядок составления статистической отчетности, меры для развития инфраструктуры поддержки, применение специальных налоговых режимов.[2] Все это помогает малому бизнесу существовать и развиваться.
Для развития экономики России, малый бизнес имеет большое значение. Малые предприятия легче переносят изменения внешней среды, они быстрее приспосабливаются к новым условиям. Например, когда в России в 90-х годах начался экономический кризис, именно малый бизнес помог в усилении и становлении рыночной экономики. Кроме того, малый бизнес — это один из источников налоговых поступлений. Эти поступления помогают формировать бюджет региона и страны. [5]
Малый бизнес создает рабочие места для населения, тем самым повышая уровень его занятости и уменьшая уровень безработицы. Очень часто именно малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения.
К сожалению, на данный момент малый бизнес испытывает много проблем, среди которых:
1) Повышение цен на сырье, на которое повлияли нестабильность рубля и высокие ставки кредитования;
2) Увеличение роста отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза. Так, с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20 727,53 рублей. Но эта мера привела к тому, что в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили. Причиной этому стало повышение налогового бремени до 33 %.[3]
3) Низкий объем инвестирования. Государство поддерживает малые предприятия при помощи различных программ помощи, но этого не достаточно. К тому же не всегда государственные структуры вкладывают деньги и силы в начинающие предприятия.
4) Затрудненное кредитование. Для получения кредита необходима некая материальная база, а малые предприятия чаще всего арендуют помещение и оборудование. Кроме того, малый бизнес ведет упрощенную отчетность, а банки требуют соответствия стандартам бухучета. Проходит время, пока предприятия корректируют свои отчеты.
5) Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются непосильными для начинающих предпринимателей. [5]
Для развития предприятий малого предпринимательства необходимо: улучшение нормативной и правовой базы, уменьшение налоговой нагрузки, целенаправленное расходование финансовых средств и оказание поддержки в решении финансово-имущественных проблем.
В России в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли малого бизнеса, что положительно повлияет на экономику в целом. Доля малых предприятий не велика, но все равно малый бизнес является неотъемлемой частью экономической системы. Поэтому государству необходимо усилить поддержку малых предприятий.
Библиографический список
- Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция); Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 06.06.2019)
- Официальный сайт «Институт экономики роста им. Столыпина П.А.» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.stolypin.institute/ (дата обращения 06.06.2019)
- Официальный сайт «Информационное агентство Российского Имперского Союза — Ордена «Легитимист»». (Малый бизнес в России: цифры и факты.) UEL: http://legitimist.ru (дата обращения 06.06.2019)
- Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики». – URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 06.06.2019)
- Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75–83.
- Черкасов Д. О. Роль малого предпринимательства в экономике России // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 626-629. — URL https://moluch.ru/archive/106/25029/ (дата обращения: 06.06.2019).
Количество просмотров публикации: Please wait