Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики.
Взаимодействие органов власти и бизнеса, а именно субъектов среднего и малого бизнеса, дают преимущество – с одной стороны, ресурсы и гибкость бизнеса, с другой стороны – возможность влиять на принятие решений в целях социально-экономического развития, и выступать гарантом социальной справедливости органов власти.
В данной статье нам предстоит рассмотреть возможность появление новых механизмов взаимодействия власти и бизнеса к 2019 году и выявить пробелы данного взаимодействия.
Подходит к концу срок действия Стратегии и Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которых значилась одна из стратегических целей – развитие и создание новых форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего бизнеса. Сегодня мы уже можем говорить о некоторых итогах реализации данных документах стратегического планирования. Как изменилось взаимодействие власти и бизнеса, и какие проблемы остались не решенными?
Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года обозначила необходимость решения проблемы взаимодействия государства и бизнеса [1, с. 118]. Решение данной проблемы предполагалось за счет таких мер, как:
создание новых форм привлечения частного капитала к реализации научно-технологических программ (форсайт-проекты, технологические платформы);
формирование приоритетов технологического развития на базе подобных институтов;
создание малых и средних технологических компаний, стартапов, в том числе ориентированных на удовлетворение спроса крупных корпораций (американская модель);
проектное финансирование в рамках выпуска долговых обязательств (проектных или инфраструктурных облигаций), полностью или частично гарантированных государством;
иных способов непрямого государственного финансирования (налоговые кредиты, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и т. п.) [1, с.118].
Таким образом, взаимодействие власти и бизнеса переходило от прямого финансирования к поддержке инициатив. Актуальными механизмами взаимодействия власти и предпринимательства стали развитие государственно-частного партнерства по реализации значимых стратегических задач, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, создание образовательных площадок (бизнес-инкубаторы, образовательные центры).
После проведенного опроса представителей среднего и малого предпринимательства с целью определения основных барьеров взаимодействия органов власти и бизнеса.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы о проблемах взаимодействия органов власти и субъектов малого и среднего предпринимательства:
- около 80% ответили, что наибольшая проблема при взаимодействии с органами власти для них состоит в контрольно-надзорной сфере при проверках – избыточные требования и длительные сроки, а также зарегулированность при прохождении административных процедур (например, получения лицензии);
- около 90% отмечают, что им не хватает информации по мерам государственной поддержки;
- около 20% сталкивались с коррупцией при взаимодействии с органами власти.
Таким образом, часть вопросов связанных с улучшением взаимодействия власти и бизнеса была решена с помощью проведенных государством мер. Однако вопрос, связанный с эффективным взаимодействием власти и бизнеса остается актуальным и требует от обеих сторон инициативы и желания эффективно сотрудничать.
Разработанный Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который включает в себя пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». В рамках данных проектов уже рассматривается привлечение бизнеса для их реализации, а, следовательно, есть поле для будущего развития механизмов и форм взаимодействия власти и субъектов малого и среднего предпринимательства.
Библиографический список
- Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — с.118.
- Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
- Курбатова М., Левин С. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса //Вопросы экономики. – 2018. – №. 10. – С. 119-131.
- Каган Е. С., Пахомова Е. О. Проблема оценки эффективности института взаимодействия государства и бизнеса // Новые институты для новой экономики. – 2018. – С. 144-151.
- Фролова Е. В., Медведева Н. В. Сотрудничество бизнеса и местной власти: проблемы и новые возможности //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – №. 1